Анализируя речь Сергея Собянина в Мосгордуме, эксперты пришли к выводу: одной из главных задач нового мэра Москвы станет интеграция столицы и области, и возможное объединение этих двух субъектов. Сергей Собянин, действительно, посвятил значительную часть выступления сотрудничеству с областным правительством в разных сферах. В частности, новый мэр предложил сообща решать транспортные проблемы коллегам из Московской области и Минтранспорта России. «Нам необходимо синхронизировать свои действия, чтобы Москва и Московская область развивали свою дорожную сеть, Минтранс — федеральные трассы и чтобы все это складывалось в интегрированную дорожную сеть», — отметил Собянин.
Новый мэр Москвы также пообещал протянуть линии столичного метро в подмосковные города-спутники. Напомним, что прежние власти города отказались от этой идеи, в том числе, из-за нежелания областных властей участвовать в финансировании таких проектов.
Объединит ли Собянин Москву и Московскую область, рассуждает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
«СП»: — Алексей Алексеевич, насколько серьезна идея объединения Москвы и Московской области?
— Идея не нова. В свое время Владимир Жириновский, находясь в запале борьбы с экс-мэром Юрием Лужковым, обмолвился, что в администрации президента существует проект объединения двух субъектов РФ — Москвы и МО — под управлением некой федеральной структуры. Жириновский назвал ее «федеральным центром».
Информация о существовании таких планов подтверждалась регулярно. Можно считать, что в своем выступлении Сергей Собянин осторожно намекнул, что Москву ждет расширение. При этом тезисы Собянина странным образом совпадают с планами создания так называемого «Большого Парижа».
«СП»: — При чем тут Париж?
— Сейчас Париж переживает практически те же процессы, что и Москва: город задыхается, транспортная ситуация периодически перерастает в коллапс. Для решения проблем было предложено расширение французской столицы за счет близлежащих территорий-«департаментов».
Судя по всему, «мягкий» вариант расширения столицы, действительно очень заботит Сергея Семеновича Собянина. Более того: ходили слухи, что Собянин не хочет быть мэром Москвы, потому что это скучно. А вот расширить Москву, объединить столицу и область — это, действительно, «весело». Под этот проект, думаю, и было получено согласия Собянина перейти с должности руководителя аппарата премьера на беспокойный пост московского градоначальника.
«СП»: — Вы считаете, Собянина назначили мэром именно в расчете на грядущее объединение с областью?
— Мне кажется, его «купили» тем, что на посту мэра он займется своим любимым делом — объединением субъектов РФ, созданием мега-административно-территориальной единицы под федеральным управлением.
«СП»: — И когда мы увидим, что эти планы воплощаются в жизнь?
— Понятно, что в преддверии электорального цикла 2011−2012 годов сделать это чрезвычайно затруднительно. Не технически — потому что избирательные округа никто не отменял, и люди будут голосовать, как и раньше. Нет и проблемы с административным ресурсом.
«СП»: — Тогда в чем проблема?
— Любое объединение, подвижка в области сближения территорий, административного устройства, неизбежно приведет к саботажу и нарастанию социального напряжения недовольных слоев населения — например, чиновников. Поэтому, скорее всего, проект объединения Москвы и Московской области будет осуществляться постепенно, и масштабных преобразований не будет до 2012 года. А вот весной-2012 будет дан старт для масштабной реформы.
Мнения экспертов
Алексей Макаркин, заместитель генерального директора Центра политических технологий:
— Многие москвичи переезжают жить в пригороды, поэтому есть объективные предпосылки, чтобы объединить со столицей прилегающие территории — скажем, 20-километровую зону вокруг МКАД. Вопрос, согласится ли на это Московская область? Согласится ли она ослабить свой экономический потенциал? Если это и будет, то только после серьезных согласований.
Потом, готова ли сама Москва все это освоить? Ну, присоединит она эти новые районы. Сразу возникнет вопрос, чтобы на эти прилегающие города распространить московскую социальную модель. Население будет «за», но будут ли финансовые ресурсы у столицы? Дальше — транспортная проблема: возникнет вопрос о продлении в эти города линий метрополитена. Не приведет ли это к перегрузке московского метро, если оно и сейчас задыхается?
«СП»: — Но Собянин как раз сказал, что будет строить метро в областные города-спутники…
— Проблема, как избежать коллапса метрополитена — остается. Если пассажиры будут в больших количествах садиться в вагоны где-нибудь в Красногорске или Мытищах, сесть на других станциях в часы «пик» будет крайне сложно — я еще аккуратно выражаюсь.
Понятно поэтому, если и существуют планы объединить Москву и Московскую область, они находятся на уровне идей и требуют серьезной проработки.
Станислав Белковский, президент Института национальной стратегии:
— Вероятность слияния Москвы и Московской области не равна нулю. Этот проект обсуждается с конца 1990-х годов, и вполне возможно, после ухода со своего поста нынешнего губернатора МО Бориса Громова (его полномочия заканчиваются весной 2011 года), будет обсуждаться с новой силой.
Однако я не считаю, что вероятность слияния двух регионов слишком велика. Все-таки Москва плюс Московская область — это гигантский регион, по масштабу сопоставимый со средне-крупным европейским государством, которое требует совершенно особого подхода к управлению.
Потом, к Москве имеют отношение только территории области, непосрественно прилегающие к столице. Они, действительно, должны быть увязаны с ней единым управленческим механизмом. Но большая часть Московской области — от 35 километров и дальше от МКАД — к Москве, с точки зрения управления, отношения не имеют. Поэтому решение о слиянии, как минимум, не очевидно на сегодняшний день.
Что же касается речи Сергея Собянина, ее главный месседж — переход Москвы в федеральные руки. Собянин сказал, что проблемы столицы требуют задействования ресурсов не только Москвы как региона, но и федерального центра и Московской области. А значит, все стратегические решения относительно судеб города должны приниматься на федеральном уровне. Мэрия же становится лишь проводником этих решений — в отличие от ситуации лужковской эпохи, когда мэр был полновластным хозяином города, а Москва была фактически государством в государстве.
Из досье «СП»
Большой Париж — проект, запущенный правительством Франции в 2009 году с целью превратить французскую столицу в современный конкурентоспособный мегаполис мирового уровня со своим производством и достаточным количеством рабочих мест.
Проект преимущественно касается транспорта. Предполагается к 2017 году построить вокруг Парижа 130-километровую систему суперметро на 40 станций, объединяющую город и предместья. Стоимость программы оценивается в 21 млрд евро (32 млрд долларов). Каждая станция с прилежащим к ней районом, застроенным корпорацией Greater Paris, станет экономическим узлом.
Строго говоря, как территория в пределах кольцевой автодороги, сегодня Париж — маленький город, в котором живут всего 2 млн человек. Площадь его в восемь раз меньше, по сравнению с площадью Берлина. Но за кольцом до окраин пригородов население в совокупности достигает 10 млн человек. Многие из них ездят на работу в Париж, но при этом живут за пределами контроля парижского мэра и полиции. В пригородах свои муниципальные структуры, и координации между ними практически нет. Большой Париж, по замыслу его создателей, изменит эту ситуацию.
Инфраструктурный проект призван сыграть объединяющую роль не только с транспортной точки зрения. Президент Франции Николя Саркози, представляя концепцию Большого Парижа весной 2009 года, говорил о создании города XXI века, который сможет поспорить с Лондоном, Нью-Йорком, Токио или Шанхаем. «Париж станет настоящим мегаполисом, где будет разрушен принцип пригородов, этаких „спальных районов“, — транслировал заявление Саркози телеканал Euronews. — И тогда место жительства, ваш адрес не будет больше фактором социальной дискриминации. Большой Париж станет действительно большим, прекрасным и справедливым».