Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
19 июля 2010 13:50

На лесорубов поставили противотанковые ежи

Экологи надеются остановить прокладку магистрали через Химкинский лес

26

В понедельник 19 июля в Химкинском лесу, около аэропорта Шереметьево, стартует акция экологов в защиту леса от начавшейся вырубки. Строители и лесорубы (подрядчиком выступает французская фирма Vinci) начинают прокладку через лес трассы скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург.

На 14.00 запланирована встреча представителей подрядчика, экологов и общественников, в том числе членов федеральной и столичной Общественной палаты, в ходе которой подрядчик обещает представить разрешительную документацию на проект. На площадке уже находятся несколько десятков активистов, никаких силовых эксцессов и осложнений не возникает (на 13.30 мск).

Напомним, что с 15 июля в Химкинском лесу установлен палаточный лагерь Движения в защиту Химкинского леса, который охраняет лес от незаконной вырубки. С 19 июля на этом месте установят противотанковые ежи — экологи недвусмысленно проводят аналогии с боями 1941 года, когда в районе Химок были разгромлены передовые отряды вермахта, прорывавшиеся к Москве.

«Наступление фашистов в 1941 г. на Москву было остановлено именно в Химках, — пишут активисты на сайте движения. — Химчане надеются, что их город вновь станет символом борьбы с наступлением оккупантов и бандитов от путинской власти, подписавшей их лес под уничтожение ради платной трассы и колоссальной стройки по ее бокам». На лидера движения Евгению Чирикову, отметим, 16 июля уже было совершено покушение.

Заметим, что проект строительства скоростной автострады Москва — Санкт-Петербург оживился после коллапса на Ленинградке в связи с ремонтом путепровода в конце июня — начале июля. Обозреватель «СП» побеседовал с активистами Движения в защиту Химкинского леса, чтобы узнать, чего они ожидают от встречи и зачем блокируют начавшуюся вырубку:

«СП»: — Что сейчас происходит на месте вырубки?

Сергей (С): — В 13−00 у нас должна по плану начаться акция протеста против вырубки Химкинского леса для строительства трассы Москва — Петербург. Скорее всего, акция состоится, потому что особенного сопротивления на площадке нет.

Андрей Маргулев (АМ): — Мы ожидаем, что на площадке должны появиться представители подрядчика с разрешительной документацией. Тут же будут и члены Общественной палаты, и представители прессы.

«СП»: — На экологов сейчас оказывается силовое давление?

С: — Нам, безусловно, пытаются помешать, но тяжелой техники в данном месте нет. Все эти дни вырубку охраняют трое чоповцев, особенных спецсредств у них нет. Но то, что намерения строителей серьезные, понятно хотя бы из того, что на активистов движения оказывается нешуточное давление.

АМ: — Какое может быть силовое давление со стороны подрядчика, если у них нет никаких документов на начатую вырубку? Они вообще-то не имеют права проводить работы. А нас здесь довольно много, в палаточном лагере около 40 активистов.

«СП»: — Как вы считаете, связано ли начало строительства дороги с коллапсом на Ленинградке?

С: — Конечно, у нас многие считают, что транспортный коллапс на Ленинградке был срежиссирован специально для того, чтобы ускорить принятие решения о строительстве дороги через Химкинский лес.

«СП»: — Почему защитники леса выбрали именно такую, «уличную» тактику?

С: — Конечно, мы также работаем и политическими методами, но только ими тут не ограничишься: слишком большие деньги замешаны в строительстве этой автодороги. Поэтому нам нужны вот такие акции энтузиастов, привлечение общественного внимания. Поэтому мы и ставим палатки, и пикетируем площадку.


Как бы то ни было, проблема вечно стоящего Ленинградского шоссе очевидна всем, и необходимость строительства скоростной трассы никем не оспаривается. Тем не менее, неясно, насколько именно такая трассировка может считаться единственно возможной или даже оптимальной. По крайней мере, Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, уверен, что дорожники выбрали не лучший вариант прокладки шоссе:

«СП»: — Можно ли сказать, что трассу необходимо прокладывать через лес?

— Мне уже приходилось объяснять, что эту дорогу запланировали очевидно неправильно. Доводы известны, я их чуть позже изложу. Пока же скажу, что борьба практически проиграна: уже приняты все законные нормативные акты, позволяющие вести строительство. Есть надежда, что один из ключевых инвесторов проекта — Европейский банк — остановит это, но пока руководство банка выражало лишь озабоченность экологической проблемой леса, но не применяло власть…

Что касается самого маршрута этой трассы, то мой вывод простой: проектировщики, люди подневольные, выполнили команду сверху и проложили трассу там, где этого не надо было делать. Тогда как существует оптимальнейший вариант: класть дорогу вдоль путей Октябрьской железной дороги…

«СП»: — Почему же был выбран иной вариант?

— При том, что трасса для скоростного автодвижения должна быть максимально прямой, ее в районе Химок сделали с этакой «загогулиной» в сторону аэропорта Шереметьево. Очевидно, это имело целью обеспечить доступ к аэропорту. Но по всем канонам транспортной науки так делать не надо — к таким объектам нужно строить небольшие, но с хорошей пропускной способностью отводные магистрали. Так, как это было сделано раньше, на Международном шоссе — только там дорога получилась слабенькая, но по-другому тогда еще не умели.

Вторая вещь, не менее глупая: по краям дороги предусмотрена коммерческая застройка, как по обочинам МКАДа. А это по-настоящему убийство дороги: из скоростного транспортного коридора она, из-за обилия мест притяжения по бокам, превращается в широкую сельскую улицу с медленными скоростями движения.

Из вышеизложенного понятно, кому выгодно было именно такое, неоптимальное для транспорта, решение магистрали. Так что… Мне-то по возрасту на баррикады уже поздновато, но могу сказать откровенно: все лозунги о первой в России магистрали европейского класса, о скоростном и безпробочном движении — всё это, увы, пошло прахом еще до начала строительства.

Фото [*]

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня