18+
суббота, 3 декабря
Общество

Их ответ «дню Владимира»

Несколько регионов России учредили у себя праздники в честь принятия ислама

  
1

В республике Татарстан с 23 сентября появился новый праздник — День принятия ислама. Так постановил Госсовет республики, который сразу в трех чтениях принял поправки к закону «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан». Как заявил председатель комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев, Татарстан не одинок: инициативу о введении такого праздника одобрили еще 21 парламент субъектов РФ.

Однако, по словам Валеева, «единого мнения о единой дате принятия ислама на территории России с мусульманскими территориями Кавказа нет». Дело в том, что на Кавказе, как утверждают многие эксперты, ислам появился куда раньше — в 642 году, когда город Дербент был захвачен войсками арабов-мусульман. Впрочем, и татары, и мусульмане Кавказа настроены миролюбиво и будут решать вопрос о первенстве компромиссно. Однако общероссийского праздника в честь дня принятия ислама, скорее всего, не будет — каждый регион будет отмечать эту дату по-своему.

— Честно говоря, я не вижу здесь каких-то религиозных мотиваций: скорее всего, речь о желании выровнять свой статус с Русской православной церковью, с патриархией, которая продавила введение государственного праздника в честь крещения Руси — отметил в интервью «СП» глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль. — Я вижу, главным образом, рвение региональных бюрократов, которые хотели бы поднять свой административный рейтинг, не более того.

По словам Джемаля, как традиционные христианские, так и мусульманские общины были практически разрушены в первые десятилетия советской власти. Лишь до 1928 года в СССР существовали шариатские суды, с исламом заигрывали. «А с 1928 года, как и с христианами, пошло жесткое „мочилово“, — говорит эксперт. — Это называлось „борьба с басмачеством“. Причем те „феодально-байские элементы“, с которыми, по идее, велась борьба, с партбилетами наперевес эту борьбу возглавили, а проиграли как раз те „красные мусульмане“, бывшие чекисты и красноармейцы, которые хотели поймать большевиков на слове и воевать за справедливость. Неудивительно, что 420 тысяч мусульман в годы Великой Отечественной войны воевали на стороне немцев».

Когда Сталин обнаружил это, ему пришлось восстанавливать традиционные религии. Так что современные религиозные организации в России — это новоделы, созданные Сталиным под горячую руку, считает Джемаль.

Поэтому внедрение праздников по религиозным поводам — вещь искусственная, резюмирует эксперт. «Думаю, что для реально вовлеченных в религию российских мусульман региональные праздники — это последнее, что их интересует, — говорит Джемаль. — Это такая типично бюрократическая показуха, обусловленная тем, что нынешние чиновники хотят примерить на себя сапоги или туфли Владимира Красное Солнышко или принявшего ислам булгарского царя».


Между тем, православное сообщество явно входит во вкус конкуренции с исламом. В Пензенской области 25 сентября открывают памятник уроженцу города Кузнецка солдату Евгению Родионову. В 90-е годы Евгений попал в плен к чеченским боевикам и был обезглавлен после того, как отказался снять нательный крестик и принять ислам. Памятник представляет собой бронзовую свечу, пламя которой обнимает держащего крест воина, сообщает пензенская епархия РПЦ.

Напомним, что в 2010 году одной из наиболее актуальных тем российской повестки дня стал вопрос о возможности строительства многочисленных мечетей в тех регионах России, где ислам никогда не был преобладающей религией. В частности, в Москве и республике Коми планы по строительству мечетей, которые были заявлены около 10 лет назад, сейчас вызвали бурный протест общественности, организованный православными и националистическими организациями.

Не менее напряженно держатся и российские мусульмане: так, представители уммы регулярно протестуют против наличия на официальном гербе России христианских символов, а власти некоторых регионов, главным образом, Татарстана и Чечни, заявляют о том, что многие российские законы не соответствуют мусульманским понятиям о нравственности. Так, в некоторых регионах теперь официально разрешено женщинам фотографироваться на паспорт в головных уборах.

Обе партии — православная и мусульманская — претендуют на то, чтобы представлять интересы традиционно воспитанных граждан страны, не приемлющих современные либеральные правила, глобализацию, и во главу угла ставящие нравственность в классическом понимании этого слова. Недаром и Московская патриархия, и лидеры мусульман претендуют на владение традиционными социальными технологиями: так, новая программа РПЦ нацелена на активизацию социальной работы, а в мусульманских регионах России начали развиваться уже несколько проектов исламского банкинга — своеобразных социально и нравственно ориентированных касс взаимопомощи.

Кто выйдет победителем в этом состязании — предсказать трудно. «С одной стороны, поддержка наших властей ставит Русскую православную церковь вне конкуренции, — рассуждает Гейдар Джемаль. — И мусульмане, которые не объединены в организацию такой силы, кажутся обреченными на поражение. Но не стоит забывать, что православие в мировом масштабе — провинциальная религия, не слишком многочисленная, а вот за спиной российских мусульман — полтора миллиарда человек всемирной уммы. То есть, если мы посмотрим в мировом масштабе — то силы опять же несопоставимы, но в другую сторону».

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня