Руководитель российского военного ведомства Анатолий Сердюков, завершив в Вашингтоне переговоры со своим американским коллегой (о их провальности для России «СП» уже писала), встретился с российскими журналистами. Вероятно, для того, чтобы сгладить негативное впечатление от вялости и небоевитости своей позиции в ходе бесед с Гейтсом, здесь он неожиданно проявил жесткость и даже некоторую агрессивность. Правда, в основном, в высказываниях в адрес руководства Грузии, хотя несколько щелчков досталось и американцам.
Анатолий Сердюков заявил в Вашингтоне, что не исключает повторения событий августа 2008 года. Размещенные в Абхазии и Южной Осетии российские военные базы в состоянии предотвратить любую возможную угрозу со стороны Грузии, отметил Сердюков.
«Мы постоянно проводим анализ возможного развития ситуации в этом регионе. Те силы и подразделения, которые находятся на двух военных базах, достаточны для того, чтобы отреагировать на любое развитие обстановки», — сказал министр.
По его словам, усиливать группировки российских войск в Абхазии и Южной Осетии не планируется. «В этом нет необходимости», — отметил Сердюков. «При любом развитии событий мы понимаем, как себя вести», — заверил он.
«Я вас уверяю, что для отражения возможной грузинской агрессии, подобной той, которая была против Южной Осетии в 2008 году, нам потребуется не пять дней, а гораздо меньше», — подчеркнул руководитель минобороны РФ.
Министр обороны РФ осмелился даже попенять «зарубежным друзьям» на то, что они вооружают агрессивный грузинский режим. На встречах с западными партнерами, заметил Сердюков, российская сторона затрагивает тему поставок ими вооружений Грузии. «Мы говорим, что нас это беспокоит и мешает нашему сотрудничеству с теми же израильтянами, американцами и всеми остальными, кто так или иначе вооружает нынешний грузинский режим», — сказал российский министр. К сожалению, Сердюков не выразил однозначного требования к своим партнерам прекратить политику двойных стандартов, а лишь смиренно пообещал: российская сторона будет предпринимать все усилия, чтобы минимизировать последствия поставок вооружений Грузии.
Тем не менее, решимость Сердюкова дать отпор агрессору можно только приветствовать. Ведь ситуация в Грузии действительно не может не вызывать опасения.
Недавно начальник Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС РФ генерал-лейтенант Александр Шляхтуров в беседе с журналистами раскрыл некоторые разведданные, касающиеся подготовки Грузии к новой войне на Южном Кавказе.
— Ситуация с Грузией остается напряженной в силу того, что нынешнее грузинские власти не только отказываются признать суверенитет Абхазии и Южной Осетии, но и всячески пытаются вернуть эти страны, ставшие независимыми, под свою юрисдикцию, — заявил главный военный разведчик страны. — К этому надо добавить непредсказуемость политики грузинского руководства во главе с Саакашвили, которое может поддаться соблазну применить силу для укрощения строптивых республик, как это было в августе 2008 года. Мы такое развитие событий не исключаем.
Агрессивность грузинского руководства так и осталась бы не реализованной, если бы этому режиму не помогал наращивать военные мускулы Запад.
— По имеющимся у нас данным, — проинформировал журналистов генерал-лейтенант Шляхтуров, — Грузия, как и до событий августа 2008 года, по-прежнему получает военную помощь от стран НАТО, Израиля. Страны НАТО, и прежде всего восточно-европейские государства-участники альянса или, как их еще называют, младонатовцы, поставляют Грузии в основном стрелковое оружие и снаряжение. США ведут подготовку личного состава грузинской армии по тактике НАТО, Израиль поставляет Грузии беспилотные летательные аппараты.
«Нельзя исключать повторения событий августа 2008 года. Я говорю об этом, наблюдая за тем, как западные страны продолжают вооружать Грузию», — заявил недавно президент Абхазии Сергей Багапш. Руководитель Южной Осетии Эдуард Кокойты призвал международное сообщество ввести санкции в отношении поставок вооружений Грузии. «Сегодня руководство Грузии отвергает мирные инициативы Южной Осетии, Абхазии и России, отказываясь подписывать меморандум о неприменении силы», — подчеркнул он.
Михаил Саакашвили не скрывает своих агрессивных намерений: «Наша борьба продолжается, и она полностью завершит процесс деоккупации грузинских земель, вплоть до выдворения последнего вражеского солдата с территории нашей страны. В этом я абсолютно уверен. Прежде мы обучали наших военных проведению операций по восстановлению порядка и миротворческим действиям, а не ведению боевых действий. Теперь будет иначе. Для этого грузинская армия будет продолжать расти как в количественном, так и в качественном отношении и будет снабжена всем необходимым вооружением». И далее: «Каждый из нас обязан вести эту борьбу ежедневно, вести ее внутри страны, для усиления Грузии, и во всем мире, мы должны повсюду защищать свои позиции. Пока в Грузии стоит враг, пока грузинские земли оккупированы и Грузия не свободна, нам нельзя терять ни дня. Мы доведем эту борьбу до конца и освободим Грузию».
Второй по рангу человек в Пентагоне генерал Джеймс Картрайт, заместитель председателя объединенного штаба ВС США, заявил: «США будут заниматься подготовкой грузинской армии, и главным при этом будет её подготовка к защите родины. После августовской войны стало проще понимать, в чём заключаются приоритеты подготовки грузинской армии, а также то, какие новые виды вооружения ей необходимы».
Но какой интерес США и Западу вообще подпитывать оружием грузинского агрессора?
Американский политолог Рик Розофф так объясняет мотивацию антироссийской деятельности США в этом регионе: «Южный Кавказ стремительно превращается в стратегически важнейший перекресток геополитики XXI века. К этому региону привязаны наиболее важные и амбициозные проекты транзита энергетических ресурсов и упрочения военного коридора „Западная Европа — Восточная Азия“, центры управления которыми находятся в Вашингтоне и Брюсселе. Юг Кавказа — это наземный маршрут из Европы в Азию на восток; на юге к этому маршруту примыкают Ирак, Туркменистан, Афганистан и Пакистан. Центральное место Южного Кавказа в стратегических планах Запада обусловлено тем, что он выступает единственным общим знаменателем трёх крупных войн последнего десятилетия — в Югославии (1999), Афганистане (2001) и Ираке (2003), имевших целью воспрепятствовать сотрудничеству России, Ирана, Китая, Индии и Турции в деле развития экономики и инфраструктуры Великого Шёлкового пути из Азии в Юго-Восточную Европу. Грузия — главная цель продвижения США и НАТО на восток».
Так что прав Анатолий Сердюков, когда сетует на лицемерие своих друзей и партнеров.
— Хорошо хотя бы то, — считает руководитель Центра военного прогнозирования полковник Анатолий Цыганок, — что руководство страны и мировое сообщество заранее предупреждены о готовящейся кровавой авантюре. Ведь наша армейская машина неповоротлива, так же как и государственная. Пока до них дойдёт, американская, турецкая, израильская «гуманитарная помощь» уже начнет стрелять и убивать.
Из досье «СП»:
По данным электронного справочника МО «Оружие России», в «пятидневной войне» 2008 г. от огня противника, неосторожного обращения с оружием и в дорожно-транспортных происшествиях погибли 67 российских военнослужащих. С грузинской стороны погибли и числятся пропавшими без вести 170 человек, более 1800 ранены (по данным декабрьского 2009 г. отчета ЦАСТ — Центра анализа стратегий и технологий).
По данным экспертов ЦАСТа, Россия потеряла шесть боевых самолетов (3 Су-25, 2 Су-24 и один Ту-22М3), а после окончания боевых действий в Южной Осетии в авиакатастрофе разбились Ми-8МТКО и Ми-24. В ходе боев были уничтожены три российских танка (Т-72Б (М), Т-72Б, Т-65). Из бронетехники было уничтожено около 20 единиц (9 БМП-1, 3 БМП-2, 2 БТР-80, одна БМД-2, 3 БРДМ-2 и одна МТЛБ-6), а 8 августа в Южном лагере миротворцев огнем артиллерии и танков по российскому миротворческому батальону на стоянке была уничтожена автотехника (не менее 20 единиц). 9 августа в ходе боев грузинская артиллерия разбила 10 автомобилей ГАЗ-66 минометных батарей 135 и 693 мотострелковых полков. Два грузовика «Урал-4320» были уничтожены днём 11 августа грузинскими вертолетами Ми-24, еще несколько грузовиков попали в серьезные дорожно-транспортные происшествия.
Потери вооружения и военной техники грузинской стороны составляют: не менее 10 танков Т-72, 3 транспортных самолета Ан-2 и 4 вертолета (три Ми-24 и Ми-14БТ). Была также разрушена вся грузинская система ПВО. При этом большую часть вооружений и военной техники Грузия утратила при бегстве — они были брошены и достались российским военным и осетинским ополченцам. В общей сложности удалось захватить 65 танков, более 20 БМП, две бронемашины Cobra, около 10 установок ПВО, несколько десятков орудий и минометов.