На очередной «Марш в защиту Петербурга» к памятнику Грибоедову солнечным субботним днем прибыли две-три тысячи защитников. Эта акция традиционно проходит по осени в последние четыре года и собирает тех, кто не равнодушен к судьбе родного города, исторический центр которого при «императрице Матвиенко» несет серьезные потери. В прошлом году на аналогичном марше участников было, пожалуй, больше, тысяч пять тогда пришло постоять под знаменами «Яблока» и градозащитников из «Живого города» — основных организаторов акции. В этот раз она тоже была согласована с властями, милиция в происходящее не вмешивалась. Ни губернатор, которой посылали личное приглашение, ни руководство ЮНЕСКО, получившее в Париже депешу с приглашением неделю назад, на площадь не явились. Всего в организации протестной акции приняло участие около двадцати общественных организаций:"Живой город", Движение гражданских инициатив, Петербургское «ЯБЛОКО», Федерация социалистической молодёжи, Объединённый гражданский фронт и другие.
Митинг-концерт собрал почти тех же выступающих, что и в прошлом году, речи говорились тоже почти те же самые, только ситуация стала хуже: накануне стало известно, что госэкспертиза согласовала строительство Газпром-сити на Охте. Теперь ничто не мешает залить старинные крепости и стоянку людей эпохи неолита бетоном и возвести на этом уникальном месте безликую высотку. Хотя поэт Александр Городницкий, пожалуй, не согласился бы с автором этих строк: не сумев прибыть лично, он оставил для участников митинга запись своих стихов: «Город этот не газпромовский, а наш… От фашистов отстояли и от этих отстоим». Также стоял в сторонке кинорежиссер Александр Сокуров, не выступая, но засвидетельствовав свое принципиальное участие в митинге с градозащитной тематикой
На митинге клеймили позором «Газпром», говорили об агонии режима, пели песни про то, что «навеки осталась советской моя воровская страна». Кинорежиссер Юрий Мамин сравнил «Газпром» с «каким-нибудь хамом на курорте, который вместо надписи «здесь был Вася» в историческом сердце Петербурга хочет оставить свой символ: «Здесь был Газпром».
— Ну, тогда перепишите Конституцию и насилуйте страну уже на законных основаниях!- в сердцах призвал Мамин власти, которые здесь, на Пионерской площади красноречиво отсутствовали.
Замечательно спел песню Высоцкого про иноходца заслуженный артист России Игорь Скляр. Он сравнил будущую высотку Газпрома с пластиковой бутылкой, которую ставят на стол, сервированный фамильным серебром.
— Я не буду сегодня петь про Комарово. Но я бы предложил там построить Охта -центр. Пусть приезжающие, приплывающие смотрят на эту сосульку, если она им нравится. А здесь она убьет город. После этого в Питере можно будет делать все, что угодно — Эрмитаж перестроить, изменить русло Невы, вместо Адмиралтейства поставить скульптуру Церетели…
Ораторов — депутатов сменили архитекторы и ученые Петербурга, поднявшие свой голос протеста против высотки на Охте. Наконец, слово предоставили «человеку, которого не все знают в нашей стране», намекая на знаменитую словесную дуэль с премьер-министром, и «Юра, Шевчук, музыкант» стал говорить о том, что в артистической тусовке его многие осуждают за то, что он занимает активную гражданскую позицию: «Зачем тебе это, старик? Пиара не хватает? Пел бы на корпоративах, жил бы спокойно…»
— Зачем мы здесь собрались? Ради пиара? Не думаю. Этот пиар в общем-то такой слабоватый, когда тебя вычеркивают отовсюду в результате. Дело не в этом. Мы можем ответить этим людям и интеллектуалам, которых сейчас здесь нет и которые занимаются самоусовершенствованием, что когда в доме пожар, то нужно спасать родных, близких. А в данный момент великая архитектура великого города — это наши родные и близкие, с которыми мы живем, это наша любовь. И у нас есть чувство собственного достоинства, мы не рабы. Это самое главное. Многие люди сейчас не понимают, что это такое — чувство собственного достоинства. Мы не быдло, мы не рабы, мы не должны сидеть и молчать, а наши хозяева будут творить все, что захотят. Чувство собственного достоинства привело нас сюда на эту площадь. И люди, глядя на нас, начинают вспоминать, что это такое - чувство собственного достоинство, — сказал под одобрительный гул Шевчук и запел песню про Родину «спящую красавицу».
Но на словах «эй, начальник!» — струна у гитары оборвалась, и Шевчук стал читать, говорить, выкрикивать стихи:
— Гармония прекрасна,
если не знать, что кричит у нее внутри,
разорвет от напряжения на этой войне,
но другого выхода нет,
а в небе туманном зияет она,
гори, моя звезда, гори,
нам говорят, что умрем мы в этой норе,
но мы выползаем на свет…
вертится вертикаль.
Те, кто не с нами, рабы и холопы
ищут крошки на царском столе,
а мы наблюдаем, как в нашей тоске
вновь закаляется сталь,
новая Россия, вылетающая из меня,
свободная, светлая, уважающая человека
Фото автора