25 сентября в России состоялось сразу три крупных оппозиционных митинга. В Екатеринбурге на главной площади города люди протестовали против планируемых поправок в городской устав, запрещающих прямые выборы мэра. В Самаре, где кампания по избранию градоначальника в самом разгаре, народ собрался на акцию «Едро в ведро» — людей возмущает монопольное положение партии власти и снятие с дистанции почти всех непровластных кандидатов. В Москве собравшихся возмущал тот факт, что уходящего «назначенного» Лужкова скоро сменят на кремлёвского чиновника, «видевшего столицу разве что из окна чиновничьего мерседеса».
В столице организатором акции стала недавно созданная коалиция «За Россию без коррупции и произвола» и входящая в неё движение «Демократический выбор». На Болотной площади, где проходил митинг, собралось, по разным оценкам, от 1,5 до 2,5 тысяч человек.
Начало митинга пришлось перенести на полчаса: милиция выставила заграждение таким образом, что попасть на оцепленную территорию можно было только через две рамки металлоискателя. Образовались две очереди длиной в несколько десятков метров, одна из которых тянулась до середины Лужкова моста, чем изрядно мешала молодым парам — по традиции молодожёны вешают на этом мосту замки. В дальнейшем выступления со сцены постоянно перекрикивались дружным «Горько! Горько!».
В конце концов, под давлением организаторов, милиция разрешила желающим проходить еще через два разрыва в оцеплении.
Ведущий митинга, Владимир Милов, напомнил собравшимся, что Юрий Лужков, правивший Москвой «дольше, чем Леонид Брежнев возглавлял СССР», в любом случае скоро уйдёт. Даже если его не отправят в отставку в ближайший понедельник, как это утверждают источники в Кремле, вечно сидеть на своём посту он не сможет.
«И вот тогда встанет вопрос, кто будет новым московским градоначальником, — отметил Владимир Милов, — Вы все наверняка видели эти краткие списки кандидатов на пост мэра Москвы, где фигурируют разнообразные кремлёвские завхозы и управляющие аппаратом правительства, которые не живут в нашем городе и пяти лет, и видели Москву только из окна чиновничьего мерседеса. Такая перспектива нас ждёт потому, что выборы мэра в нашем городе упразднены, и мы, москвичи, не имеем никакого отношения к тому, кого назначат нашим следующим градоначальником. Это ужасная история».
Сатирик Виктор Шендерович начал свое выступление на шутливой ноте. Дескать, мэр столицы напоследок, вместо того, чтобы разгонять митинг, разогнал облака — после недели дождей небо над Москвой наконец очистилось. Но на этом шутки кончились, и известный телеведущий перешел к делу.
«Существует распространённое мнение, что мы — быдло, — вещал со сцены Шендерович — Оно внедряется, об этом говорят, иногда даже с некоторой гордостью за свой особый путь, что, мол, мы — вот такой тупой народ, в отличие от норвежцев, японцев, поляков, кого угодно. Мы не способны самостоятельно выбрать менеджмент. Мы не способны отличить хорошее от плохого, мы проносим ложку мимо рта, что мы — дебилы. Нам 10 лет объясняют, что надо довериться какому-то человеку, который всё сделает хорошо. И мы видим результаты: очевидную деградацию. Мы видим то, что было известно и ранее — в тех местах, где люди перестают сами выбирать и контролировать власть, в этих местах наступает деградация. Мы решили это проверить на своём примере. Проверили? Хватит!»
Сохранить мэра и вернуть губернатора
В Екатеринбурге люди тоже заявили, что они не идиоты, и вполне могут сами разобраться, какой мэр или губернатор им нужен. На центральной площади города с требованием оставить прямые выборы главы города и губернатора 25 сентября собралось более тысячи человек.
Напомним, что сейчас в Екатеринбурге идёт борьба вокруг поправок в городской устав. «Назначенный» на место «ельцынского барона» Эдуарда Росселя Александр Мишарин добивается замены прямых выборов мэра его назначением. Решать, кто станет «сити-менеджером», будут депутаты местной гордумы, почти поголовно члены одной партии. На прошлой неделе во время общественных слушаний противникам поправок удалось добиться серьёзного успеха, однако, вопрос поправок до сих пор не закрыт.
О том, как проходил митинг в столице Урала, «СП» рассказал один из его организаторов, депутат Екатерингбурской городской думы Леонид Волков.
«СП»: — Сколько людей присоединилось к акции протеста?
— Сложно сказать, сколько присутствовало на площади. В ходе митинга мы собрали более полутора тысяч подписей под требованием не вносить изменения в устав и оставить прямые выборы мэра. Требование одно, оно очень простое. Это продолжение той линии, которую мы ведём уже некоторое время. На прошлой неделе состоялись общественные слушания по этому вопросу, и вот теперь организовали митинг.
«СП»: — Какие-то осложнения в ходе митинга были?
— Нет, митинг был абсолютно законным, достаточно большое количество милиции нас от самих себя охраняло, никаких провокаций, силовых противостояний не было. Хотя накануне народ пугали разгоном, очевидно, это было сделано для того, чтобы сбить численность. Сложно судить, насколько это повлияло, но многие в блогах пишут, что побоялись прийти на площадь, так как опасались разгона.
«СП»: — То есть, противодействие в основном было до митинга?
— Против нас запустили мощную кампанию по дезинформации, все СМИ вещали о том, что митинг перенесён в другое место, практически на окраину города.
«СП»: — Вы участвовали в общественных слушаниях, сейчас провели митинг. Какие дальнейшие действия?
— Мы ждём заседания гордумы, где будут рассматривать эти самые поправки в устав. Главный удар мы планируем нанести на судебном направлении — будем требовать признания общественных слушаний несостоявшимися, так как они были проведены с серьёзными нарушениями. Первое заседание по этому вопросу назначено на 1 октября.
Кроме того, мы требуем вернуть прямые выборы губернатора. Это идёт в комплекте. Дмитрий Медведев, выступая на Ярославском экономическом форуме, высказал мысль, цитирую, «парламентская демократия для России катастрофична». Но именно этот сценарий пытаются навязать нашему городу, и де-юре именно парламенты выбирают глав регионов.
Мы пытаемся объяснить, что люди — не идиоты. И раз уж они президента выбирают, то могут справиться и с гораздо более простыми задачами, с такими, как выбор мэра и губернатора.
В Самаре «Единую Россию» потребовали признать тоталитарной сектой
Самаре повезло больше — насчёт выборности градоначальника там пока даже не дискутируют. Зато сами выборы стали практически безальтернативными — из 180 самовыдвиженцев в регистрации отказали почти 140. Так много кандидатов — потому что одновременно с выборами градоначальника меняется состав городской думы. Впрочем, претендентов на мэрское кресло тоже порядочно проредили, отказав в регистрации трём независимым кандидатам.
Митинг, как объяснили «СП» его участники, скорее был «антиедросовским» — большая часть выступлений касалась партии власти и её контролю над политической жизнью в городе. Организаторам удалось вывести на площадь, по разным оценкам, от 3 до 7 тысяч человек. Среди митингов, состоявшихся в эти выходные, самарская акция протеста получилась самой многочисленной.
Частично такое большое количество участников объясняется тем, что в митинге принимал участие действующий мэр Самары, член «Справедливой России» Виктор Тархов. Как утверждают очевидцы, на площадь «попросили» прийти несколько сотен бюджетников. О ходе акции протеста «СП» рассказал журналист «Самарской газеты» Максим Калач.
«СП»: — Как проходил митинг?
— Народу собралось примерно 5−6 тысяч человек. Правда, по оценкам милиции здесь было всего 1000 — 1200 человек, что, конечно, действительности не соответствует. Своих активистов вывела «Справедливая Россия», КПРФ, «Яблоко», а также незарегистрированная «Партия Воля». Фактически это был митинг против «Единой России», большая часть выступающих говорила именно о беспределе, который эта партия устроила в Самаре.
«СП»: — А сами снятые кандидаты были?
— Сам митинг вёл лидер местного «Яблока» Игорь Ермоленко, который был кандидатом в депутаты Самарской гордумы, и был снят избирательной комиссией одним из первых. Выступали другие кандидаты в депутаты, лишённые регистрации, не только из Самары, но и из областных городов. Из кандидатов в мэры, которых вычеркнули из списков, была только лидер партии «Воля» Светлана Пеунова. Она, кстати, призвала признать «Единую Россию» экстремистской организацией и тоталитарной сектой. Другая её сторонница предложила пройти членам партии власти психиатрическое лечение.
«СП»: — Есть информация, что большая часть митингующих — это бюджетники, которым приказали выйти на площадь.
— Да, скорее всего были и мобилизованные администрацией.
«СП»: — А в чём интерес городской администрации, если с выборов сняли конкурентов по предвыборной кампании?
— Мэрия очень заинтересована в скандале, потому что митинг в 5 тысяч человек — это скандал. В администрации области, в «Единой России» не ожидали, что соберётся так много людей, думали, что будет, как обычно, несколько десятков человек.
«СП»: — А под какими лозунгами всё это происходило?
— «Нет монополии «Единой России», «Нет беспределу на выборах», «Губернатора в отставку», и так далее. Тут выступал Максим Калашников, он заявил, что Самара — это единственный оплот, свободный от власти «ЕР», и его надо удерживать любой ценой.
Фото Дмитрий Трещанин, Антон Тарантей