Во вторник Кировский районный суд Иркутска приговорил дочь председателя областного избиркома Людмилы Шавенковой к трем годам лишения свободы в колонии-поселении за то, что прошедшей зимой она сбила двух сестер на тротуаре. Однако исполнение приговора отсрочено на 14 лет, в связи с тем, что у осужденной недавно родился ребенок. Кроме того, по решению суда Шавенкова лишена права на управление автомобилем на три года.
Суд признал Анну Шавенкову виновной. Машину обвиняемой — вернуть. Назначить наказание в виде трех лет в колонии-поселении. Отбытие наказания — с 6 марта 2024 года, когда ее дочка, родившаяся 6 марта 2010 года — достигнет 14 лет.
В настоящее время сторона пострадавших — Юлия Пяткова, которая в ДТП потеряла не только сестру, но и сама осталась инвалидом на всю жизнь, намерена обжаловать решение суда.
«Меня конечно не устраивает это наказание. Я не считаю его справедливым, и намерена обжаловать решение суда. Чего я хочу добиться? Чтобы она получила, отсидела три года. Человек только в таком случае испытает на себе. Обдумает свои поступки», — заявила Юлия в интервью ГТРК «Иркутск».
Понять Юлию можно, тем более в свете слов доцента кафедры уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ Станислава Романова, который заявил, что нет гарантии того, что спустя 14 лет Шавенкова отсидит положенный срок. Вот, что он рассказал в интервью радиостанции «Вести ФМ»:
— Есть ли гарантия того, что Шавенкова отсидит положенный срок через 14 лет?
— Нет. Дело в том, что по закону, на 3 года ей назначили вот это наказание, которое отсрочено. Так вот если эти 3 года она будет заботиться о ребенке, вести добропорядочный образ жизни, не совершать новых преступлений, то уголовно-исполнительная инспекция, которая обязана осуществлять за ней надзор, будет иметь право обратиться в суд с представлением об освобождении ее от наказания и снятия судимости.
— Суд решал, давать отсрочку или нет?
— Да. Дать эту отсрочку — это право суда. Но дело в том, что любое право, особенно применительно к государственному органу, не реализуется бесконтрольно. Если бы суд не захотел дать эту отсрочку, он должен был бы объяснить, почему он это сделал, привести в приговоре мотивы, не позволяющие применить данную норму. Но, очевидно, суд этих мотивов не усмотрел.
Своим мнением «Русской службе новостей» поделился и Дмитрий Ольшанский, он считает, что это не та ситуация, которая «бывает с детьми больших людей». «Что положено за ДТП с одним трупом? До 5 лет. Судья дала 3. Законно? Законно, это золотая середина», — добавил он. «Не произошло того, что часто бывает с детьми высокопоставленных людей, дело волынят годами, а потом еще виновным становится тот, кто не виноват. Поэтому здесь подогнали под статьи кодекса, и жаловаться можно, сколько угодно, — ни один прокурор не выйдет с протестом, потому что все идеально в рамках закона», — подчеркнул адвокат.
14-летнюю отсрочку отбывания наказания Л. Ольшанский считает законной. «Другие статьи кодекса содержат в себе такое понятие, как отсрочка исполнения приговора в уголовном деле или отсрочка в гражданском деле», — отметил он. Это возможно «при опытных адвокатах и максимально доброжелательном отношении к человеку», — добавил Л.Ольшанский.
Напомним, что жуткое ДТП произошло в начале декабря 2009 года в Иркутске на улице Ленина. Анна Шавенкова, находясь за рулем Toyota Corolla, на полном ходу вылетела на тротуар и буквально впечатала в стену двух женщин, проходивших мимо. 34-летняя Елена Пяткова погибла, ее сестра Юлия выжила, но восстановиться после катастрофы не может до сих пор. Авария вызвала сильный общественный резонанс, в первую очередь, благодаря камере, которая зафиксировала наезд на пешеходов. На них отчетливо видно, что водитель после аварии первым делом стала осматривать повреждения автомобиля. К сбитым женщинам она не подошла, а скорую помощь вызывали случайные прохожие.
Следствие длилось больше полугода. Обвиняемая полностью признала свою вину, дело рассматривалось в особом судебном порядке, поэтому на суде изучали только ее характеристику. В справке с места работы — партии «Единая Россия», где она состоит консультантом — говорится о том, что коллеги подсудимой характеризуют ее исключительно с положительной стороны.
Шавенковой было предъявлено обвинение по части 3 статьи 264 УК РФ (нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также смерть человека), санкция которой предусматривает до пяти лет лишения свободы.
В ДТП виновница получила лишь незначительные травмы челюсти и ушибы. В момент аварии она находилась на шестом месяце беременности. В одном из интервью глава иркутского избиркома Людмила Шавенкова, мать горе-водителя, так рассказывала о своей младшей дочери: «Аня такая стремительная, хочет все узнать, все успеть, у нее миллион увлечений: и горные лыжи, и конный спорт, и машина, и фитнес. Она училась в институте Генеральной прокуратуры, который недолго просуществовал у нас в городе, а после его закрытия сделала смелый шаг и перевелась в аналогичное учебное заведение в Санкт-Петербурге. Сначала планировала там остаться, но потом все же вернулась…».
P.S. Анна Шавенкова за причиненные ей невосполнимые потери семье Пятковых принесла извинения лишь спустя четыре месяца. Сделано ей это было публично, через газету. Личных извинений семья Пятковых так и не дождалась.
«Я, Шавенкова Анна, публично приношу искренние соболезнования и извинения родителям погибшей в результате ДТП 2 декабря Елены Пятковой и пострадавшей Юлии Пятковой, а также другим родственникам семьи, так как ранее в силу своего состояния здоровья за меня извинились перед Юлей только мои родители. На их попытки встретиться с родителями Юлии и Елены Дмитрий Пятков, как представитель семьи, не позволил сделать это, мотивируя отказ состоянием здоровья и возрастом своих родителей».
Невольно вспоминается дело Светланы Бахминой, бывшего менеджера компании «ЮКОС»:
"2 октября 2006 Симоновский суд Москвы отказался удовлетворить ходатайство Бахминой об отсрочке исполнение приговора на 9 лет — до достижения её младшим ребёнком 14-летнего возраста. В решении суда было указано, что суд «должен учитывать не только наличие малолетних детей, но также и тяжесть преступления и условия жизни детей. Дети Бахминой не остались без надзора и попечения близких и родных — отца и бабушки». Напомним, Светлана в неволе родила еще одного ребёнка.
P.P.S. Благодаря вниманию прессы и общественности помощь Пятковым оказывают незнакомые люди. На их счет они присылают деньги из разных уголков страны — некоторые 40 рублей, а другие пять тысяч. Семья Пятковых выражает огромную благодарность людям, откликнувшимся на их беду.
Для тех, кто хочет оказать семье Пятковых посильную помощь, мы публикуем их реквизиты:
Городское отделение Байкальского банка № 8586/092 ИНН 7707083893 БИК 042520607 Кор./счет 30101810900000000607 Номер счета карты 40817810118352405481 Получатель: Пятков Дмитрий Александрович (В назначении платежа указывайте, пожалуйста, «Пополнение счета».)