Что увидят президенты стран АТР в прибрежных водах Владивостока во время саммита АТЭС -2012? Торчащие остовы судов, грязные нефтяные разводья на поверхности бухт Владивостока. Скорее всего, такая неприглядная картина неприятно поразит высоких гостей.
Согласно последним исследованиям, бухта Золотой Рог перешла из 4-го в 5-й класс из шести по российской системе индексации загрязненности морских вод. Примерно в таком же состоянии за два года саммита АТЭС находятся бухты, окружающие Владивосток и остров Русский.
Бухта Золотой Рог, как бы рассекает центр Владивостока. Берега ее практически на всём протяжении застроены портовыми сооружениями и причалами под стоянку судов. На них расположены: морской торговый и рыбный порты, судоремонтное предприятие «Дальзавод», а также причалы Тихоокеанского флота. Вся эта масса предприятий, судов, военных кораблей ежедневно сбрасывают и сливают в воды акватории тонны мусора, отходы жизнедеятельности, отработку двигателей. Делается это обычно под покровом ночи. Такое отношение давно привело экологию бухты в плачевное состояние: по ней в изобилии плавает мусор и устойчиво держится маслянистая плёнка нефтепродуктов.
Результаты физико-химических исследований, проведенных в прошлом десятилетии, свидетельствуют о катастрофическом загрязнении бухты Золотой Рог и прибрежных вод Амурского залива тяжелыми металлами и органическими соединениями. По степени загрязнения акватория была разделена на 4 зоны: сильно загрязненную, умеренно загрязненную, слабо загрязненную и условно фоновую.
Зона сильного загрязнения включает бухту Золотой Рог, районы, прилегающие к устьям Первой и Второй Речек, залив Угловой и устьевую часть реки Раздольной. Содержания ртути в экосистеме Амурского залива и бухты Золотой Рог показали, что количество жидкого металла в морской воде запредельное. Так же высокое содержание ртути обнаружено вблизи Второй Речки.
Что же предпринимают краевые и городские власти для устранения экологического бедствия и если работа идет, то почему мы не видим результатов?
— Три года назад ответственность за состояние прибрежных зон несли местная власть и капитан порта, — говорит президент Экологического фонда и Регионального многоотраслевого предприятия «Эко-море» Юрий Леонтьев. — Администрация порта выделяла средства, около 2−3 миллионов на организации, которые занимались очисткой бухты. Однако поправки в законе запрещают теперь администрации выделять на это деньги, так как ответственность за состояние прибрежных зон взяли на себя федеральные власти. В результате половина акваторий Владивостока осталось без очистки.
Сегодня в городе функционируют две очистные службы, это «Эко — море» и филиал Росморпорта. Каждая имеет по 2 единицы очистительной техники (для сравнения, при Союзе их было 17). А ведь акватория должна очищаться непрерывно. Кроме того, не все прибрежные предприятия имеют очистные сооружения для фильтрации сливных вод. В основном выполняют требования только 40%, остальные же 60% либо не имеют средств, чтобы заключить договор с фирмой для сбора загрязненных вод, либо просто не считают нужным тратить на это деньги.
Фирма «Эко — море» пыталась исправить ситуацию — обращалась к губернатору Приморья с просьбой заставить предприятия заключать договоры по очистке, на что был получен ответ примерно следующего содержания, вы ребята, конечно, молодцы, но согласно закону это прерогатива федералов.
— Никакой долговременной программы по очистке бухты не было, и до сих пор нет, — комментирует ситуацию профессор, доктор геолого — минералогических наук, заслуженный эколог России Борис Владимирович Преображенский. — Дела не идут дальше разговоров, а вся очистительная техника давно продана в Китай на металлолом. Бухта пока выживает за счет естественных процессов очистки — приливов и отливов, а так же сильных ветров. Все проводимые по очистке бухты мероприятия имеют разовый характер. Они чаще всего связаны с визитом в столицу Приморья высокопоставленных столичных чиновников и первых лиц государства. Когда намечается очередной такой приезд, из администрации Владивостока в срочном порядке звонят в фирму «Эко — море» или Росморпорт с просьбой очистить причальные воды, причем совершенно бесплатно…
А ведь кроме загрязненной поверхности акваторий, еще существует проблема затонувших судов и кораблей. Их подъемом и разделкой в заливе Петр Великий, омывающего Владивосток и остров Русский, занимаются единицы. Среди них — компания «Даль-металл».
— В настоящее время мы занимаемся очисткой бухт острова Русский, где пройдет саммит АТЭС -2012, — говорит директор ООО «Даль-металл» Сергей Овчинников. — Наша задача — разделка затонувших здесь кораблей. Однако особо значимый и проблемный сегодня участок акватории — это бухты Золотой Рог, Диомид и Малый Улисс, где, как известно, затонувшие суда мешают оживленному судоходству. Кстати, над ними и рядом с ними пройдет «гостевая трасса» саммита. Затонувшие плавсредства хорошо проглядываются сверху, так как надстройки и мачты судов находятся почти у поверхности воды.
В бухте Золотой Рог давно лежит на дне СРТМ «Немиров». Судовладельцы сами не могут поднять траулер, нет средств. «Даль — металл» пытался с ними договориться. Безуспешно. Например, внешний управляющий фирмы «Норд стрейт», владелец судна, отказался даже разговаривать…
— Мы предоставили смету, согласно которой сумма подъема траулера почти равнялась стоимости металла, — говорит Сергей Овчинников. — Это их не устроило. Хозяева затонувших судов хотят хорошо поиметь с фактически бросового металла. Поэтому загибают такие цены, что подъем судна становится экономически нерентабельным, а порой приносит нам убытки.
Не лучше ситуация и в бухте Малый Улисс, тоже в черте города. Здесь затоплен плавучий док. Он серьезно мешает судоходству. Однако никак не могут найти собственника этого огромного куска ржавого железа, он просто куда-то исчез. А ведь без хозяина никто не имеет права его поднимать.
Подтвердила ненормальное положение вещей с экологией в бухтах Владивостока и Счетная палата, которая недавно провела проверку и считает, что Минприроды в 2008—2009 годах не в полной мере контролировало экологические службы при подготовке к саммиту стран АТЭС.
Аудиторы отмечают, что полномочия в сфере природоохранной деятельности в Приморском крае раздроблены, не скоординированы, разграничены между территориальными управлениями нескольких федеральных ведомств. А отсутствие взаимодействия и информационного обмена между ними позволяет организациям осуществлять производственную деятельность с нарушениями природоохранного законодательства.
Проверка также показала, что план мероприятий по осуществлению государственного экологического контроля в Приморском крае в условиях подготовки к проведению АТЭС-2012 отсутствует. Кроме того, выяснилось, что из 31,8 миллиона рублей неэффективно использовано 31,4 миллиона рублей. Правда, никто не знает, куда они ушли.
Фото автора
Владивосток