Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
2 октября 2010 02:15

«Русский, не бухай!»

Пока государство молчит, с алкоголизмом борются националисты

273

Разговоры о том, что модернизация в России (да и вообще какое-либо развитие) невозможна без решения проблемы массового пьянства, с лета нынешнего года несколько поутихли. Если в 2009 — первой половине 2010 года федеральные власти заявили о ряде мер, которые должны снизить потребление алкоголя в стране — в частности, о повышении минимально возможной цены бутылки водки, дальнейшем ужесточении правил продажи спиртного — то с началом летнего сезона об антиалкогольной кампании понемногу забыли. Тем более, что в середине лета у властей и журналистов появились более актуальные проблемы — засуха, волна лесных пожаров, политическое обострение вокруг московского правительства.

Тем временем, в конце августа — начале сентября тема борьбы с пьянством вновь оказалась на лентах информагентств: в Ростове-на-Дону неизвестные избивали выпивающих на улице граждан, выкрикивая «Русские не бухают». Такой вид уличного хулиганства оказался совершенно неожиданным для всех. Издавна считается, что те, кто машут кулаками на улицах, к пьянству относятся более чем положительно — и, как правило, сами к моменту драки уже успели «принять».

Обстоятельства же ростовского происшествия, которое было зафиксировано 1 сентября у ростовского супермаркета «Солнечный круг», вызывают ассоциации с

уличной войной скинхедов — тем более, что в кричалках нападавших (а кричалки сами по себе — признак субкультуры скинхедов или футбольных фанатов) говорилось о «русских».

"Они били всех без разбору — кто выпивал коктейли и пиво и кто просто выходил из супермаркета. Мы оказались в эпицентре драки. С криками «Русский не бухает!» толпа довольно щуплых молодчиков кидалась то на одного, то на другого, — цитирует пострадавших от налета Stringer.ru. — Единственное, что успели разглядеть, так это то, что «налетчики» были в медицинских масках, их волосы были средней длины, не коротко стрижены. Одеты были они вполне нормально: джинсы, майки. На майках у некоторых виднелась какая-то славянская вязь. Ножей или другого оружия у них я не увидела, но успела заметить пресловутую «розочку» из разбитой стеклянной бутылки". Пострадавшие говорят, что по внешнему виду нападавшие были в возрасте от 14 до 18 лет. Били жестоко, валили и забивали ногами".


Если до зафиксированных случаев избиения пьющих дошло пока только в Ростове, то на уровне городских легенд подобные истории ходят и в других городах. Так, обозреватель «СП» слышал о похожих случаях в Санкт-Петербурге: летом этого года группы молодых людей в районе станции метро «Сенная площадь» и на Лиговском проспекте выбивали банки с пивом и коктейлями из рук подростков. В качестве «антиалкогольной лекции», как и в Ростове, нападавшие скандировали «Русский, не бухай!».

Отметим, в последние месяцы лозунги антиалкогольной направленности весьма часто встречаются вдоль железных дорог, на линейках гаражей, заборах и т. п. Тексты бывают самой разной длины и яростности — от полупародийного советского «Куришь, пьешь вино и пиво — ты пособник Тель-Авива» до «Русский, помни: спиваясь, ты помогаешь врагам нашего народа». Наиболее распространенный вариант — уже упомянутое «Русские не бухают». Как легко заметить, алкоголизм, на сей раз, критикуется с националистических позиций.

Обозреватель «СП» попросил рассказать о ситуации представителей питерского движения «Сопротивление», одной из главных целей которого уже несколько лет является как раз «народная» антиалкогольная кампания:

«СП»: — Кто вы? Что такое «Сопротивление»?

— Так получилось, что на начальном этапе «Сопротивление» объединило людей, принципиально ведущих здоровый образ жизни и занимающихся спортом. Таким образом, образовался трезвомыслящий и действующий костяк. Хорошее притягивает хорошее, и со временем людей, разделяющих наши взгляды, становится все больше.

«СП»: — Почему вы решили заняться борьбой с алкоголизмом?

— Мы не боремся «против пьянства». Главный враг каждого здравомыслящего человека — это он сам, его страхи, комплексы и привычки. Начиная менять самого себя, вы замечаете, как меняется мир вокруг вас. Среди ваших знакомых становится все больше трезвенников, праздники проходят без дополнительных стимуляторов, и вы физически ощущаете свое преимущество над «культурно пьющими» людьми. Не будем скрывать, что многие из нас не понаслышке знают о том, что такое алкоголь и какие последствия могут быть у пьянок. Но в какой-то момент приходит осознание того, что привычки делают тебя слабым — а мужчина должен быть сильным. Наш самый основной и действенный метод — это личный пример. Смешно думать о том, что молодежь можно в чем-то убедить только лишь словами, это бунтари и нигилисты в силу возраста. Мы тренируемся сами, тренируем молодежь, проводим спортивные турниры, ведем разъяснительную и агитационную работу. Некоторые наши соратники из регионов читают лекции, распространяют материалы В.Г.Жданова*.

«СП»: — Что действеннее — агитация или «акции прямого действия», подобные тому, что недавно произошло в Ростове?

— Если сжечь пивной ларек, то скорее всего это только объединит пьющую часть населения против вас. Пьющий человек — это как представитель другой религии, с ним бесполезно спорить, его не переубедишь. И как разнятся пути к Богу, так же неисповедимы пути к Трезвости.

«СП»: — Государство тоже ведет антиалкогольную кампанию — вы на власть не рассчитываете?

— В настоящее время на государство надежды мало, основой трезвости для ребенка должна стать семья. Вырастая в здоровой трезвой семье, занимаясь спортом, у ребенка больше шансов выбрать правильный путь. На государственном же уровне мы считаем, что сухой закон — это то, что в настоящее время необходимо всей стране.


«СП» известно, что молодежные движения, занимающиеся, в том числе, антиалкогольной «темой», существуют в большинстве регионов России. В частности, подобная организация имеется и в Ростове-на-Дону — ее представители подтвердили «СП», что занимаются агитацией за трезвость, но недавнюю драку у «Солнечного круга» комментировать отказались.

То, что борьба за трезвость «снизу» ведется с националистических позиций — далеко не новое явление; протест против массового пьянства был характерен для национально ориентированной русской интеллигенции как минимум со времен отмены крепостного права. Промышленный переворот в России, который привел к изменению образа жизни огромных масс людей, вылился в резкий рост числа запойных и «привычных» пьяниц — по сути дела, клиентами кабаков, доход с которых шел в государственную казну или откупщикам, были практически все бывшие крестьяне, уходившие в города на заработки, а также многие фабричные рабочие.

Возмущаясь этим явлением, национальная интеллигенция организовывала общества трезвости, вела антиалкогольную и санитарно-гигиеническую агитацию — опасность массового алкоголизма была очевидна. Наиболее прогрессивной считалась идея о том, что ликвидировать массовое пьянство можно, дав бедным слоям общества перспективы развития и обеспечив надлежащие (не каторжные) условия работы. Эту программу смогли отчасти воплотить ведущие предприниматели из числа текстильных фабрикантов — в частности, на фабриках семейства староверов Морозовых в Твери резкого снижения пьянства удалось добиться, когда на рубеже 1900 — 1910-х годов был выстроен комфортабельный жилой городок с клубом, а улучшение условий трудовых контрактов сопровождалось «закручиванием гаек» в смысле безоговорочного увольнения алкоголиков. Одним из средств отвлечения от пьянства купцами-староверами пропагандировался футбол.

В советские годы общества трезвости поначалу пользовались поддержкой государства, однако, когда в 1930-х годах власти СССР взяли курс на более терпимое отношение к выпивке (продажа спиртного давала ощутимую часть бюджетных доходов страны), поддержка прекратилась — по официальной версии, в связи с победой над массовым алкоголизмом. Впрочем, откровенное пьянство в советском обществе сталинских времен считалось «некультурной» практикой, уделом отсталых людей, не до конца овладевших бытовой культурой.

После Великой Отечественной войны, когда алкоголь стал для многих жизненно необходимым (водкой, спиртом и самогоном боролись со страхом, стрессом и зимним холодом), массовый алкоголизм начал возвращаться в общество. В частности, пьянство стало вновь бичом промышленных предприятий — тем более, что в послесталинские времена получить за пьянство серьезное наказание стало сложно, а стать безработным практически невозможно из-за прописанного в Конституции права на труд. На государственную антиалкогольную кампанию решился было Никита Хрущев, но с его смещением с должности привычная толерантность к алкоголю победила — тем более, что бюджету вновь понадобились «водочные» доходы.

Низовое антиалкогольное движение возродилось после почти полувека забвения в конце 1960-х — начале 1970-х годов под теми же, что и в середине XIX века, национальными лозунгами. Одним из первых теоретиков этого движения стал хирург Федор Углов (едва ли не последнее интервью с ним было сделано всего несколько лет назад). В сочетании с традиционной для тогдашней «русской партии» в СССР конспирологией, пропаганда трезвости дала достаточно причудливую теорию о том, что русский народ целенаправленно спаивается «оккупантами», которые таким образом пытаются заблокировать его развитие.

При этом бороться за трезвость националисты старшего поколения предполагают при помощи государства. «Вы спрашиваете, как бороться? — рассказывает активный проповедник трезвости Владимир Жданов. — Я был в Австралии, я ахнул! Чистота идеальная, ни одной бумажки, ни одного окурка, дети выходят из школы и тут же садятся на улице, обсуждают свои дела. Просто там работает власть! Пожалуйста, можешь на улице закурить, выпить пива, но тут же откуда ни возьмись возникает полицейский — 200 долларов штраф. Бросил окурок — 200 долларов штраф. Если в течение года второй раз попался — 400 долларов, а если в третий раз в течение года — три месяца тюрьмы. И нигде вы не встретите ни курящего, ни человека с банкой пива».

— Введите за курение в общественном месте и распивание спиртных напитков штраф, а половину отдайте в поощрение для задержавшего милиционера, предлагает Жданов. — Неужели это сложно сделать? Это сделать элементарно, нужна политическая воля. Человек культурный или некультурный — это понятие относительное, есть вопрос, чем и как поддерживается эта культура. Есть реальный механизм, значит, будет действовать. И есть декларация, просто болтовня, которую мы слышим, ну так она болтовней и остается.

Все это говорит о том, что власть не хочет это делать, — резюмирует пропагандист. — Нет политической воли, а зачастую органы власти и заинтересованы в спаивании людей. Значит, карман эти доходы греют, а то, что народ исчезает с лица земли, — это их не касается. Поэтому я говорю — по этой проблеме нет никаких вопросов, она решается ЭЛЕМЕНТАРНО! Нужна политическая воля! Ведь в 14-м году царь дал право местным органам самоуправления на период мобилизации запретить алкогольную торговлю. В течение недели все винные лавки по всей великой России были закрыты. Но и после окончания мобилизации царю поступили десятки тысяч прошений с просьбой продлить сухой закон на все время войны и на вечные времена. И в 1916 году Государственная Дума рассмотрела Закон об утверждении в Российской империи трезвости на вечные времена.

Как видим, в общих чертах идеология националистического трезвенничества дожила и до нашего времени. Современные националистические группы пропагандируют здоровый образ жизни именно из тех соображений, что развитие русских как народа возможно только если алкоголизм будет побежден. Основной мишенью для современных неформальных «обществ трезвости» стали уже не любители водки — она в России стала почти старческим напитком — а потребители слабоалкогольных коктейлей типа «Ягуар», не слишком крепких, но чрезвычайно вредных для здоровья.

В качестве примера для подражания эти группы, что характерно, приводят кавказские народы — где до сих пор строгий образ жизни, почитание старших и тому подобное являются универсальными ценностями. Правда, такая идиллическая картина возникает лишь при взгляде на кавказцев со стороны — но это уже совсем другая история.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня