Тихо, без фанфар, несколько дней назад ушла многострадальная АПЛ «Нерпа» из Приморья в индийские воды. Как сообщил корреспонденту «СП» источник в штабе Тихоокеанского флота, повел ее к далеким берегам индийский экипаж под присмотром российских подводников.
Субмарину готовили для передачи в лизинг мучительно долго. Были серьезные аварии с многочисленными жертвами.
8 ноября 2008 г. в ходе испытаний в Японском море, произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. От поступившего в отсеки лодки фреона погибли 17 гражданских лиц, в основном специалисты Амурского завода, и трое военнослужащих, а 41 человек были госпитализированы. Обвинения в убийстве по неосторожности были предъявлены матросу Дмитрию Гробову, который самовольно изменил параметры температуры во втором отсеке.
АПЛ «Нерпа» планировали передать в лизинг индийским ВМС еще в 2009 году на 10 лет за 650 млн долларов. Но из-за аварии потребовались дополнительные ревизия и замена части оборудования. Дополнительные затраты, которые понес Амурский судостроительный завод на восстановление «Нерпы», были оценены в 1,9 миллиарда рублей. Однако после трагедии подлодка никак не хотела «плавать», как ей предписано.
Что же происходило c атомоходом?
После аварии в ноябре 2008 года на АПЛ «Нерпе», которую построили на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре, специалисты провели ревизию всех систем и не обнаружили серьезных повреждений. Однако все помещения отсека, в которые поступил газ, пришлось отмывать. Был заменен фреон. Выводы специальной комиссии, которая расследовала ЧП, являются закрытым документом. Потом были официальные заявления высокопоставленных военных о том, что после ремонта лодка успешно прошла все последующие этапы заводских и государственных испытаний.
В декабре прошлого года «Нерпа» вошла в боевой состав Военно-Морского флота РФ. Ожидалось, что уже в ближайшее время субмарина будет передана в лизинг на 10 лет Индии.
Но этого не произошло. К индийцам «Нерпа» переходить явно не желала. Стало известно, что особенно серьезные неполадки возникли у подводного корабля с «шумностью». Хотя по всем своим техническим характеристикам она является одной из самых бесшумных АПЛ в мире. Этот серьезный недостаток специалисты завода долго не могли устранить. Со временем нашли причину…
Но все же и это была еще не самая серьезная проблема неготовности корабля, говорят специалисты, из-за которой АПЛ не передавали индийским ВМС. Оказывается, субмарина, поясняет источник, никак «не хотела» нормально ходить под водой на рабочей глубине 80−90 метров. По этой причине подлодка долго стояла у причальной стенки в Большом Камне, что в Приморье. Потом «Нерпа» совершила переход на Камчатку.
Дело в том, что воды Охотского и Берингова морей по составу идентичны водам Индийского океана, и специалисты надеялись сразу приучить «Нерпу» к новой стихии.
А тем временем из Индии во Владивосток и из Владивостока обратно мотались 20 подводников — индийских офицеров и старшин. Они должны были вместе с российским экипажем «Нерпы» перегнать её в воды Индийского океана еше в 2009 году. Была надежда, что «Нерпа» все же в ближайшее время будет полностью готова к передаче Военно-Морским силам Индии. Но хронические неполадки на АПЛ не давали того сделать.
Но вот свершилось. Все поломки и неполадки позади и атомоход ушел служить в индийские военно — морские силы.
Из досье «СП»
АПЛ «Нерпа» относится к субмаринам третьего поколения. Ее водоизмещение составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость — 30 узлов, максимальная глубина погружения — 600 метров, автономность — 100 суток, экипаж — 73 человека.
В состав вооружения входят торпеды, подводные ракеты и ракеты-торпеды «Шквал», «Водопад», «Ветер», а также крылатые ракеты «Гранат» (запускаются из торпедных аппаратов) с дальностью стрельбы до 3 тысяч километров. Всего с 1984 года для подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов построено 15 кораблей этого проекта.
Владивосток