Глава правительства РФ Владимир Путин, общаясь с погорельцами деревни Верхняя Верея в Нижегородской области, пришёл к выводу, что на борьбу с пожарами пора бросить реформированную армию. Президент РФ Дмитрий Медведев его горячо поддержал. И вот минобороны РФ на базе главкомата Сухопутных войск создало оперативный штаб по ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС). «Аналогичные оперативные группы созданы в штабах военных округов. В соединениях и воинских частях созданы дежурные подразделения, обеспеченные специальным инвентарем и техникой для тушения пожаров», — говорится в сообщении пресслужбы минобороны. На сегодняшний день в Центральной России в тушении пожаров задействовано около 2 тысяч военнослужащих и до 100 единиц техники мотострелковых, танковых, трубопроводных соединений, а также военно-учебных заведений. В Воронежской области в районе населенного пункта Отрожка курсанты Военного авиационно-технического университета оказывают помощь в эвакуации детей и отдыхающих с территории оздоровительных учреждений. Кроме того, около 250 военнослужащих Воронежского гарнизона оказывают содействие МЧС в тушении пожаров и создании дополнительных антипожарных полос в населенных пунктах Медовка, Масловка и Ясная.
Безусловно, низкий поклон военнослужащим, но возникает ряд вопросов. Имеет ли армия достаточную противопожарную подготовку? Почему не справляется со своими обязанностями специально созданное для борьбы с природными и техногенными катаклизмами МЧС? Об этом мы побеседовали с руководителем Центра военного прогнозирования полковником Анатолием Цыганком.
— Почему армию опять привлекают к решению несвойственных ей задач?
— В принципе, в чрезвычайных ситуациях к борьбе со стихией привлекаются любые структуры, имеющие организацию и дисциплину. Особенно для спасения людей. Меня удивляет другое — беспомощность МЧС.
— В чем она выражается?
— Глава МЧС РФ Сергей Шойгу на совещании в Нижегородской области так оценил свою беспомощность: «В результате пожаров 1170 домов в двух федеральных округах сгорели, 2178 человек остались без крова». Следует добавить: выгорело более 120 000 квадратных километров леса — это примерно 12 000 000 000 кубов древесины — по самым скромным оценкам ущерб составляет 10 миллиардов долларов. Это дает основание задуматься об эффективности МЧС и поставить под сомнение целевое расходование выделяемых на функционирование этой структуры средств.
— Что вы имеете в виду?
— Шойгу обязан был рассказать погорельцам про конкурс на лучший гимн МЧС, про проведенную парусную регату на Белом море, посвященную 20-летию МЧС, про автопробег Москва-Краснодар, посвященный тому же юбилею, про другие торжественные мероприятия, про сформированную зимой международную Евроэскадрилью для тушения лесных пожаров на Балканах, в Греции, Италии. Тогда бы всем стало ясно, почему у нас МЧС съедает гигантские средства, а пожары при этом беспрепятственно гуляют по просторам России, и на борьбу с ними правительство вынуждено бросать армию.
— Интересно, что в СССР никогда не было МЧС, но таких провалов в борьбе со стихией не наблюдалось. Стоило ли разрушать Гражданскую оборону и Государственную противопожарную службу ради создания организации вооруженных спасателей?
— Для начала напомню, как создавалось МЧС. В соответствии с решениями чрезвычайной сессии Верховного Совета РСФСР от 21−23 августа 1991 года, Борис Ельцин издал распоряжение о создании Российской Гвардии и одновременно дал согласие на вооружение Российского корпуса спасателей и трансформации его в Министерство по чрезвычайным ситуациям, поскольку в тот период у Российской Федерации, кроме милиции, других вооруженных формирований не было. Но уже в преддверии подписания Беловежских соглашений президент затормозил, а затем вообще прекратил шаги по созданию Российской Гвардии, поскольку у России появилась возможность юридически получить свои вооруженные силы. Но военизированное министерство по ЧС осталось. В 1992−93 годы на армию в целом надежда была слабая, поэтому параллельно в стране формировались ведомственные вооруженные формирования, как какой-то силовой противовес потенциально опасной и слабоуправляемой армии. По инерции это происходит до сего дня.
В соответствии с указом президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 численность только центрального аппарата МЧС составляет 1215 человек, в том числе 140 человек противопожарной службы и 250 военнослужащих войск гражданской обороны. Этим же указом численность территориальных органов определена в 26900 человек (19 500 военнослужащих). Фактически этим указом утверждено уникальное, не имеющее прецедентов в мировой практике соотношение, когда на одного генерала приходится меньше 160 военнослужащих. В армии ротой в 100 человек командует капитан. Батальоном в 450 человек командует подполковник, бригадой в 3800 человек командует полковник. Оперативно — тактическим объединением в 38 000 человек командует генерал-майор. А в МЧС 19 500 солдатами командует генерал армии Шойгу и 122 генерала чинами пониже (9 генерал-полковников, 33 генерал-лейтенанта, 76 генерал-майоров и 4 контр-адмирала). Если сравнить эту ситуацию, например, с российской армией, то там на 1 000 000 военнослужащих приходится около 890 генералов. Если сравнивать с американской армией, то там на 1 371 000 военнослужащих приходится 879 генералов. То есть, на одного генерала МЧС приходится 159 военнослужащих, на одного генерала российской армии — 1100, на одного генерала американской армии — 1204.
