
Сегодня, 17 августа, исполнился год аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. В поселке Черемушки, где проживали большинство погибших на станции, прошли траурные мероприятия.
Напомним, авария на Саяно-Шушенской ГЭС произошла 17 августа 2009 года в 8.15 по местному времени. В тот момент в работе находилось 9 гидроагрегатов. Из строя вышел гидроагрегат номер два — многотонная махина взлетела под потолок, разрушив колонны и повредив потолок машинного зала. В результате аварии и дальнейшего затопления рабочих помещений погибло 75 сотрудников станции.
Другие гидроагрегаты также были выведены из строя, наиболее сильные повреждения получили 7-й и 9-й гидроагрегаты. Короткое замыкание в системах управления генераторов привело к полному прекращению работы ГЭС.
При этом расследование происшествия до сих пор не завершено. Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на официального представителя Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Владимира Маркина, обвинение пока никому не предъявлено, а расследование продлено до декабря 2010 года.
В ходе расследования было возбуждено уголовное дело по статье 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда). Ранее сообщалось, что расследование аварии на СШГЭС близится к завершению, и первые подозреваемые по уголовному делу могут появиться в августе. Однако этого не произошло.
«За прошедший год с момента аварии следователи Главного следственного управления СКП РФ проделали большой объем работы. Только в качестве свидетелей по уголовному делу допрошено более 600 человек, назначено и проведено около 200 различных экспертиз», — сказал Маркин.
По его словам, в настоящее время эксперты совместно с независимыми специалистами проводят комплексную техническую, технологическую и финансово-экономическую экспертизу.
«По ее завершении будет решен вопрос предъявления обвинения лицам, причастным к аварии на станции», — пояснил Маркин.
«Стоит отметить, что следствие не ограничивается только установлением и привлечением к уголовной ответственности лиц, имеющих прямое отношение к аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. В процессе расследования следователями был направлен ряд представлений, инициирующих выполнение мероприятий, направленных на предотвращение подобных аварий на гидроэлектростанциях страны», — объяснил представитель СКП.
Тем временем на самой станции продолжаются восстановительные работы. Как заявил председатель правления ОАО «РусГидро» Евгений Дод, полное восстановление станции запланировано к декабрю 2014 года.
«Мы уверены, что все сделаем в соответствии с графиком, установленным правительственной комиссией, у нас нет здесь каких-то рисков», — сказал Дод 17 августа.
В настоящий момент на Саяно-Шушенской ГЭС восстановлены и запущены в работу три наименее пострадавшие гидроагрегата — четвертый, пятый и шестой. До конца 2010 года планируется поставить под нагрузку еще один, третий агрегат.
Следующим важным этапом восстановления станции станет доставка сверхтяжелых частей новых гидроагрегатов. Их планируется транспортировать по воде до Майнской ГЭС (контррегулирующая ГЭС, расположенная на Енисее ниже СШГЭС — ред.), а далее — по автомобильной дороге. По словам Евгения Дода, вся подготовительная работа также «идет в графике».
По плану, утвержденному Минэнерго РФ, новые агрегаты СШГЭС должны быть смонтированы и запущены в эксплуатацию: в 2011 — один агрегат, в 2012 — три, в 2013 — два.
Однако критики руководства «Русгидро» сомневаются в том, что эти планы когда-нибудь будут выполнены. Приоритетным считается не восстановление Саяно-Шушенской, а достройка Богучанской ГЭС, и новые гидроагрегаты, скорее всего, будут установлены на новой гидроэлектростанции. Об этом «СП» рассказал журналист хакасского издания «Новый фокус» Эрик Чернышев.
— 4 агрегата подлежат восстановлению, их запустят, они будут работать. Оставшиеся 6, про которые говорят, что и дорогу под них делают, и что «Силовые машины» будут под них какие-то новые супернадежные гидроагрегаты выпускать — это все останется словами. Никто не будет эту станцию восстанавливать. На это указывает множество косвенных причин, например то, что «Силовые машины» сейчас переориентированы на изготовление гидроагрегатов для Богучанской ГЭС, их надо изготовить 10 штук, а они и в советские времена выпускали максимум 2 гидроагрегата в год. Сейчас у них и мощности меньше, и заказ большой, у которого есть приоритет. Можно посчитать, когда дойдет очередь до Саяно-Шушенской.
«СП»: — В следующей пятилетке. А как народ воспринимает ситуацию вокруг станции?
— Народ находится в состоянии тихой истерики. Все понимают, что над ними нависла опасность в виде 32 кубокилометров воды, но, поскольку у подавляющего большинства нет возможности собрать семью, престарелых родителей, и уехать в какое-то другое, незнакомое место, люди замкнулись в себе и находятся в состоянии ступора.
На самой плотине ни о каких угрозах говорить не хотят, с агрессией воспринимают любую информацию, кроме положительной. «Все хорошо, у нас все хорошо», все это постоянно льется с экранов телевизоров, любая альтернативная информация о том, что проблемы в плотине существуют, они реальны, все это воспринимается в штыки.
«СП»: — Этот паводок плотина перенесла, выдержала, хотя были определенные сомнения.
— Сомнения были, и не безосновательные, но, тем не менее, плотина выдержала. Причем не благодаря компании Русгидро, а просто, можно сказать, повезло.
«СП»: — Но зима была достаточно снежная, нагрузка была серьезной, предсказывали рекордный паводок.
— Она не только была, она и сейчас остается серьезной, потому что отметка уровня верхнего бьефа превысила уровень 233 метра. Это именно тот уровень, который сами работники «Русгидро» считают достаточным для бесперебойной работы всех четырех гидроагрегатов. Больше воды набирать не нужно. Однако, этот уровень превышен, уже приближается к 234 метрам. Начинается сентябрь, в этом месяце у нас дожди льют, не прекращаясь, водохранилище опять будет переполняться.
«СП»: — То есть угроза плотины — это не паводковая, сезонная угроза, и от плотины круглый год исходит опасность?
— Совершенно верно. Причем даже Стасиевский, это ведущий специалист «Русгидро», очень долгое время работал главным инженером на станции, человек хоть и зависимый от работодателя, но в интервью нам он сказал, что плотине ничего не угрожает при условии грамотной ее эксплуатации.
Все проблемы, которые имеются на станции, имеются в теле плотины, их нужно решать. Но, они не решаются, а заменяются победными реляциями, которые льются с экранов телевизоров.
Понятно, что никто на станции проблемами не занимается, на них просто глаза закрывают, вот это и представляет самую большую опасность.
Об этом же писал и Долгинин, бывший главный инженер «Красноярскспецстроя», он тоже приходит к выводу, что самая главная опасность — это деятельность управляющей компании. Потому что их цель — выкачать как можно больше денег со станции, буквально выжимая все соки, и не тратиться на решение проблем, которые существуют на станции. Ведущие специалисты едины во мнении — угроза есть, но она исходит не от самой плотины, а от тех, кто ею управляет.
«СП»: — Но при этом идет восстановление плотины?
— То, что рассказывают мне люди — рабочие, ИТРовский состав — на плотине идет спешное восстановление из хлама тех гидроагрегатов, которые еще хоть как-то могут работать. Основная задача — вновь сделать эту станцию активом, потому что пока она простаивала, акции «Русгидро» проседали. Как только заработали 5-й и 6-й агрегаты, станция вновь стала активом, акции поползли вверх. Именно в этом была основная цель срочного запуска станции.
Но, напомню, причина аварии так до сих пор и не выяснена. И люди, которые работают на этих гидроагрегатах, подвергают свою жизнь опасности, потому как неизвестна причина прошлогодней катастрофы. В акте Ростехнадзора названа причина — «не выдержали шпильки», но это же следствие, а почему они порвались, так и не выяснили.
И люди продолжают работать на тех же гидроагрегатах, которые, как выяснилось, умеют летать. Так как в городе работы другой нет, люди идут на такой риск.
«СП»: — А зарплаты какие сейчас там? Поднимали после аварии?
— Они не увеличивались, но по городским меркам они неплохие — 20−30 тысяч рублей. У нас даже за 5 тысяч рублей сложно найти работу, и люди идут на все.
Григорий Назаренко, депутат Саяногорского горсовета, рассказал «СП», что, по его мнению, «Русгидро» по-прежнему ставит вопросы получения прибыли выше вопросов безопасности. А люди, потерявшие в аварии родственников, выбивают из «естественного монополиста» компенсации через суд.
«СП»: — За год «Русгидро» со всеми рассчиталось, всем выплатили компенсацию?
— Все объявленные суммы, которые были обещаны, все выплачено, здесь никаких претензий нет. Но дело в том, что выиграно несколько процессов против «Русгидро» — это касается выплаты морального вреда членам семей погибших. Там суммы от 200 до 400 тысяч рублей. Три дела уже выиграны, и еще несколько рассматриваются в Саяногорском суде.
«СП»: — Суд встает на сторону родственников?
— Да, там сложно что-либо возразить, действительно, потеряли близкого родственника.
«СП»: — Зимой было много информации, что плотина может не выдержать паводка. В итоге опасения оказались напрасными. Сейчас люди боятся плотины?
— Нас обычно причисляли к паникерам. Но никто из нас не говорил о том, что плотина вот-вот рухнет. Речь шла о том, что безопасность должна быть прежде всего, а режим наполнения водохранилища не отвечает безопасности.
Никто не ожидал, что плотина рухнет, и никто не сбегал из Саяногорска, в том числе и паникеры. Мы надеялись на то, что подпорный уровень сделают ниже, но его опять набирают на опасный уровень.
«СП»: — А зачем? Не могут пропустить эту воду?
— Нет, спускать как раз могут. Могут задействовать и береговой водосброс, хотя он далеко еще не достроен, но воду вполне может пропускать.
Воду накапливают для того, чтобы потом заработать больше денег. Вода потом будет спущена через гидроагрегаты. Сейчас как раз запустили еще один агрегат под промышленную нагрузку, и надеются, что на этом удастся заработать.
Фото [*]