Общество

Спаси климат — снеси высотку

Одна из причин аномальной жары в Москве — точечная застройка

  
142

В городе жара и другие природные катаклизмы переносятся тяжелее, чем на природе — особенно если речь идёт о таком мегаполисе, как Москва. Но хуже всего дело обстоит в районах с высотной застройкой. Высотные здания, по мнению метеорологов, нашей столице противопоказаны, и существует ряд правил и документов, регулирующих высотную застройку Москвы, однако не все они соблюдаются при планировке строительства. В результате летом жители высоток страдают от жары, а осенью — от ураганов.

Как показывает опыт, в городе всегда жарче, чем на природе. Разница до 4 градусов возникает из-за обилия искусственных покрытий земли: асфальта и бетона, а так же по причине недостатка зелени. Асфальт заметно осложняет терморегуляцию улиц, так как нагревается он быстро, а остывает медленно. В качестве эксперимента можно пройтись сперва по солнечной стороне любой из улиц, а потом по теневой. На теневой будет прохладней именно из-за того, что асфальт и камень окружающих построек не так раскалены солнцем — ведь температура воздуха и здесь, и там одинакова. С этой особенностью связана одна из самых важных проблем Московского лета: отсутсвие разницы дневных и ночных температур. За городом ночи прохладные даже если днем солнцепёк, в Москве же ночные температуры превышают 20 градусов.

Чем больше в городе асфальта и новостроек — тем меньше зелени. Когда при сносе старых зданий или замене коммуникаций вырубают деревья, планируя впоследствии заменить их молодыми побегами — это звучит как издевательство. Взрослый тополь выделяет столько кислорода, сколько 7 елей, 4 сосны или 3 липы, и за вегетативный сезон освобождает атмосферу от 20−30 кг пыли и сажи. Молодое деревце, если его и посадят, не скоро начнёт справляться с такой работой. Недаром именно тополями засаживали улицы советских городов после войны: эти деревья быстро помогали избавиться от кирпичной пыли, гари и прочих экологических последствий бомбёжки и уличных боёв.

О том, как переносится жара на разных этажах московского жилкомплекса, можно спорить. Разница тут не только в этажности дома, но и в качестве постройки, и стороне, на которую выходят окна квартиры. Хуже всего приходится жителям последних этажей: несмотря на наличие технического этажа или чердака, люди жалуются на жуткое пекло в квартирах. А вот жители предпоследних и прочих высоких этажей не отмечают особенной разницы: жара та же, что и у всех, дышится, правда, не сильно легче, несмотря на то, что, по заверениям экологов, дым и выхлопные газы не поднимаются выше пятого этажа.

Однако, самое страшное нас ждет впереди. В конце концов летом можно уехать из раскаленного города, а вот осенние ветра и дожди нам всем переживать здесь, в Москве. Из-за специфического географического положения высотные здания Москве противопоказаны — считает метеоролог Владимир Клименко, — Город плохо промывается воздушными потоками, а хаотичная застройка по 40 этажей только усугубляет проблему. В результате город «проветривается» неравномерно: где-то скорость ветра снижена до 70%, а где-то порывы приближаются к ураганным.

Роза ветров Москвы расположена так, что ветры чаще всего дуют с юго-запада. То есть воздух в этой части столицы должен быть чище. Иван Грозный в свое время роздал пригородные земли к юго-западу от столицы служивым дворянам — в память об этом там до сих пор осталось множество усадеб и парков, заметно улучшавших экологическую обстановку разрастающегося города. Но вслед за новым зданием Университета на юго-западе вырос целый район. Застройке подвергся и Теплый Стан, и Черемушки. Теперь вместо свежего паркового воздуха Москву овевают ветры с этих густонаселенных районов. Впрочем, Москва дымит так, что усадебные парки юго-запада отдыхают, да и сила ветра порой важнее направления…

Студентов-архитекторов учат, что городская среда должна быть комфортной для человека. Например, сила ветра, а так же его порывистость не должны превышать определенных норм. Регулируется это правильностью застройки. По существующим СНИПам, расстояние между высотными зданиями вдоль линии застройки должно превышать их длину в 10 раз, то есть для правильной циркуляции воздуха между многоэтажками должно быть довольно большое расстояние — иначе порывы ветра будут уносить шляпы, зонты и детские коляски или вообще сбивать пешеходов с ног. Между прочим, по тем же правилам «сильным» считается ветер, всего лишь не дающий читать газету (это более 5 м/с), а вот, к примеру, в районе станции метро Щукинская между высотными зданиями 1980−2000х годов постройки в период с октября по апрель потоки воздуха буквально сбивают с ног. Первый высотный кооперативный дом здесь появился еще при советской власти, и с этого момента климат района начал меняться. В 2002 году неподалеку построили легендарные «Алые Паруса» высотой 48 этажей, и если бы строительство на этом завершилось, это было бы вполне приемлемо с точки зрения воздушных потоков. Но вокруг, как грибы после дождя, строятся и строятся новые высотки. Вслед за «Алыми Парусами» — это дом 79 по улице Авиационной, строятся дома 66, 63 и 59, среди них ЖК «Два капитана» высотой 34 этажа, вместе с «Алыми Парусами» входящее в реестр самых высоких зданий Москвы. На карте видно, что расстояние между этими высотками то же, что и между оставшимися в районе пятиэтажками — и это не может соответствовать СНИПам! В тех же студенческих учебниках для архитекторов даны схемы зависимости силы порывов ветра от частоты высотной застройки. Чем больше многоэтажек, и чем они выше — тем сильнее воздушные потоки между ними. Судя по этим схемам, еще пара зданий и мы просто взлетим.

Или еще одно положение: высотные здания, вписанные посреди исторической малоэтажной застройки, не должны нарушать микроклимат района. А как такое возможно, если ширина улиц старого города с точки зрения аэродинамики и пропускной способности некогда была просчитана исходя из параметров 4−5 этажей, а не 40? Взять хотя бы улицу Тухачевского, проложенную исходя из малоэтажной застройки и небольшого количества транспорта, а ныне застроенную 22х-этажными домами номер 37 и 41. Не говоря уже о старых коммуникациях, о загазованности и отсутствии зелени. Хорошо, что у нас нет таких ураганов, как в Канзасе — а то летали бы москвичи по ветру, как Элли в своём фургончике: стоял домик между двумя высотками, а потом улетел.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня