В Санкт-Петербурге, в двух минутах ходьбы от Сенной площади, на Московском проспекте, 10−12 открылся Исламский правозащитный центр, при котором действует шариатский суд. Об этом информагентствам сообщил президент центра, адвокат Джамалиддин Хазрат Махмутов. Он рассказал, что в шариатском суде работают люди, имеющие высшее профессиональное религиозное образование, и этот суд решает бытовые, семейные и гражданские дела.
— Судебные решения юридической силы не имеют. Шариатский суд — это суд чести. Наказания типа избиения плетью или камнями не предусматриваются. Мы лишь даем советы, как себя правильно вести с точки зрения Корана, — говорит Махмутов. Он рассказывает, что с момента открытия в правозащитный центр обратились уже около сорока человек. В основном это мусульмане из наименее защищенных социальных групп населения: приезжие, пенсионеры и инвалиды.
— Представители исполнительной власти, пренебрегая всеми правовыми нормами, производят незаконные задержание, вымогательство денег, а при отказе выплат запросто фальсифицируют административные дела. Приезжие мусульмане из-за коррупции чиновников не могут своих детей бесплатно устроить в детский сад и ясли. Все вопросы в большинстве случаев решаются достаточно быстро Правозащитным центром путем отправки адвокатского запроса в организации и органы власти, — отметил Махмутов.
Председатель Координационного совета мусульман Санкт-Петербурга и Ленинградской области Шамиль Мугаттаров рассказал корреспонденту «Свободной прессы» о том, как он относится к этому событию.
— Отношение у меня к этому сложное. Зная этого человека — Махмутова, его неадекватность, эти высказывания его о шариатском суде мне кажутся абсолютно неуместными. Он создал этот свой правозащитный центр, он председатель «Аль-Фатха», юрист, но я сомневаюсь в его духовном образовании. Громко заявлять шариатский суд в светском государстве, которым является Россия… Я могу понять, если он организовывает юридический консультационный центр для мусульман, назовем его так. Но когда человек начинает говорить о шариатском суде, то это вызывает много вопросов. Что такое суд? Это вынесение каких-то вердиктов, значит и наказаний. Некоторые наказания по шариату совершенно несовместимы с законами Российской Федерации. Мне-то кажется, что эти громкие высказывания и использование названия шариатского суда — чисто популистские шаги, попытка пиара.
«СП» — Значит, этот господин так рекламирует свой юридический центр?
— Именно! Чистейшей воды пиар. Нужно же думать, прежде чем что-то говорить. Если называешь суд шариатским, то он должен выносить соответствующие приговоры…
«СП» — Шамиль Вадутович, а вообще-то какая картина открывается: теперь наряду с Конституционным судом в Петербурге и суд шариата!
— Ну, вот видите, и вам смешно! К сожалению, из-за необдуманных высказываний и действий таких людей, как Махмутов, могут пострадать мусульмане. Люди скажут: ну что это такое? Со своим судом кто-то лезет поперек российского суда?! Так же нельзя тоже. Мы, мусульмане, такие же граждане России, которые должны уважать российское законодательство. Я могу понять, что мусульмане, конечно, сталкиваются со многими проблемами здесь в городе, но извините, Махмутов может предлагать только услуги консультационного центра. Консультации, помощь, назовем это благотворительной помощью, а говорить о шариатском суде совершенно неуместно! Там более, в России, в Санкт-Петербурге!
«СП» — Такие заявления могут спровоцировать сильную негативную реакцию петербуржцев.
— Конечно! Там, на Сенной, насколько я знаю, молебная комната, которую арендует религиозная организация «Аль-Фатх», в нее ходят приезжие, в основном гастарбайтеры. Если ты собираешься делать консультационный центр для приезжих мусульман, так и скажи. Для адаптации приезжих мусульман к российским законам, к российской действительности. Можно же действительно помогать людям. Ну, а здесь человек заявляет громко о шариатском суде… Это, я считаю, неадекватное поведение.
«СП» — У юриста Махмутова, насколько я знаю, были проблемы с вполне светским законом. Будто его обвиняли в хранении наркотиков и оружия?..
— У него постоянные проблемы, поверьте. В данный момент эта организация находится вне поля российского исламского движения.
«СП» — Вот как?
— Да. Здесь же присутствует официальный представитель совета муфтиев России Равиль Гайнутдинов, человек очень уважаемый, и если бы эта инициатива с шариатским судом была какой-то серьезной, конечно же, совет муфтиев высказал бы свое к этому отношение — или поддержал, или наоборот. Кроме того, здесь есть местный петербургский муфтият, возглавляемый Панчаевым — в нашей местной мечети, которая находится на Петроградской стороне. Но Махмутов игнорирует мнение религиозных мусульманских организаций города, а их около десятка. Я считаю, если уж принимать решение о шариатском суде, это должно быть очень продуманное решение, и не одного человека, а решение совета мусульман в Санкт-Петербурге, руководителей всех организаций. Но он абсолютно всех игнорирует. Он вне исламского движения.
«СП» — Если говорить об адаптации людей в Петербурге, и именно приезжих мусульман, то первое, что нужно сделать для них — это рассказать об обычаях и традициях города, куда они прибыли. В частности, объяснить, например, что нельзя по Невскому гулять в халатах, или резать баранов во дворах… Если люди приезжают в Петербург и не знают, как себя вести, то исламский центр Петербурга мог бы, действительно, придти им на помощь.
— Такой центр есть, мы не так громко называемся, но тоже ведем работу среди приезжих мусульман, рассказываем о законах Российской Федерации, объясняем, как нужно себя вести. Считаем, что приезжие должны уважительно относиться к законам и устоявшимся традициям, обычаям. Это полезно, это необходимо. В наш совет входит несколько мусульманских организаций, мы работаем каждый на своих местах. Кто-то обучает, кто-то школу для детей организует, кто-то занимается благотворительной деятельностью, безвозмездно организует какие-то юридические консультации. Это сеть организаций, которые друг другу помогают, сотрудничают между собой. Так вот, «Аль-Фатх» абсолютно ни с кем не сотрудничает, непонятно чем занимается, и нам постоянно приходится за него, так скажем, отдуваться. За его непонятные, неадекватные шаги. К нам часто обращаются по поводу «Аль-Фатха» и правоохранительные органы. Махмутов так себя ведет, что вызывает много вопросов.
Официально в Петербурге числится 500 тысяч мусульман. А вместе с приезжими — до миллиона. В шестимиллионном городе!