
Первое сентября в этом году станет двойным праздником для марийской общины, компактно проживающей в Пермском крае. Васькинской школе — единственной на территории края, где учат марийскому языку и знакомят детей с национальной культурой — впору праздновать второй день рождения. Как писала «СП» в июле этого года, над школой в ее нынешнем виде нависла угроза закрытия: из-за аварийного состояния школьного здания районные и областные власти летом приняли решение прекратить занятия в нем. Предполагалось, что младшеклассники разместятся в здании детского сада в том же Васькине, а ребята постарше будут ездить в село Сызганку, где есть ближайшая основная (т.е. девятилетняя) школа.
Однако община марийцев — а они живут не только в Васькине, но и соседних населенных пунктах Иванкове и Тебеняках — проявила недюжинное упорство и задействовала самые разные средства, вплоть до обращений к федеральным властям. Публикации в прессе привлекли внимание общественников, вплоть до депутатов Европарламента (как фино-угорский народ, марийцы попадают в поле внимания органов ЕС, призванных заботиться о малых нациях).
В результате продолжавшейся несколько недель дискуссии правительство края в минувшую пятницу выступило с заявлением о том, что школа не только продолжит работать в качестве основной (а не начальной), но и станет полноценным этнокультурным центром пермских (сылвенских) марийцев. «В настоящее время по предложению краевых властей создана рабочая группа по разработке учебного плана и учебных программ с этнокультурным компонентом, в том числе с углубленным изучением марийского языка, на основании которых школе будет придан статус национальной школы», — говорится в документе.
Сотрудники администрации края выразили недоумение по поводу общественной активности, которая сопровождала историю со школой. «Кое-кто пытался навредить строительству и даже распустить слух в средствах массовой информации о том, что школа закрывается», — отмечают составители документа. Напомним, что в июле представители министерства образования края и районной администрации в интервью «СП» говорили, что школе грозит не закрытие, но перепрофилирование в начальную. Правда, как отмечали тогда в районной администрации, открытие основной школы возможно, если для этого наберется достаточно учеников.
В разговоре с обозревателем «СП» пенсионерка Валентина Прокопьева, активно участвовавшая в восстановлении школы, рассказала, чего и как пермским марийцам удалось добиться:
«СП»: — Правда ли, что Васькинскую школу в этом году все-таки решили не закрывать?
— Да, наша школа откроется. Я сейчас привезла властям заключение независимой экспертной комиссии, они дали добро. Ребята будут учиться в данной школе.
«СП»: — Расскажите, как вам это удалось!
— Тут надо понимать, что нашим районным властям очень хотелось в связи с кризисом закрыть эту школу. Поэтому, считай, в течение 12 лет её вообще не финансировали. До ужасного состояния довели нашу школу. Мы много раз обращались по поводу ремонта, но средства нам так и не выделяли. А сейчас, когда поднялся шум вокруг нашей школы и мы провели несколько народных собраний, приехала из Перми комиссия во главе с краевым министром образования, господином Карпушиным. Были и другие представители из области — например, Щукин, который национальным вопросом занимается. И вот в ходе совещания на месте решили: если независимый эксперт даст положительное заключение, то школа останется. Министр образования пришел к такому выводу.
«СП»: — А экспертиза, получается, дала добро?
— Да, я сама организовывала экспертизу. Мне наши добрые юристы дали независимого эксперта, с лицензией, честь по чести, и я к нему обратилась — без денег они мне все сделали. Теперь заключение готово, оно показано уже и главе поселения, главе администрации… Там есть некоторые рекомендации: например, нужно поменять кровлю и внутри побелить. В общем, мелочи. И всё. И школа может дальше существовать.
«СП»: — Будет ли построено новое здание, как планировалось?
— Строительство нового здания по-прежнему остаётся в планах. Как нам обещают власти, там будут начальные классы и детский сад. А основную школу хотели отремонтировать. Мы сейчас будем ждать официальный ответ на бумаге, что действительно наша Васькинская основная школа будет отремонтирована.
«СП»: — Правильно ли я понимаю, что теперь этнокультурный компонент в Васькинской школе будет даже усилен?
— Именно так. Мы уже обращались в венгерское консульство, они нам пообещали поддержку и даже согласны профинансировать постройку школьного здания. Поскольку мы, марийцы — родственный фино-угорский народ. Но вот что они нам предложили: нужно продержаться хотя бы год, показать свои таланты, обряды, свой музей — то есть сделать настоящий этнокультурный центр. Тогда они нам смогут помогать средствами. Они согласны построить школу, а мы еще хотим их подключить, чтобы построили директору школы — марийке или марийцу — квартиру. И, возможно, учителям тоже, чтобы квартира была поблизости от школы. Тогда мы сможем привлечь кадры…
«СП»: — Сейчас с кадрами проблема?
— Пока есть проблема, да. По нескольким предметам учителей ищем. И директора еще нужно бы утвердить.
«СП»: — Для вас лично — проблема со школой решена?
— Видите ли, я сейчас пенсионерка, а раньше работала председателем колхоза. И вот в 1989 году, когда меня перевели сюда председателем из соседнего района, именно я добилась, чтобы наша школа из начальной стала восьмилеткой. Правда, никакого ремонта и тогда не делали. Но сейчас, на пенсии, я крепко за это взялась. И мы, пока все не будет отремонтировано как следует, будем держать это под контролем. Это еще не конец истории.
Отметим, что это не первый пример, когда общественная кампания, организованная родителями учеников и сотрудниками школ, меняет к лучшему ситуацию вокруг закрываемых образовательных учреждений. Аналогичный случай имел место весной этого года в Ульяновске: там, в преддверии реформы финансирования бюджетных учреждений, городские власти хотели провести слияние нескольких школ, при этом могли закрыться старейшие в городе школы № 7 и № 8. Голодовка родителей и преподавателей вынудила региональные власти отменить решение, хотя в целом «оптимизация» образования в регионе продолжается.
Среди последних громких и результативных кампаний стоит упомянуть и находящуюся на слуху историю Химкинского леса — широкомасштабная огласка, акции прямого действия в Химках и привлечение внимания международной общественности вынудили высшие власти страны отступить и вернуться к вопросу о вариантах прокладки трассы.
Правда, во всех упомянутых случаях сохраняется угроза реванша со стороны чиновников. Так, в конце 2005 года широкую огласку получила протестная акция учителей поселка Дунай Приморского края. Когда глава местной администрации решил слить две школы, этому решению воспротивились и директор, и учителя предназначенной к закрытию школы, и родители учеников. В обеих школах было много детей из трудных семей, и педагоги опасались, что в переполненных классах ребятам будет сложно учиться. Только после объявления учителями голодовки и, очевидно, после вмешательства федеральных властей решение о слиянии школ было отменено. Однако публичная победа обернулась трагедией: в новогодние праздники 2006 года была убита Татьяна Островская, организатор протеста учителей и директор школы, которую хотели закрыть.