Вечером во вторник, 3 августа в Химках состоялось заседание суда по поводу меры пресечения, которую применят к двум активистам движения антифа — Алексею Гаскарову и Михаилу Солопову. Обоим после часового заседания уже определили меру пресечения в 2 месяца содержания под стражей; стоит отметить, что, по сложившейся процессуальной практике, содержание под стражей во время следствия почти автоматически влечет приговор в виде реального тюремного срока.
Как передают очевидцы, находящиеся в Химках, заседание проходило за закрытыми дверями, никаких объяснений такому режиму работы суда журналистам не предоставили. Такое положение дел, отметим, нехарактерно: в России, как правило, суды по мерам пресечения проводятся в открытом режиме. На заседание Гаскарова и Солопова доставили вместе.
Напомним, что так называемый «погром» в подмосковных Химках состоялся в среду 28 июля 2010 г. Группа из приблизительно 300 антифа, анархистов и других активистов-радикалов из Москвы на электричке добралась до Химок и маршем прошла до здания городской администрации. Несколько минут участники акции стреляли в воздух и окна из травматических пистолетов и расписывали колонны надписями «Спасите русский лес». Так радикалы выражали солидарность с экологами — защитниками Химкинского леса, который сейчас рубят возле аэропорта Шереметьево с одобрения мэрии Химок. Отметим также, что в районе собственно вырубки еще за несколько дней до марша антифа сосредоточились футбольные фанаты, мешавшие экологам предотвращать рубку, а также силы ОМОНа.
После акции группа активистов удалилась от административного здания. Как сообщают очевидцы, в числе которых был и журналист «СП», всем участникам акции удалось добраться до Москвы без последствий.
Алексей Гаскаров и Михаил Солопов были задержаны частями химкинской милиции в минувшую пятницу, 30 июля, более чем через сутки после акции. Как заявил защищающий их адвокат, небезызвестный Михаил Трепашкин, в протоколах задержания указано, что активисты антифа были задержаны во время совершения ими преступления (то есть собственно «погрома Химок»). Судя по всему, это не соответствует действительности: на видеозаписях акции (которые, к слову, были изъяты в понедельник все теми же областными милиционерами из редакций «Коммерсанта», «Свободной Прессы» и «Новой газеты») никаких задержаний нет.
Наиболее вероятное предположение состоит в следующем: милиционерам из Химок удалось задержать уже известных им по оперативной работе активистов или координаторов антифа, в то время как конкретные участники акции пока остаются неопознанными — большинство скрывало свои лица масками и шапками. Тем не менее, Солопов и Гаскаров уже не свидетели, а обвиняемые в организации «погрома» — им грозит до 7 лет лишения свободы по ст. 213, ч. 2 УК РФ (хулиганство по предварительному сговору).
Напомним также, что в воскресенье 1 августа в центре Москвы были задержаны редактор сайта Besstoday.ru Виталий Шушкевич и журналистка «Новой газеты» Вероника Максимюк. Хотя формально задержание происходило за распитие спиртных напитков (группа молодых людей праздновала день рождения Шушкевича), в нем участвовали не обычные московские милиционеры, а группа ОМОН, подчиняющаяся ГУВД Московской области. Задержанных допрашивали не только по поводу распития напитков, но, главным образом, по акции в Химках, где присутствовали оба журналиста. В результате оперативникам из Химок удалось добыть у журналистов съемочные материалы.
Ситуация, когда соединения подмосковной — именно химкинской — милиции действуют на неподведомственной им территории города Москвы, самостоятельно, а не при помощи столичных коллег, задерживая и допрашивая людей, весьма напоминает сложившуюся практику относительно другого российского региона. Правда, этот регион, Чеченская республика, весьма особый, как и отношения Москвы с его руководителем, президентом Рамзаном Кадыровым. Однако только Чечня добилась юридической (а фактической — и еще раньше) экстерриториальности своих жителей: только жители Чечни могут ходатайствовать (и удачно) о том, чтобы их судили в Чечне и там же содержали в заключении — где бы они ни совершили преступления.
Напомним, что точно так же, как и сейчас милиция Химок, милиционеры из Чечни выезжают в другие регионы России практически по любому поводу, связанному с жителем этой республики. Так, когда в столице в 2006 году был убит высокопоставленный, но оппозиционный Кадырову командир отряда «Горец» Мовлади Байсаров, на месте убийства также присутствовала группа МВД Чечни; как утверждали чеченские милиционеры, Байсаров погиб при попытке задержания.
Наконец, стоит вспомнить, что борьба между администрацией Химок и активистами-экологами, отстаивающими Химкинский лес, уже окрашена кровью: во время многолетней кампании, развернувшейся вокруг этого леса, уже был покалечен редактор газеты «Химкинский вестник» Михаил Бекетов — он так и не смог вернуться к полноценной работе — а верстальщик этой же газеты Сергей Протазанов был убит около собственного дома. Неоднократно угрожали и Евгении Чириковой, кооррдинатору экологов. Сейчас Чирикова вынуждена не показываться на месте вырубки.
Видя странную экстерриториальность милиционеров из подмосковного города и зная непростые отношения его администрации с теми, кто пытается ей возражать — неудивительно, что по делу о громкой и скандальной акции задержанные — пусть даже они напрямую и не причастны к «погрому» — получают максимально возможную меру пресечения. Вполне возможно, что мы еще услышим, как они возьмут на себя организацию акции, избавив тем самым милицию от хлопот.