Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
24 октября 2010 02:02

Бибиревская «Голгофа»

Московские баптисты укрепляют свою веру

126

Если прогуливаться от метро «Алтуфьево» по Лескова в сторону кинотеатра «Будапешт», то сначала ни одна деталь не будет выделяться на фоне обычных зданий спального района. Но всего через несколько минут неспешного шага безликие серые коробки панельных домов расступятся, и на фоне тёмного леса вдруг возникнет элегантный силуэт невысокого особняка. Совсем новенький, поблескивающий стенами из светлого кирпича и окошками на изящной острой крыше, он увенчан башенкой с простым четырехконечным крестом. Только это, да еще и надпись на одном из фасадов («Господь да благословит Вас») выдает в этом здании храм, словно перенесенный на север Москвы с немецкого севера или из Швеции. Это «Голгофа» — церковь евангельских христиан-баптистов, живущих в этом районе.

«Зовут меня Белов Василий Константинович, родился в Москве, получил высшее образование архитектора. Потом много лет работал в проектных институтах столицы. В 27 лет стал членом Союза Архитекторов, по моим проектам в городе построено множество объектов — от фабрик и заводов, до жилых домов и многоэтажных гаражей», — рассказывает за чашкой чая, служитель баптистской общины. — «Но вот появился шанс воплотить мечту — построить храм для единоверцев. Для меня это честь, как награда… и вот уже 20 лет я при этой церкви, работаю в три смены своими руками, чтобы довести строительство до конца».

Несмотря на внешнее убранство, внутри здание ещё далеко от завершения. Пока мы с Василием Константиновичем беседуем и пьём чай с домашней баптистской выпечкой, слышен шум строительных работ: гудят дрели, скрипят мастерки, слышны удары молотка. «Церковь строим хозспособом — собрала община деньги на фундамент — построили фундамент, набрались пожертвования- поставили стены, появились ещё деньги — мастерим крышу. Денег, конечно, не хватает, они же с неба не падают, а тут ещё у нас с вами были два дефолта, когда деньги превращались в пыль», — сетует он.

Впрочем, в истории русских евангельских христиан были и более мрачные периоды — горький вкус притеснений и незаслуженных обид им довелось узнать еще в царской России, когда из народных религиозных групп и аристократических духовных кружков вышли первые русские баптисты. С первых дней своего существования они подвергались преследованиям — молельные дома закрывались, проповедники отправлялись в ссылки, изгонялись из страны. Одним из пострадавших от такой охранительной политики царского правительства был дед ныне известного советско-православного патриота Александра Проханова, Иван Степанович Проханов, который в условиях преследований со стороны Святейшего Синода, был вынужден выехать за границу и провести несколько лет в английском городе Бристоле. После революции 1917 года настал краткий период ленинской оттепели. Вот что о нем пишут сами баптисты: «В первое десятилетие советской власти евангельские христиане и баптисты максимально использовали представившуюся возможность для проповеди Благой Вести. В истерзанной гражданской войной стране огромное количество людей обращались с покаянием к Христу». Однако, с усилением сталинской партии с новой силой начались репрессии. Баптистов особо не выделяли, но расправлялись на общих основаниях: лагеря, пытки, расстрелы…

Об этих, покрытых мученической кровью, страницах своей веры Василий Константинович знает только понаслышке — сам он принял баптистское (сознательное) крещение в 1973 году, в возрасте 18 лет. В эпоху застоя маховик сталинских репрессий уже стал страшной памятью, но до настоящей свободы было ещё далеко: были и обыски на квартирах у активистов, и милиция, искавшая крамолу на богослужениях. Тогда широко распространялись слухи, до сих пор популярные в определенных кругах — баптистов обвиняли в человеческих жертвоприношениях, поедании детей, употреблении человеческой крови на Пасху… «Разные вещи о нас говорили, уж не знаю, кто автор этих гадостей, но многие верили, думали, что мы здесь людей едим! Бред сивой кобылы! Когда к нам приходили „компетентные органы“, то видели чистую нарядную молодежь — девочки в платочках, мальчики в галстуках. Все поют, славят Христа. И что, они сейчас накинутся и жрать кого-то начнут? Бред несусветный!», — смеется он, вспоминая застойные времена.

В те годы большинство московских баптистов собиралось в старейшей евангельской церкви Москвы на Малом Вузовском (теперь Трехсвятительский) переулке. Эта церковь была единственным официально открытым местом для протестантских богослужений в столице на протяжении почти 70 лет. Только после окончательного падения советского строя, когда ослабли тиски государственного атеизма, в Москве появились новые баптистские общины и храмы, созданные при активном участии бывших прихожан маловузовской общины.

Одним из таких храмов и стала «Голгофа», заложенная в начале 90-х годов. Несмотря на небывалую свободу, время было непростое, с новыми проблемами и сложностями, в основном финансовыми. Однако церковной общине, не без помощи московских властей, удалось пережить эпоху первоначального накопления капитала. «Наше поколение, кого я знаю — все патриоты. Мы переживали за Россию, мы переживали за город Москву… молились, чтоб мэр был хорошим — тогда был Попов, вот… мы молились, чтоб пришел нормальный мэр… мы так довольны Лужковым Юрием Михайловичем — считаем это мэр от Бога! Дай Боже, на его место придет такой же человек от Бога и продолжил то, что сделал Юрий Михайлович!..», — возможно предвосхищая назначение Сергея Собянина, говорит Василий Константинович.

Собираются прихожане пока в фойе церкви — новый молельный зал еще не достроен. Зато уже функционируют раздевалка, столовая (с прекрасной выпечкой), благоустроенные туалеты. Перед главным входом, который планируется облицевать гранитом, вместо ступенек — удобный пандус. Скоро здесь положат тёплые полы, и не будет нужды зимой убирать снег. Пока, львиная доля средств уходит на подобное обустройство, но на храмовой земле уже открыта детская площадка (на ней полно детей и мамаш из окрестных домов), а в дальнейшем планируется заложить небольшое футбольное поле, баскетбольный корт.

Василий Константинович, архитектор этого прекрасного комплекса, самолично водит меня по территории, рассказывает, показывает, с энтузиазмом делится планами на будущее: «У нас уже множество служений: помогаем другим церквям, детским домам, больницам. Есть различные кружки для детей, но и это только начало — постоянно приходят братья и сёстры с новыми проектами. Ведь это как получается? Каждому человеку Господь дает шанс реализоваться как личность. Один пишет стихи, другой пишет музыку, третий чего-то строит… ведь даже нарисовав красивый проект, я бы не сделал ничего без мастеров-каменщиков, а построив это красивое здание, надо теперь наполнить его живым словом Божьим и талантливыми людьми…»

Тепло прощаемся уже далеко за порогом здания. Василий Константинович крепко пожимает руку, желает крепкого здоровья. На улице сырая московская осень, грязь и слякоть. С лёгкой грустью покидаю эту обитель честных и трудолюбивых людей. Через несколько шагов меня снова нагоняет брат Василий: «Хочу ещё раз пожелать удачи и пригласить к нам на богослужение. Приходи один, с друзьями или супругой! У нас тут люди разные — пенсионеры, студенты, рабочие, бизнесмены, есть даже чиновники из префектуры. Иногда сам удивляюсь, когда спрашиваю — по внешнему виду ведь не скажешь что за человек, а вот поговоришь и понимаешь, что вера… вера — она внутри!»

Фото panoramio.com

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня