24 августа Украина отмечает главный государственный праздник — День независимости. Два года назад, сразу после войны на Кавказе, экс-президент Виктор Ющенко воспользовался датой и распорядился провести парад — вывел на Крещатик танки — будто бы демонстрируя России готовность защищать украинский статус Крыма и Донбасса от посягательств русских империалистов. Ныне ситуация в Киеве кардинально противоположная. Сегодня отделить Крымский полуостров и Донецк от Украины предлагают… сами украинские националисты.
Накануне 24 августа в киевской прессе традиционно разгорается дискуссия, считать или не считать Украину несостоявшимся государством, учитывая раскол между Западом и Востоком. На этот раз предпраздничным спорам тон задал популярный на Западной Украине писатель-националист Юрий Андрухович. В последних интервью он несколько раз публично призвал дать возможность Крыму и Донбассу отделиться от Украины. Население этих двух регионов, несмотря на попытки украинизации, остается частью русской политической нации, констатировал писатель. Избавившись от Крыма и Донецка, Украина могла бы без всякого противодействия вновь двинуться в НАТО и Евросоюз, — за пророссийские силы просто некому было бы голосовать, пояснил Андрухович.
«Если мы и дальше будем закрывать глаза на истинное положение вещей, то мы никуда двигаться не будем… К сожалению, ситуация такова, что именно в этих регионах сконцентрирован именно тот электорат, который в своих решениях руководствуется мнением Москвы, а не своей собственной столицы», — подчеркнул писатель.
Еще в 2004 году, во время «оранжевой революции», партия нынешнего президента Виктора Януковича собирала альтернативный Майдану съезд в городе Северодонецк, где грозилась создать Юго-Восточную Украинскую республику. Однако, заняв кресло главы государства, Янукович превратился в поборника территориальной целостности. Соратники президента инициативу Андруховича по отделению Крыма и Донбасса теперь критикуют в пух и прах.
«Понимает ли талантливый прозаик, какой вред может нанести государству популяризация подобных идей? Задумается ли над такими банальными вещами, как, например, ответственность за обнародование идеи отделения Крыма и Донбасса?» — возмутилась замглавы президентской администрации Анна Герман.
Вторит ей и министр образования Дмитрий Табачник. «Сегодня экономическая ситуация такова, что не только практически действий, но и самих деклараций страна может не выдержать», — предостерегает он.
Впрочем, идею писателя Андруховича поспешила осудить и националистическая пресса. Газета «День», например, напомнила, что в Крыму и на Донбассе живет немало украинских самостийников, которым приходится ежедневно страдать за свои взгляды. Тем не менее, признало издание, логика в инициативе по отделению пророссийских территорий есть.
«Представляете, проснуться утром и не слышать больше о тех или иных экстремистских движениях, обо всех этих „единых отечествах“ и евразийской паранойе, о „георгиевских ленточках“, которыми русские патриоты завязывают даже ботинки. Прекратились бы и дискуссии о языке», — смоделировал ситуацию «День».
Так или иначе, но дискуссия, спровоцированная Андруховичем, весьма показательна. Она демонстрирует, что Янукович, похоронивший свои предвыборные обещания, например, относительно статуса русского языка и федерализации, в надежде улучшить имидж на Западной Украине, так и не стал там «своим». Одновременно заигрыванием с националистами Янукович разочаровывает избирателей на Востоке. Например, для жителей Крыма настоящим издевательством выглядят появившиеся вдоль автотрасс агитационные плакаты Партии Регионов: «Защитили русский язык. Обещали — выполняем!».
У новой власти, как оказалось, нет обещанного рецепта по примирению «двух Украин» (да и возможен ли такой рецепт вообще?). Вместо этого чиновники берут на вооружение страусиную тактику: зарывая голову в песок, «бело-синие» говорят об успешном преодолении гуманитарных разногласий между двумя половинами страны. На самом же деле, свою 19-ю годовщину независимости Украина по-прежнему встречает расколотым государством, значительная часть жителей которого не понимает смысла грядущего торжества.