Деревня Воронино живёт в осаде уже 6-й год. В 2005-м в Истринский район Московской области пришла фирма «Крокус Интернэшнл», принадлежащая Арасу Агаларову, и местные жители стали помехой для амбициозных планов мультимиллионера. Он скупил окрестные 340 га земли, на которых принялся строить посёлок «Город Миллионеров», где каждый дом оценивается от 5 млн евро и до бесконечности. Тут предусмотрены искусственные водоёмы, висячие сады, частные религиозные учреждения и прочее культурное преобразование природы. Вот только на фоне этой благодати осталось «бельмо» прежней эпохи — деревенские жители и сами их домики, выглядящие упреком «цивилизации» нуворишей.
Деревню из 54 домовладений постепенно взяли в кольцо 3-метровых заборов, за которыми спрятали поля, и общежитий гастербайтеров, занятых на строительстве домов для миллионеров. Ну, к пространственному гнёту со стороны правящих классов русскому народу не привыкать — поколениями люди жили и продолжают жить в бараках, коммуналках и землянках; огороды по самые окна им Хрущёв отрезал тракторами, а Горбачёв громил теплицы и боролся с «нетрудовыми доходами» в виде птичников и вольеров для кроликов. «В тесноте, да не в обиде».
Но у русского народа осталось несколько принципов, которыми они ни при каких условиях поступиться не могут. Один из них — память о Великой Отечественной войне.
В начале текущего года воронинцы решили поставить на единственной своей улице памятник жителям деревни, не вернувшимся с войны, а таковых было 14 человек. Гранитная стела, кроме того, служит и указателем — где в ноябре-декабре 1941-го Красная армия остановила гитлеровцев, рвавшихся к Москве. Именно по речке Беляне, протекающей по окраине деревни, и проходил тогда рубеж обороны столицы (а сама деревня находилась в немецкой оккупации 5 дней). Причем деньги на памятник были собраны частным образом жителями Воронино, ни сельская администрация, ни остальная, более высокая государственная власть ни рублем не участвовали в проекте.
На 10 сентября 2010 года памятник почти готов, но это «почти» только и может остаться в памяти местных жителей — областные власти сейчас рассматривают вопрос о его сносе. Если такое произойдет — это будет первое в истории России уничтожение памятника фронтовикам с санкции властей.
Как рассказали «Свободной прессе» жители села Воронино, история началась с письменного заявления в прокуратуру 4-х гастербайтеров, с недавних пор числящихся тоже вороновцами. Якобы этот «кусок гранита, смотрящий в небо (так в тексте заявления — „СП“) в любой момент может упасть и причинить вред здоровью заявителям».
И государственная следственная машина завертелась. В Воронино уже приезжали смотреть на памятник полковники и подполковники из ГУВД Московской области, а 9 сентября в 21.30 старший лейтенант Наталья Солодырева составила протокол о «правонарушении». При этом следователей не смущает, что решение об установке памятника погибшим фронтовикам сначала было принято на сходе деревни, а затем утверждено главой администрации сельского поселения Обушковский Надеждой Лихаревой.
Местные жители уверены (хотя прямых доказательств и нет), что письмо было инициировано не полуграмотными гастербайтерами, а администрацией строящегося поселка «Город миллионеров». Как говорит «Свободной прессе» местная активистка Ольга Сорокина, «это часть их стратегии по нашему удушению».
Сначала люди из фирмы Агаларова «Крокус интернешнл» скупили 11 домовладений в деревне. Хотели скупить все 54 домовладения, чтобы разом избавиться от докучливых местных жителей — но остальные 43 семьи не захотели покидать родное гнездо. В этих 11 домах поселились рабочие из Средней Азии — теперь они тоже имеют голос в принятии важных решений о жизни в деревне.
Неподалеку от деревни стоят 2 больших бетонных куба, в них живут ещё 800 гастербайтеров. И как часть «стратегии по удушению» этим летом руководство стройки стало выводить среднеазиатских рабочих отрядами мыться и стирать бельё в местной речке Беляна. Потом начались сексуальные домогательства гастербайтеров к местным бабушкам. Всё это безобразие творилось до тех пор, пока не утонул один среднеазиат, и их руководители от греха подальше решили обратно спрятать рабочих в бетонных кубах. Но часть гастербайтеров привыкла к гигиене, и теперь тайком иногда ходит мыться к деревенскому колодцу.
Местные жители, кстати, отрезаны «Городом миллионеров» от реки стальным тросом. Ещё у троса, не территории пока свободной деревни, стоит будка охраны — оттуда наблюдают, чтобы деревенские не вторгались в частные владения Агаларова. Как работает служба безопасности этой местности, корреспонденты «Свободной прессы» убедились на собственном опыте. Мы с местным провожатым пошли через пустующее пока поле посмотреть на строящийся особняк, который вороновская молва приписывает губернатору Московской области Борису Громову. Уже через 5 минут пути к нам примчался УАЗик с охранниками, которые вежливо посоветовали прекратить поход и вернуться обратно за стальной трос.
Через речку в поселке видны церковь и мечеть. Но они считаются частными строениями, и туда деревенским ходить запрещено. Также теперь им закрыт путь через мост на поминовальный косогор. В 1947 году там на немецкой мине подорвалось 4 подростков, и на 9 мая вороновцы всегда туда ходили вспомнить односельчан, приносили цветы. В прошлом году начальник стройки Гринберг сказал охране впредь вышвыривать чужаков.
Недавно за рекой, во владениях миллионеров, как приписывает молва, женился какой-то родственник полпреда президента в Северокавказском округе Хлопонина, а также справляла день рождения жена губернатора Бориса Громова. Там долго стреляли в воздух, и деревенские жители решили, что это охрана идёт стрелять по ним, окончательно «решать вопрос». «С ноября 1941-го мне не было так страшно», — вспоминает воронинец, ветеран, инвалид Великой Отечественной Виктор Тимофеевич Бодров.
Памятник погибшим фронтовикам в Воронино — это еще и реальная линия обороны деревенских от фирмы Араса Агаларова. В прошлом году его сподручные сообщили местным жителем, что через участок, где сейчас достраивается стела, будет установлен 3-метровый забор — он окончательно перекроет путь к реке. Хотя эта земля и один берег Беляны документально закреплены за деревней. Поэтому понятно и стремление строителей «Города миллионеров» убрать «кусок гранита, смотрящий в небо».
Этот забор окончательно скрыл бы от взора миллионеров остатки русско-советской цивилизации. Наблюдать деревню Воронино и его жителей смог бы только муэдзин с мечети в соседнем коттеджном посёлке, да люди из вертолётов, прилетающие сюда в свои загородные дома.
Жена старосты деревни Воронино Галина Ивановна Морозова верит, что памятник удастся отстоять. До окончания его строительства тут будет выставлен круглосуточный пост охраны из местных стариков, чтобы стелу не выдернули краном или не взорвали тротилом. «И ещё мы верим¸ что власть нам оставит хотя бы право на память, раз других прав у нас уже больше нет», — надеется Морозова.
Фотографии — Антон Размахнин.