Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество / Арктика – 21 век
18 апреля 2021 10:05

«Черномырдин» идет на подмогу Севморпути, стараясь потеснить Суэц

Чтобы создать альтернативу египетскому каналу, Кремлю надо очень постараться

4556
На фото: дизель-электрический ледокол "Виктор Черномырдин"
На фото: дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» (Фото: Михаил Метцель/ТАСС)

Сможет ли Россия, используя Севморпуть, составить конкуренцию Египту с его Суэцким каналом? Наш путь точно короче, явно дешевле. Да, пожалуй, и надежней, судя по недавнему ЧП с контейнеровозом тайваньской компании с панамской пропиской Ever Given (длина — 400 м, ширина — 59 м), который перекрыл Суэц на несколько дне, спровоцировав тем самым резкий скачок цен на черное золото (+5%).

Подобного в принципе давно следовало ожидать. Не Ever Given, владельцам которого теперь грозит миллиардный штраф, так какой-нибудь другой «водоплавающий небоскреб» в любой момент может собрать пробку на Суэце. Рукотворный канал, соединивший полтора века назад Средиземное море с Индийским океаном, неширок, неглубок, постоянно перегружен.

Другое дело, Арктическая транспортная магистраль, связавшая европейскую часть России с Чукоткой. По ней с крайней западной точки, от Мурманска до японского порта Иокогама 5770 морских миль. Через Суэцкий канал для сравнения — 12840. Из той же Иокогамы до голландского Роттердама по Севморпути 9230 км, через Суэц — 22 540 км.

Или вот ещё пример: недавний рейс нашего газовоза «Кристоф де Маржери». В январе текущего года тот отправился в Юго-Восточную Азию с природным сжиженным газом на борту.

Читайте также
От рыбы до атома: Москва подогреет Африку деньгами,теплом и кораблями ВМФ От рыбы до атома: Москва подогреет Африку деньгами, теплом и кораблями ВМФ Какие интересы у России есть на Черном континенте

Вышел из порта Сабетта (Ямал) в январе в лютые морозы, при сложной ледовой обстановке. Что не помешало ему одолеть 7242 км от морского канала Обской губы до порта назначения за 10 суток и 21 час — примерно в три раза быстрее, чем если бы шел привычным путем вокруг Европы. Сэкономил время, деньги, в частности, на топливо, попутно доказав возможность круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

То есть, выгода для морских грузоперевозок очевидна. И можно только удивляться тому, что наш Северный морской путь (СМП) до сих пор не стал для мира тем, чем является сегодня Суэцкий канал. Но — обещает стать и даже уже скоро. О чем на днях заявил президент РФ Владимир Путин. «Россия все активнее приступает к хозяйственному освоению Арктики, — сказал глава государства. — Идет строительство мощных атомных ледоколов, которых еще никогда никто не строил. И в ближайшие годы движение по Северному морскому пути может стать круглогодичным». И уверенно добавил: «Так наверняка оно и будет».

Громкое это заявление, сделанное явно не только для соотечественников, совпало с происшествием в Суэце. Что ж, может, подобный «толчок» и был нужен. Одно лишь смущает в нем — слово «приступаем» в предложении о хозяйственном освоении арктических просторов. В смысле, вот-вот начнем осваивать, что ли? Но лет десять назад, если не больше, уже вроде приступали? О чем Кремль докладывал не раз, в частности, на Международных арктических форумах (проводятся с 2010 года). Получается, только и делали, что говорили?

Севморпуть, несомненно, мог бы стать альтернативой египетскому каналу. Даже собственные чиновники, инициативами государственного масштаба обычно не блещущие, озаботились этим.

В феврале губернаторы сразу пяти регионов — Петербурга, Мурманской и Архангельской областей, Сахалина и Камчатки — обратились к вице-премьеру Юрию Трутневу, курирующему Дальний Восток и Арктику, с предложением расширить нынешние границы СМП, которые протираются сейчас от Карских Ворот на западе до мыса Дежнева на Чукотке. И разработать «план развития инфраструктуры Большого Северного морского пути, от Петербурга до Владивостока с соответствующими мерами господдержки». Для данных регионов морские перевозки ох, как важны из-за «низкого уровня развития транспортной сети и даже полного отсутствия железнодорожного сообщения».

Вот вам, господа министры, ещё один важный довод, чтобы вывести историю СМП на более высокий, чем сейчас, уровень. И требуется-то немного: снизить тарифы на ледокольную проводку, разрешить использовать по чистой воде суда не ледового класса и без ледокольного сопровождения, модернизировать основные фонды и производственные мощности судоремонтных предприятий…

В прошлом году, заметим, власть уже обсуждала расширение границ СМП за счет включения в них акватории пяти морей — Баренцева, Белого, Печорского, Берингова и Охотского — в рамках исключительной экономической зоны России. Но в итоге от этой идеи отказалась, сославшись на то, что из-за необходимых в этом случае поправок в Кодекс торгового мореплавания могут возникнуть противоречия с международным правом. Примут ли сейчас предложение пяти губернаторов? И поспособствует ли это предложение, если будет принято, тому, чтобы транспортный маршрут Северного морского пути смог стать со временем конкурентом Суэцкому каналу?

Читайте также

 — Нет, конкурентом Суэцу он не будет, — считает Леонид Григорьев, руководитель департамента мировой экономики НИУ Высшей школы экономики. — Севморпуть, в отличие от Индийского океана и Средиземного моря, во многих смыслах непростое место. Там низкие температуры и его восточная часть замерзает. Но часть грузопотока он сможет взять на себя. regnum.ru/news/economy/3243051.htm

На днях Леонид Маркович участвовал в Москве круглом столе на заданную тему, собравшем экономистов и политологов. Разговор свелся к почти однозначному: не получится, не сможем, и надо ли вообще. Стоило ли обсуждать то, что невозможно?

Не столь категоричен Игорь Ашик, кандидат наук, полярник, заместитель директора по научной работе Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ).

 — Мне не раз довелось проходить по Северному морскому пути. Сравнивать его с Суэцким каналом, на мой взгляд, некорректно, — сказал корреспонденту «СП» Игорь Михайлович. — Суэц — рукотворный, неглубокий, что-то вроде автомобильной трассы с двухсторонним движением. В Арктике же не трасса — акватория. Да, погодные условия непростые, но к ним давно научились приспосабливаться. Другое дело — тяжелые льды. Их ветром не разгонишь. Нужны ледоколы, причем, современные.

«СП»: — Президент РФ Владимир Путин утверждает, что наша страна «обладает уникальным ледовым флотом», занимая «лидирующие позиции в освоении и изучении арктических территорий».

 — Флот есть, да, достался нам по наследству с советских времен. Но нужны более современные суда и, конечно, в большем количестве, если мы хотим вывести Севморпуть на новый уровень.

«СП»: — От людей, близких к морским перевозкам, приходилось слышать, что в последнее десятилетие грузооборот СМП неизменно растет. А вместе с ним улучшается и инфраструктура всего маршрута.

 — Улучшается она, к сожалению, очень медленно. Многие пирсы, причалы, склады, системы водо- и энергоснабжения арктической зоны не соответствуют современным требованиям. Возводились очень давно.

«СП»: — Немало специалистов считают Севморпуть более выгодным для перевозчиков, чем Суэцкий канал. Рейсы короче, а это экономия топлива. За проход платить не надо. Сэкономить можно и на фрахте.

 — Не каждое судно может ходить по СМП. Разве только в летне-осеннюю навигацию. В зимне-весеннюю пору нужны суда специального ледового класса. Арендовать их на пару-другую месяцев невыгодно. Как и на год — из-за неизбежного сезонного простоя. Да, за проход по нашему Северному пути платить не надо. Но нужно оплачивать работу ледокола, который осуществляет проводку. Есть и другие моменты не в пользу Севмора, по крайней мере, на данный момент.

Читайте также
К российским алмазам конец подкрался незаметно К российским алмазам конец подкрался незаметно От советского наследия в Якутии скоро ничего не останется

У коллеги И. М. Ашика, руководителя отдела ледовых качеств судов ААНИИ, кандидата технических наук Владимира Лихоманова, я поинтересовалась ситуацией с новейшим российским ледоколом «Черномырдин». В декабре 2020-го Владимир Путин лично приезжал в Петербург на его приемку. С тех пор о судне «нового дня» что-то не слышно. Кроме того, что «не всё там оказалось в порядке».

 — «Черномырдин» готовится в данный момент к ледовым испытаниям. Они намечены на конец апреля-начало мая, продлятся предположительно три недели, — сказал Владимир Алексеевич. — Что касается выявленной проблемы, то она связана с энергоустановкой. И в данный момент, насколько я знаю, устраняется. Этот дизельный ледокол стал в России первым после долгого-долгого перерыва.

«СП»: — Почему, кстати, дизельный, а не атомный?

 — Потому что дешевле в эксплуатации. К тому же, атомные ледоколы у нас есть, пусть и «в возрасте», но все пока на ходу. Для регулярного использования трассы Севморпути необходимо минимум четыре ледокола. Один мощный ведет караван, другие на подстраховку. Самая большая потребность в Северном морском пути у России. Многие точки экономического развития сибирских регионов нуждаются в нем. Развивать СМП и нужно, и можно. Для чего требуются средства. Не просто большие, а очень большие. Вот с ними как раз главная на сегодня загвоздка.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня