28 августа главный орган Министерства обороны газета «Красная звезда» вышла с некрологом, в котором сообщила о гибели заместителя начальника Главного разведывательного управления Генштаба Вооруженных сил РФ генерал-майора Юрия Евгеньевича Иванова.
В нем говорится: «Командование Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, боевые товарищи с глубоким прискорбием сообщают, что трагически погиб заместитель начальника Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-майор Иванов Юрий Евгеньевич.
Ю.Е. Иванов родился 28 октября 1957 года в городе Вольске Саратовской области.
С 1975 года его жизнь связана с Вооруженными Силами, где он прошел славный боевой путь от рядового до заместителя начальника Главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
В 1980 году после окончания Киевского высшего войскового командного училища им. М.В. Фрунзе продолжил военную службу в Южной группе войск, Дальневосточном военном округе, пройдя все командные должности от командира взвода до командира воинской части.
В 1992 году окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе. Проходил службу в Сибирском военном округе.
В 1997 году принимал участие в миротворческой операции в составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан, выполняя задачи в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного конфликта.
После окончания в 2000 году Военной академии Генерального штаба ВС РФ направлен для дальнейшего прохождения военной службы в Северо-Кавказский военный округ.
С 2006 года был на руководящей работе в Главном управлении Генерального штаба, отдавая все свои силы, знания и опыт делу защиты страны.
Многочисленные высокие государственные награды — достойная оценка заслуг генерал-майора Ю.Е. Иванова в обеспечении национальной безопасности Родины.
Светлая память о прекрасном человеке, верном сыне России, патриоте Отечества генерал-майоре Иванове Юрии Евгеньевиче навсегда сохранится в наших сердцах. Выражаем соболезнование родным и близким покойного".
Об обстоятельствах и причинах гибели Юрия Иванова Министерство обороны не сообщает. В некоторых электронных СМИ обнародована «утечка информации»: высокопоставленный военный разведчик утонул во время купания на отдыхе.
В подобную версию поверить практически невозможно. Разведчики такого ранга хорошо охраняются и, как правило, случайно не гибнут.
Это не первый случай таинственной смерти высокопоставленного российского разведчика в постсоветское время. В начале декабря 1992 года в автомобильной катастрофе погиб первый заместитель начальника Главного разведывательного управления (ГРУ) генерал-полковник Юрий Александрович Гусев. Официальная версия была однозначной: случайная авария. Группа офицеров ГРУ провела параллельное неофициальное расследование и пришла к иному выводу: запланированное убийство.
Не имея оснований ставить под сомнение ни ту, ни другую версию, расскажу историю моего недолгого знакомства с погибшим высокопоставленным военным разведчиком и о том, как он за неделю до гибели как бы предрек собственную смерть.
В декабре 1991 года генерал-полковник Гусев впервые пригласил меня на беседу в ГРУ в связи с моей публикацией в одной из центральных газет о поисках Янтарной комнаты. Как стало понятно из разговора, он, в частности, курировал в военной разведке розыск культурных ценностей, вывезенных фашистами из СССР в годы войны. Видимо, у Юрия Александровича был какой-то профессиональный интерес к журналисту, занимающемуся данной темой. Гусев рассказал, что накануне вернулся из Германии, где несколько недель изучал полигон «Ольга», расположенный на территории бывшей ГДР. Там в годы войны была оборудована подземная запасная столица рейха, куда в марте-апреле 1945 года свозились награбленные фашистами ценности, в том числе, возможно, и Янтарная комната. Гусев ознакомил меня с привезенной оттуда видеокассетой. Вот о чем в ней шла речь.
В конце 1944 года между Арнштадтом и Ордруфом была создана запасная столица рейха. В строительстве принимали участие около 70 тысяч военнопленных, в основном советских, которые затем были уничтожены. К началу 1945 года в «подземной столице» было готово 40 тысяч квартир для государственного, партийного и военного аппарата, оборудованы комфортабельные убежища и многочисленные продовольственно-вещевые склады. Перевод сюда фюрера с его приближенными планировался весной 1945 года, но так и не был осуществлен. Однако именно в «Ольгу» в последние месяцы войны стекались ценные сокровища рейха. На видеопленке запечатлен документ, удостоверяющий, что было подготовлено 100 вагонов для грузов в запасную столицу, часть из которых, в том числе с золотым запасом Германии, отправлена в марте 1945 года. В видеозаписи, пожалуй, особенно интересны кадры военной хроники из освобожденной запасной столицы рейха: 19 апреля 1945 года Эйзенхауэр инспектирует «Ольгу», посещает лагерь для военнопленных и хранилище произведений искусства. На экране — огромное количество картин, изделий из драгметаллов… Те же хранилища показаны через несколько недель, после того как американские войска передали территорию советской военной администрации. Они совершенно пусты! Куда же подевались ценности?
— Вот на их след мы и вышли, — сказал мне тогда Гусев.
Потом в течение года мы встречались еще несколько раз. Последняя беседа была тяжелой. Но прежде чем рассказать о ней, несколько слов о версии гибели Гусева, выдвинутой группой военных разведчиков, проводивших неофициальное параллельное расследование (она была в свое время опубликована в «Комсомольской правде»).
Вечером 1 декабря 1992 года шофер «Волги» Гусева ждал шефа и его жену у подъезда дома, в котором жили супруги. Когда водитель отлучился за сигаретами, к машине подошел человек «кавказской внешности» и чем-то обрызгал рулевое колесо. Вскоре «Волга» вместе с пассажирами мчалась по МКАД. На 74-м километре шофер вдруг потерял сознание, произошло лобовое столкновение со встречными «Жигулями». Нефициальное расследование основывалось на том, что зарубежные спецслужбы нередко используют отравляющие вещества, проникающие в организм через кожу. Они состоят из биологических компонентов и не оставляют следов в крови. Чеченский «адрес» в расследовании появился потому, что в последние месяцы перед гибелью Гусев якобы плотно занимался проблемами транзита нефти через Ичкерию.
Мне трудно судить об аргументированности этой версии. Зато доподлинно знаю, что в течение года перед злополучной автокатастрофой Гусев «вел» операцию по поиску украденных у России ценностей. И наш последний разговор с ним шел именно об этом. К тому же, как мне теперь представляется, та беседа была, по меньшей мере, странной. Просмотрев рукопись моей очередной корреспонденции о Янтарной комнате, генерал-полковник, раздраженно сказал:
— А вы отдаете себе отчет в том, в какое опасное дело ввязались? Уже погибли десятки людей, в той или иной степени приблизившихся к тайне захоронения похищенных у нас ценностей.
Изучая соответствующие документы в Центральном госархиве России и в том же ГРУ, трудно, конечно, было не обратить внимания на эту зловещую тенденцию. Сразу вспомнился кенигсбергский хранитель Янтарной комнаты доктор Альфред Роде, который бесследно исчез вместе с женой после того, как им заинтересовались советские компетентные органы. Их поиском занимался следственный отдел «СМЕРШ» армии. В единственной в ту пору больнице Кенигсберга (впоследствии — Калининграда) была обнаружена запись о том, что Альфред Роде и его супруга Эльза Роде были доставлены сюда с диагнозом кровавая дизентерия — вскоре оба скончались. Так как в исчезновении супругов было много противоречивых моментов, следователи «СМЕРШ» получили разрешение вскрыть могилу, но она оказалась пустой. Вспомнилась и участь майора Ивана Курицы, занимавшегося поиском Янтарной комнаты в Калининграде. Ему срезало голову натянутой через дорогу проволокой, когда офицер спешил на мотоцикле на встречу с очередным свидетелем отправки культурных ценностей из Кенигсберга в Веймар. Кстати, человека, с которым должен был встретиться Курица, нашли на квартире задушенным…
Были свежи и воспоминания о судьбе германского искусствоведа Георга Штайна, активно искавшего Янтарную комнату и собравшего огромный архив документов. Штайн постоянно получал письма с требованием прекратить поисковые работы. А вскоре после того, как Штайн отправил своему другу сообщение о том, что напал на след янтарного чуда, труп бесстрашного искусствоведа со следами пыток был обнаружен неподалеку от его дома в развалинах старинного замка.
Подобных задокументированных историй мне было известно не меньше десятка. Юрий Александрович расширил этот список, сообщив о том, что недавно из Великобритании в Москву прибыл некий коллекционер с архивом документов о Янтарной комнате. Должен был встретиться с коллекционером из России, занимающимся поиском «Фарфоровой комнаты» (оказывается, и такая есть), чтобы обменяться имеющимися материалами. Труп англичанина обнаружен в номере гостиницы. Документы исчезли…
Тот последний разговор Гусев заключил словами, которые не дают мне покоя до сих пор:
— Допустим, я знаю, где находится Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых уже не будет…
А через несколько дней и случилась та, может быть, случайная, а может быть организованная трагедия.
Тайна гибели Юрия Гусева так и не была официально раскрыта.
Узнаем ли мы о реальных причинах смерти генерал-майора Юрия Иванова? Вряд ли. Слишком много секретов уносят с собой в могилу разведчики такого уровня.
Ну а если Юрий Иванов, действительно, элементарно утонул во время отдыха, то можно только погрустить о том, что бардак армейских реформ дошел, видимо, и до Главного разведывательного управления.