— Есть ли какой-то смысл в том, что МЧС является военизированной организацией?
— Уникальность ситуации заключается в том, что мы единственная страна в мире, где спасатели носят военные мундиры. Но от этого уровень защиты населения нисколько не лучше, чем в той же Америке, Греции, Испании… Примером тому — не только пожары нынешнего года. Во время майской энергетической катастрофы, когда Москва практически была брошена на произвол судьбы, МЧС узнало о сложившейся ситуации только через два часа. Последняя техногенная авария, связанная с загрязнением Амура в районе Хабаровска, также показала, что наличие генеральских погон нисколько не ускорило ни создание запасов активированного угля для поглощающих фильтров в городах, берущих забор воды из крупных рек, ни строительство заградительной дамбы.
Милитаризованные спасатели ничуть не способнее своих невоенных собратьев в других странах. Генеральские погоны отнюдь не гарантия того, что руководство спасательной операцией будет более профессионально, а пожар будет потушен быстрее. В спасательных операциях ценится профессионализм и специальная подготовка, а не погоны с одним или двумя просветами.
— Последние катастрофические события заставляют внимательно присмотреться к организации противопожарной службы МЧС. Как вы ее оцениваете?
— Как разгром бывшей Государственной противопожарной службы. После ее присоединения к МЧС начался массовый исход профессионалов-пожарников. Плоды этого уже налицо. При нынешних пожарах в Воронежской области выяснилось, что катастрофически не хватает специалистов.
— Почему они уходят?
— Потому что в МЧС их разделили на людей первого и второго сорта. Те, кто в погонах («коренные» сотрудники МЧС), больше получают, раньше уходят на пенсию, им обеспечивается более высокая пенсия. Пожарников возмущет то, что их насильно «привязывают» к традициям и истории МЧС, при этом принижается история и традиции пожарной службы. Вплоть до того, что привычный красный цвет пожарных машин собираются заменить на голубой.
Возмущает бывших пожарников и то, что в МЧС не используется прежний, особенно советский опыт борьбы с пожарами, а идет упование на новую технику. В советские времена все леса были разделены на кварталы для проезда техники и для локализации верхового пожара. Применялось боронование (опашка). Большое значение придавалось профилактике пожаров. Например, пожарная охрана следила за тем, чтобы в населенных пунктах, где дома из дерева, устраивались отсечные кирпичные стенки, непреодолимые для огня. При тушении лесных пожаров использовались сборно-разборные трубопроводы, которые хорошо показали себя при притушении лесных пожаров в 1972 году в подмосковных лесах. В СССР было 18 трубопроводных бригад, способных развернуть за сутки 120 километров трубопровода диаметром 100 и 150 милиметров. В частях ГО были также комплекты трубопроводов длиной до 15 километров.
— Зато сейчас есть пожарная авиация, которая, наверное, эффективней всякой профилактики?
— Вопрос неоднозначный. Авиация МЧС — Государственное унитарное авиационное предприятие, которое насчитывает 17 самолетов (Ил-62 со спецсвязью, ИЛ-76тд, самолеты амфибии Бе-200, Ан-3 и 29 вертолетов (в основном, франко-германского концерна Evrocopter). Но, во-первых, их используют больше за рубежом. Сформирована даже международная Евроэскадрилья для тушения лесных пожаров на Балканах и в Греции с Италией. Во-вторых, авиация долеко не всегда эффективна (хотя и эффектна) при тушении пожаров. Например, тушить пожар торфяников с помощью самолета (что можно иногда наблюдать) — гиблое дело, все только разрыхляется и горит еще лучше.
— У вас есть конкретные предложения по организации пожаротушения, в частности, и перестройке работы МЧС вообще?
— В сущности, министерство сегодня представляет собой хорошо отлаженный бюрократический механизм, предназначенный, в первую очередь, для собственного существования. Действия же МЧС в условиях реальной катастрофы показали, что на его помощь мы рассчитывать не можем. Думается, что давнее решение правительства России времен Бориса Николаевича — о проведении эксперимента в масштабах страны по созданию спасательного монстра — сыграло свою отрицательную роль. Поэтому власти нужно найти смелость, проявить политическую волю и принять решение о перереформировании милитаризованного МЧС в гражданский российский корпус спасателей, отделив при этом его основную часть — пожарную охрану — в федеральную самостоятельную структуру. Часть средств необходимо распределить между отдельными службами (горноспасателей, служб спасения на водах, спасателей спелеологов).
«Евроэскадрилья» — cпециальная эскадрилья для борьбы с лесными пожарами в странах Евросоюза, состоящая преимущественно из российских самолетов-амфибий Бе-200.
Авиационная группировка МЧС РФ неоднократно участвовала в тушении лесных пожаров в Греции, Сербии, Болгарии и Португалии. В состав «Евроэскадрильи», как планируется, будет входить не только авиация России, но и других европейских стран.
Многоцелевой самолет нового поколения Бе-200 спроектирован на основе гидро- и аэродинамической схемы самого большого реактивного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». Базовый вариант Бе-200 предназначен для тушения лесных пожаров, но конструкция самолета позволяет производить ряд модификаций для осуществления грузопассажирских перевозок, патрулирования прибрежных зон, поисково-спасательных операций, решения других задач. Бе-200 обладает уникальной возможностью взлета и посадки как на сушу, так и на воду.