В Комсомольске-на-Амуре утром 28 июля разразился скандал: Центральный районный суд своим решением обязал местного провайдера — ООО «РА РТС Роснет» — ограничить доступ к некоторым популярным контент-серверам, в том числе видеохостингу Youtube. Судья мотивировала это тем, что, по данным правоохранительных органов, на этих серверах содержится, в том числе, экстремистский контент.
«Суд обязал местного провайдера ограничить доступ к YouTube, а также lib.rus.ec, thelib.ru, zhurnal.ru, web.archive.org, которые содержат в свободном доступе материалы, внесенные в федеральный список экстремистских. В частности, на сайтах электронных библиотек можно найти текст книги Адольфа Гитлера «Моя борьба», — сказал журналистам представитель Хабаровского краевого суда.
Обжалованию это постановление не подлежит, поскольку сроки подачи апелляции уже вышли, подчеркнули в Хабаровском суде. Когда именно было вынесено решение, не уточняется. Отметим, что свою позицию уже обозначил владелец Youtube — корпорация Google. «Мы считаем, что решение Центрального суда города Комсомольск-на-Амуре противоречит конституции РФ, в частности, 29-й статье. Решение суда ограничивает доступ не к отдельным роликам, а ко всему сайту. Таким образом, пользователей ограничивают в доступе к информации. Стоит отметить, что на YouTube очень много контента. В том числе, есть и канал президента России», — заявила РИА «Новости» Алла Забровская, директор по связям с общественностью Google в России.
Впрочем, Youtube и без решений российских судов является достаточно «стерильным» видеохостингом — по словам Забровской, пользовательское соглашение YouTube запрещает выкладывать на ресурс контент, который противоречит законам РФ. Сообщество пользователей YouTube само поддерживает удаление таких роликов. Модераторы по жалобам пользователей удаляют ролики, которые пропагандируют межнациональную рознь, агрессию, насилие.
В беседе с обозревателем «СП» известный интернет-эксперт Антон Носик, основатель множества известных проектов Рунета, возмутился вынесенным решением, но не выразил особенной обеспокоенности по поводу возможного «закрытия интернета» в России:
«СП»: — Как вы считаете, может ли быть оспорено решение суда — например, на федеральном уровне?
— Говорить об обжаловании решения не стоит, потому что решение вынесено в отношении одного-единственного хабаровского провайдера — если он не обжаловал в установленные сроки, то поезд уже ушел.
«СП»: — А есть ли опасность повторения подобных решений в других регионах?
— Такие вещи, на самом деле, происходят постоянно. Грубо говоря, это работает машина. Сидят в УВД менты: отдел «Э», отдел «К». В любом субъекте федерации. У них есть такая нагрузка: проверять интернет на предмет экстремистского содержания. И вот УВД проведена проверка, результаты этой проверки доведены до прокурора — в данном случае, прокурора Комсомольска-на-Амуре Пахомова Владимира Евгеньевича. Там сообщается, что вот на таких-то сайтах есть такие-то экстремистские материалы. Прокурор обращается в суд в интересах РФ и широкого круга лиц. Требуя от суда обязать провайдера закрыть доступ к этим сайтам.
А суд наш не соглашается с прокурорами в среднем меньше, чем в 0,5% случаев — если не брать суды присяжных. Так что суд подмахнул то, что ему написал прокурор, а прокурор направил в суд то, что принесла ему проверка УВД. Весь этот механизм детально описан в самом тексте судебного решения.
«СП»: — То есть, у нас возможно какое угодно решение по поводу интернета?
— Естественно, ведь такие УВД есть в каждом субъекте федерации, все они проводят такие проверки. И дальше всё определяется уровнем невежества их и прокурорским. Уровнем невежества судьи определяется во всем постановлении только неспособность выписать адрес ресурса, который она постановила закрыть. Lib. rus — она потеряла .ec, домен Эквадора, и это ее единственный вклад в судебное решение.
«СП»: — И список экстремистских материалов может быть расширен?
— Описанная процедура отличается от той процедуры, с помощью которой комплектуется федеральный список экстремистских материалов Минюста. Этот список комплектуется за счет обнаружения новых материалов, которые суду предлагается признать экстремистскими. А в данном случае новых материалов и не было — один ролик типа «Россия для русских» и «Майн кампф». Список не расширен.
«СП»: — То есть глупость суда может все-таки войти в систему…
— Эта глупость не может войти в систему, потому что нет механизма тиражирования. Каждый раз мент, прокурор и судья проделывают такую вещь заново. Здесь есть каждый раз эта система из трех дебилов, которые действуют по своему усмотрению.
А так, не предвидится ни полного, ни частичного закрытия. Есть лишь полностью невменяемая система из ментов, прокуроров и судей. Завтра они могут, во время очередного крышевания или рейдерского захвата, обнаружить томик Лермонтова — и найти там экстремизм: «Ты трус, ты раб, ты армянин». Или Пушкина, с «презренным евреем». И решит, что это экстремизм.
А далее его чуть более просвещенный товарищ найдет в интернете ряд сайтов с Пушкиным и Лермонтовым, суд внесет это в список экстремистской литературы. Вот так и работает эта система. Но, к счастью, к жизни это не имеет никакого отношения.
«СП»: — А техническая возможность обойти запрет — она есть у жителей Комсомольска-на-Амуре?
— Техническая возможность есть, и судом ничего не сказано о том, что у них не должно быть такой возможности. Суд подмахнул то, что написал прокурор, а прокурор предложил фильтровать по IP. Что для таких ресурсов, как Youtube, достаточно забавно… Потому что фильтрация по IP обходится на счет «раз» с помощью прокси-сервера.
Так что неприятности это решение доставило лишь провайдеру — да и то всего-то в размере госпошлины, что-то около 4000 рублей.