В городке Судак нет промышленности. Едва теплится жизнь маленького заводика ПО «Массандра», разливает шампанское соседний поселок Новый Свет. Вся остальная судакская жизнь питается курортниками. Они главный и практически единственный доход, по большому счету суть здешнего бытия.
Само по себе это замечательное место. Очарование гор и морских бухт, восхищавших русских царей. Настоящая генуэзская крепость с башнями и монументальными стенами. На востоке — фантастические холмы волошинской Киммерии. Есть что посмотреть даже в межсезонье, когда на пляже можно лишь любоваться зимним штормом. Впрочем, будем откровенны — до турецко-египетского all inclusiv здешний сервис не дотягивает и близко. Единственная надежда, что дорогим россиянам на судакском отдыхе будет сердцу теплей.
Накануне в Городском саду Судака ободрали новогоднюю елку. Вырвали и поломали ветки, украли игрушки. Часть игрушек разбиты прямо на месте. Судя по масштабу погрома, беспредельничали явно не дети. Горсад — вообще-то самое любимое место новогодних торжеств для курортников и местных. Еще одна елка стоит на площади у горадминистрации, но там ветрено и неуютно.
Казалось бы, почему не берегут то, чем реально живы? Вандалов не нашли. Ну, а для горожан нынешние события стали знаковым шоком. Рекордное количество лайков собрал пост известного судакского блогера Александра Кирьякова:
«Туристы, вы собираетесь ехать на Новогодние каникулы в город, в котором небезопасно? То, ёпрст, лавочки украли, то деревья выкапывают, теперь вот Ёлку обокрали?.. Ну, стыд и позор. Нет безопасности в городке Судак. Вообще, когда-то были патрули Росгвардии, полицейские патрулями ходили — кто их видел в последний раз? Только портреты участковых на магазинах. У нас множество молодёжных спортивных организаций — собрать из них то, что в старые и добрые времена называли добровольные народные дружины (ДНД). Есть спасатели, Юнармия, целых три общественных организации казаков — наберётся несколько сотен активных, спортивных, ТРЕЗВЫХ. Пора разработать народную систему безопасности. А пока получается, несколько тупых чудаков могут так взять и праздник испортить. Нехорошо это. Не порядок…».
Люди не забыли, как несколько лет назад в том же Городском саду кодло распоясавшихся подонков сбросило с гранитного постамента памятник Владимиру Ленину. Скульптура упала на бетонный пьедестал и разбилась вдребезги.
Можно не иметь никакого отношения к идеям марксизма-ленинизма. Но этот памятник действительно дорог многим коренным обитателям Судака. До развала Союза тут принимали в пионеры, вокруг всегда было много гуляющей публики. Парковые аллеи — любимое место романтических свиданий для нескольких поколений.
К своему Ильичу привыкли, никто не собирался его сносить. Во всяком случае, пока живы поколения, для которых дороги воспоминания безвозвратного советского прошлого. Тем более, по всему Крыму без проблем стоят памятники разных эпох — в том числе многочисленные Тарасы Шевченко, навязанные Украиной в самостийные времена. Нынешний Симферополь вслед за Севастополем установил величественную скульптуру императрице Екатерине II. Собираются строить монумент знаменитому хану Менгли-Гирею. Это по-хорошему толерантно, это свойственно нормальной жизни нормального общества.
Старого судакского Ленина уже разрушали фашисты в Великую Отечественную войну. Когда ночные мрази разбили его вновь, город-курорт словно онемел в испуге. Что же это делается, ведь совсем рядом управление полиции. Центральная городская магистраль, магазины, офисы, кафе и, естественно, видеокамеры. Версия бытовой «хулиганки» больше всего устраивала власть. Потом поймали трех мажоров, но вскоре обвиняемые оказались на свободе.
Нынешняя весна, День воссоединения с Россией. Ранним праздничным утром 18 марта прямо в центре Судака был разбит целый ряд остановок общественного транспорта. Стекла из автобусных павильонов вынесло, словно внутри взрывались гранаты. Крошили «антивандальное» стекло долго и упорно, до мелких осколков.
По идее, в праздник стражи порядка должны с особым усердием патрулировать центральные улицы. Однако «никто ничего не слышал». Напомним, прошлым летом по постановлению суда были заключены под стражу начальник полиции Судака и его зам. Оба подозревались в получении взятки от перевозчиков паленой водки. Нынешний шеф подполковник Долженко демонстративно отказывается налаживать отношения с городскими общественниками. Хотя судакские ветераны спецвойск, спортивные клубы и казаки не раз предлагали помощь в охране общественного порядка.
Увы, тогда никто из чиновников не отреагировал. Выводить народ на патрулирование — для властей слишком страшно. Результатом стала череда новых практически безнаказанных хулиганских акций. В том числе наглое и громкое уничтожение новогодней елки Городского сада.
На днях республиканский министр курортов и туризма Вадим Волченко нарисовал для федеральных медиа благостную картинку. Мол, Крым оказался рекордсменом рынка внутреннего туризма России: «В этом году мы примем на 28% больше туристов, нежели в 2019-м, по предварительным данным к концу года приедет 9 миллионов человек…».
Все правильно, только вышеизложенная цифирь — общегодовая. Зато спрос на новогодний отдых в нынешнем сезоне заметно ниже, причем по всему полуострову. Подтвердил невеселый расклад председатель Крымской гостиничной ассоциации Сергей Маковей: «60−70% загрузки имеет в лучшем случае часть объектов, которые входят в ассоциацию. Остальные стоят пустые, и заявок на новогодние программы очень мало. Главное, приезжих нет, основные запросы идут от крымчан».
Похоже, Новый год-2022 реально наказал крымские курорты за местечковое жлобство. Самые веселые праздники в году совсем рядом, однако настроение здешних отельеров вовсе не радостное. На самом деле они получили рекордно низкий уровень бронирования. Многие с сожалением вспоминают, что еще совсем недавно Египет, Анталия и прочие закордонные берега были для россиян под карантинным запретом. Зато теперь у соотечественников вновь есть выбор.
Вот мнение главы еще одной Ассоциации малых отелей РК Натальи Стамбульниковой:
— Пытаясь анализировать причины, наше экспертное сообщество утверждает, якобы «российский отдыхающий предпочел жаркие страны» или «люди боятся новых COVID-ограничений». Хотя какая может быть конкуренция при нынешних крымских ценах?
Декабрьские прайсы действительно зашкаливали. За 10 ночей с завтраками Стамбул просит 52,3 тысячи рублей. Для сравнения — минимальная цена аналогичного пакетного тура в Ялту составляла 60,7 тыс. Даже отели Сочи предлагают бюджетный вариант от 34,3 тыс. рублей.
Сутки новогоднего номера на двоих с завтраком в Евпатории — 6 тысяч рублей. Героический Севастополь поднял эту цифру выше, начиная с 10,5 тысячи. Для среднестатистического гражданина РФ слишком круто. Сейчас правительство города русских моряков пытается вернуть новогодних туристов, отменим обязательное предъявление QR-кода при посещении кафе, ресторанов, концертных залов и прочих заведений. Помогает слабо.
Подчеркнем, речь о шокирующей «минималке» Крыма — беспредельно дорогой и в то же время слишком похожей на советское кино «Из жизни отдыхающих». Вспомните чудесную мелодраму из далеких 80-х: дождливое межсезонье одного из крымских домов отдыха, где зарождается любовь одиноких и замкнутых людей… Миллионы наших соотечественников успели отвыкнуть от подобной романтики. Тем более, когда развеселые заморские направления открыты вновь.
И чуть ли единственным утешением может служить феерический успех нескольких супер-дорогих объектов Южнобережья, чьи клиенты денег не считают. Например, элитная собственность Сбербанка — ялтинский санаторно-курортный комплекс Mriya Resort & SPA — имеет практически полную загрузку новогодне-рождественских каникул. Праздничная ночь в его ресторанах обойдется в 25 тысяч рублей с человека, бронирование столика в клубе — до 80 тысяч. Развлекать гостей прибыли Михаил Галустян и группа «Банд'Эрос».
Вообще нет проблем с январскими корпоративными клиентами у ялтинской резиденции Газпрома «Крымский бриз». Амбициозный список можно продолжить. Фешенебельные номера и отдельные виллы разошлись, словно горячие пирожки. По информации из осведомленных источников, основную массу здешней VIP-брони выкупили высокопоставленные чиновники, попавшие под санкции Запада, а также «невыездные» силовики.
Понятно, что охрана всей южнобережной «элитки» — до предела лютая.