Пока пользователи обсуждали возможный «стопор» по политическим мотивам, в YouTube («Тытрубе») объявили о введении с начала лета новых правил. Два из которых ударят по интересантам неожиданно и больно. Во-первых, компания теперь по своему усмотрению будет осуществлять рекламные интеграции на любом видео. Во-вторых, вводится налоговая отчетность для пользователей из России.
Естественно, что молва сразу переключилась с политики на финансы. До 1 июня те, у кого каналы «монетизированы», должны предоставить в личном кабинете свои данные. В первую очередь ИНН. Зарегистрированные от имени юридического лица или ИП — соответствующие реквизиты. Можно, конечно и проигнорировать. Однако в этом случае ютубер оплатит роялти в размере 24% от дохода. При таком подходе пользователь и совсем малобюджетного канала волей-неволей предоставит ИНН.
Но рискуют и остальные, у кого даже нет желания зарабатывать (представьте, существуют и такие). Потому как в 2019 году YouTube ввел порядок, согласно которому аккаунт может быть удален в одностороннем порядке, если становится коммерчески неинтересным для «трубы».
Российская казна явно выиграет от подобных нововведений. Так, в прошлом году рынок интернет-рекламы в России побил все рекорды — 253 млрд. рублей. Это больше чем на ТВ, радио, наружке и печатных СМИ - вместе взятых. Легализация доходов на YouTube сделает этот рынок ещё более прозрачным и выгодным для мытарей. Да и «сладких» клиентов хватает, так в прошлом год Forbes составил ТОП-15 российских видеоблогеров. Всех называть уж не станем, но для понимания: 8-е место — Ксения Собчак с доходом около $840 000; 6-е место — Алексей Пивоваров ($920 000); 4-е место — Юрий Дудь ($980 000). 1-е место в списке занимает команда комиков с ТНТ LABELCOM. Они заработали $3 550 000.
В российском офисе международной ассоциации The Interactive Advertising Bureau (IAB) тоже посчитали легальные заработки российских блогеров YouTube за прошлый год. Сумма составила 4,1 млрд. рублей (в 2019 году — 2.6 млрд). По мнению агентства BloggerBase дать более-менее корректную оценку всех доходов с ютуб-каналов весьма проблематично. Хотя бы потому, что там присутствуют и «теневики», которые не могут по закону продвигать своё «добро»: казино, онлайн-букмекеры
Еще несколько лет назад в Госдуме поговаривали о юридическом закреплении аккаунтов за пользователями, зарабатывающими на рекламе и продвигающими товары и услуги. А в марте текущего года Минцифры предлагало заставить YouTube, Facebook, Instagram выплачивать НДФЛ за российских блогеров, но тогда вопрос повис в воздухе. Теперь всё сдвинулось с мертвой точки, в нижнюю палату российского парламента поступили и проходят обсуждение сразу два закона.
Первый называется Ф3 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на территории Российской Федерации». Он обязывает западные соцсети и мессенджеры открыть филиалы в России и следовать по нашей жизни, согласно российским законам. Второй документ касается изменений в ФЗ «О рекламе». Новшество заключается в том, что создадут специальный реестр всей рекламы, включая российский сегмент. Как всё совпало: и новые правила YouTube, и новые российские законы, позволяющие контролировать финансовые потоки.
Видимо, блокировать YouTube в России никто не собирается. Зачем резать курочку, несущую золотые яйца? И ставить тут политику главным аргументом, значит запрягать телегу впереди лошади. Суть — в финансовом контроле. А вот тот, кто управляет деньгами, тот и заказывает, в том числе и политическую музыку тоже.