По факту погрома здания сотрудники Следственного управления при УВД по городу Химки возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 213 УК РФ («хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору»).
«Учитывая короткий период проведения акции, сотрудникам милиции, прибывших к зданию администрации, задержать участников нападения не удалось. Прибывшие на место милиционеры лишь увидели последних, убегающих на электричку, и не успели никак отреагировать», — заявил журналистам начальник управления информации и общественных связей ГУВД по Московской области Евгений Гильдеев.
Лидер Движения в поддержку Химкинского леса Евгения Чирикова сразу после погрома заявила «Времени Новостей», что с активистами лично не знакома и подобные формы протеста не поддерживает. Эколог предупреждала чиновников, что если они не пойдут на компромиссы по сохранению леса, протест москвичей и химчан станет стихийным и может обернуться бунтом.
С тем, что акция была импровизацией, милиция категорически не согласна. «Данная акция не стихийная, это хорошо спланированное мероприятие, в котором участвовали около 90 человек», — сказал Гильдеев.
Атака на администрацию Химок — спонтанная акция, настаивают организаторы погрома. О том, как именно она будет проходить, активисты решали на ходу. Подробности подготовки к мероприятию «Свободной прессе» рассказал социальный активист Валерий Лазарев.
«СП»: — В акции в Химках участвовали только анархисты и антифашисты?
— Нет, не только. Левые активисты, экологи, жители Химок. Антифашисты, участвовавшие в акции, подчеркивают именно ее гражданскую направленность. То есть это был ответ граждан на беспредел химкинской администрации.
«СП»: — Вырубка Химкинского леса и прокладывание вместо него дороги — это федеральная программа. Причем тут администрация города?
— Администрация лоббировала строительство через лес, администрация несколько лет боролась бандитскими методами с противниками такой трассы, которая весь лес изрежет, и в этой борьбе были жертвы. Например, редактор «Химкинской правды» Михаил Бекетов, который остался инвалидом, после избиения неизвестными, но не он один.
«СП»: — Охрана РЖД пропустила активистов без билетов, многие наблюдатели истолковали это как то, что погром был организован РЖД. Якобы Якунин опасается строительства конкурирующего объекта.
— Охрана просто побоялась проблем. Стали бы вы спорить, когда против вас семьсот человек? Думаю, нет.
«СП»: — Я слышал от участников акции, которые собрались на площади, что они до конца не знали, как именно будет проходить акция. Решение о разгроме администрации принималось стихийно?
— Да. Важно было каким-то образом обозначить проблему и указать в жесткой форме на виновников ситуации.
«СП»: — Химкинский парламентарий сказал «Полит.ру», что милиция могла стрелять в участников акции, но не сделала этого из гуманных соображений. Это было похоже на правду?
— Какая милиция, хочется спросить химкинского парламентария? Где была его милиция, он знает? Как такие люди, при полном отсутствии информации вообще становятся парламентариями? Он, видимо, перегрелся. Ему надо бы обратиться к врачу, если он всерьез считает, что милиция не стала стрелять по гуманным соображениям. Поймите, сложно стрелять тем, кого нет.
«СП»: — То есть милиции не было?
— Совсем. Ноль. Была милицейская машина, когда активисты уже шли обратно, и она была одна. И благоразумно свернула, заметив активистов.
«СП»: — Акция как-то остановит вырубку леса?
— Не уверены. Но вот заставит власти задуматься, что будет, если они продолжат такой беспредел. Все-таки во власти есть и здравомыслящие люди.
«СП»: — Акции будут продолжаться?
— Вряд ли кто-то сейчас точно ответит на этот вопрос. Пусть власть сделает так, чтобы не продолжились, то есть остановит вырубку и сменит администрацию Химок.
«СП»: — Как так вышло, что акция была стихийной и одновременно организованной?
— Ну, так бывает. Была идея провести акцию в поддержку Химкинского леса, а то, какой именно она будет, решали уже на месте, по пути на акцию.
«СП»: — Я уточню вопрос. Действия участников, несмотря на импровизацию, были очень слажены, сказывается опыт?
— Да, опыт конечно. Плюс организованность. Они складывались не один год, причем раньше была угроза нападения нацистов, что мобилизует и дисциплинирует. Но теперь антифашисты «расширяют пространство борьбы». Вчерашняя акция, подчеркиваю еще раз — акция неравнодушных граждан на беспредел властей.
«СП»: — Насколько серьезные меры конспирации приходится применять, некоторые участники прятали лица, не брали телефоны, почему?
— Закрытые лица — это старая традиция — быть антифашистом и просто активистом в России до сих пор опасно. В России убивают антифашистов, адвокатов, журналистов, правозащитников. А телефоны — ну меньше знаешь, крепче спишь, тем более многие считают, что телефоны активистов стоят на прослушке. Поэтому разумно вполне.
«СП»: — Защитники леса, которые были во время погрома на вырубке, не поддержали акцию.
— Разумно, они борются мирными ненасильственными действиями. Правда без особого успеха, менты как хотят, так и разгоняют их лагеря. Увы, реальность именно такова.
«СП»: — Многие, кто был в Химках, хотели подраться с охраной вырубки. Вы предлагали экологам силовую поддержку?
— Дело было в эффективности акции. Я не знаю, предлагали ли такую поддержку, в любом случае экологи не могли на нее согласиться. А активисты были не готовы к пассивному сопротивлению, мало кто хотел просто так попадать в лесу под дубинки ОМОНа. Дело не в трусости, а в целесообразности. Ну, вот представьте себе, что сегодня по Химкинским отделениям милиции сидело бы 300 человек, из них
«СП»: — Популярно мнение, что такой акцией погромщики подставили экологов.
— А какая ситуация была до акции? С экологами общались вежливо, приносили им еду и воду в лагерь, наверное? Или жестко разгоняли еще в прошлую пятницу и устраивали потасовку в понедельник? Может администрация Химок и компания-вырубщик пришли на самими анонсированную встречу с горожанами? Отношение было и так однозначно негативным.
«СП»: — В блогах нацисты заявили, что участники разгрома администрации Химок испугались людей, охранявших вырубку.
— Нацисты привыкли атаковать только беззащитных. Выставку разгромить, напасть на тех, кто принципиально не будет сопротивляться. В Химках ситуация усугублялась тем, что они атаковали не просто беззащитных, но делали это при помощи милиции, которая была однозначно на их стороне.
«СП»: — Путин очень быстро среагировал на погром администрации. Через пресс-службу он заявил, что погром не имеет никакого отношения к экологии. Вы расчитывали на такой резонанс?
— Ну вообще он сказал, что вырубают лес в соответствии с законом. Этого достаточно чтобы понять его позицию. Кстати, а почему он скромно молчал, когда экологические лагеря разгоняли? Когда преследовали, калечили и убивали активистов экозащиты? Он говорит про закон, а эта фраза сейчас к современной России не применима.
До Путина дошло
Вырубка Химкинского леса ведется в строжайшем соответствии с законом, о ситуации с лесом Владимир Путин информируется на постоянной основе, заявил в эфире радиостанции «КоммерсантъFM» пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
«С точки зрения окружающей среды предусматривается целый набор компенсационных мер, зону вырубки не стоит преувеличивать», — сказал он.
Никаких решений по этому вопросу главой правительства принимать не планируется. Все решения уже приняты. В Химках все осуществляется в строгом соответствии с законодательством, заявил Песков.
«Мы с большим вниманием относимся к требованиям защитников окружающей среды до тех пор, пока их требования находятся в русле закона. Разгром администрации не имеет никакого отношения к экологии», — предупредил пресс-секретарь премьера.
Администрация Химок приравняла погромщиков к нацистам
29 июля администрация Химок отреагировала на акцию у здания мэрии вполне однозначно. Заметка на официальном портале himki.ru, озаглавленная «Экстремисты устроили погром в администрации Химок», рассказывает о том, что вечером 28 числа пострадала и находящаяся в здании картинная галерея.
«Галерея является предметом гордости жителей, там хранятся произведения крупнейших российских художников огромной стоимости и ценности, и химчане не способны на жестокий и циничный вандализм», — говорится в материале.
Как уже успели выяснить представители химкинской мэрии, среди «погромщиков» не было «ни одного человека с химкинской пропиской». Отметим, при этом, что, по официальным данным, никто из участников набега на администрацию задержан не был, а своих агентов среди них у химкинской администрации, судя по результату акции, не имелось.
Немедленно после происшествия на том же сайте появились и письма разгневанных и потрясенных химчан. Участников «погрома» в этих письмах прямо приравнивают к нацистам.
«Толпа молодчиков колонной шествовала по Химкам, а мы боялись в своих квартирах… В уютных чистых ухоженных Химках, где живут нормальные, добрые интеллигентные люди, реализуют заказной погром, почти по типу Мюнхенского пивного, под предводительством Гитлера. Погромщиков заказали из Москвы. И те приехали громить», — пишет химчанка Галина Волкова.
В каждом из опубликованных писем защитники леса обвиняются в экономической ангажированности. «Ясно, что экологи, так рьяно защищающие Химкинский лес, следуют каким-то своим корыстным интересам, не углубляясь в суть проблем, которые, безусловно, будут решены с появлением новой дороги, дублирующей Ленинградку!» — пишет житель Химок Николай Кержуев.
Защитники Химкинского леса дожидаются суда
Защитников Химкинского леса, разбивших эколагерь неподалеку от вырубки, в среду вечером, 28 июля задержала милиция. Незадолго до задержания одного из активистов избили неизвестные в масках. По словам экологов, нападавших ранее видели вместе с сотрудниками ЧОП и милиционерами. Милиционеры составили на экологов протоколы по ст. 20.1 КоАП РФ («незаконная организация массового мероприятия») и 19.4 КоАП РФ («неповиновение сотруднику милиции»).
Ночевали экологи в ОВД. Милиционеры изъяли их вещи и отобрали мобильники. Содержание в камерах они назвали пыткой. Примерно в 13.15 появилась информация, что Евгению Чирикову везут в Химкинский городской суд. Поддержать экологов на суде хотят лидер «Яблока» Сергей Митрохин и жители Химок. Сейчас, на 15.00 мск активисты находятся в здании суда. Слушание не начинается из-за неявки судьи.
Разгром здания администрации города Химки
Радикализм — вина бюрократов. комментарий Е. Чириковой
Фото: Артем Драчёв