Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
25 октября 2010 19:21

Погибший под «Сапсаном» мальчик обошёлся РЖД в 178 тысяч рублей

Суд посчитал, что крупные компенсации удорожат железнодорожные перевозки

280

25 октября Мещанский суд Москвы вынес решение о выплате компенсации родителям 15-летнего Алексея Богданова, погибшего под колесами скоростного поезда «Сапсан». На перегоне Колпино — Саблино в апреле этого года мальчика затащило под состав. Свидетели видели, что система оповещения не работала. Мальчик не понял, что перед ним «Сапсан», и переходил дорогу как перед обычной электричкой.

Истцы требовали с РЖД 40 млн рублей компенсации за погибшего сына. Однако суд счел справедливым оценить жизнь ребенка в более скромную сумму — 178 тысяч рублей.

Почему жизнь в России стоит так дешево, рассуждает адвокат родителей погибшего Алексея Богданова Игорь Трунов.

«СП»: — Игорь Леонидович, почему суд назначил столь малую компенсацию?

— Решение суда мы должны оценивать по другим критериям: влияет ли оно на ситуацию с безопасностью на железной дороге? Под колесами поездов у нас ежегодно гибнут около 3 тысяч человек — об этом говорит статистика РЖД. Сегодня в суде представитель РЖД пытался доказать, что если суммы возмещения будут большие, это сильно ударит по экономической составляющей железнодорожных перевозок.

Это абсолютно неправильный подход. Как раз в том случае, если возмещение вреда будет серьезным, железнодорожники будут вынуждены перестроить свою работу и уделять должное внимание безопасности.

Ведь о чем сейчас идет разговор? Вот деревня Поповка, где жил погибший Алеша Богданов.

Железная дорога рассекает ее надвое, и жители вынуждены ходить через железнодорожные пути по нескольку раз на дню. Мальчик погиб от недостаточных мер безопасности — это очевидно. Но что РЖД выгоднее сегодня: заплатить раз в год небольшие деньги за гибель человека, или построить в Поповке подземный переход?

«СП»: — И о чем говорит решение суда?

— Что выгоднее платить небольшую сумму. Деньги, к слову, настолько мизерные, что едва окупают расходы родителей Алеши на проезд и проживание в Москве на время судебного производства. Хорошо еще, что мы, адвокаты, денег не берем и работаем бесплатно. В противном случае семья Богдановых еще бы и должна осталась, и суд ничего, кроме убытков, им не принес.

В итоге это решение бьет по рукам тем, кто осмелился подавать в суд против РЖД, и ничего не меняет в сфере безопасности. Суд говорит, что жизнь человека ничего не стоит, понимаете?

«СП»: — Погиб 15-летний мальчик, а мы говорим о деньгах. Это нормально?

— Я тоже не хочу говорить об этом решении с меркантильной точки зрения. Но ведь родители Алеши надеялись, что сын вырастет, что поможет им на старости лет. Они этого шанса лишились, понесли убытки на погребение, моральный вред, и тут — такое парадоксальное решение.

Мы не говорим: давайте за гибель мальчика всех посадим — это ничего не меняет. А крупная компенсация меняет. РЖД должна сделать выводы и понять, что ей нужно не выплачивать символические штрафы 3 тысячи раз в год, а построить акведуки или подземные переходы во всех населенных пунктах, сквозь которые проходят рельсы.

«СП»: — Из чего суд исходил, назначая такие мизерные деньги — 178 тысяч?

— Я могу сказать свою методику подсчета размеров компенсации. Я ориентировался на европейское судопроизводство, с которым усматриваю, в данном случае, четкую параллель. Мне возражали, что у нас не Европа, и что решения Европейского суда — это миф. Тем не менее, решения Страсбурга прецедентные, и обязательны для всех членов Совета Европы, в том числе — для Российской Федерации. Есть целый ряд решений Европейского суда, которые оценивают жизнь человека в 1 млн евро. Эта сумма и фигурирует в нашем иске.

Откуда суд взял цифру в 178 тысяч — я просто диву даюсь. Я часто веду дела по защите прав потребителей, где все остаются живы и здоровы — услугу им оказали не ту, или путевка оказалась не в ту гостиницу, — но там суммы возмещений оказываются больше. А здесь погиб человек, причем молодой. На Западе именно жизнь молодого человека оценивается больше: у него все впереди, он мог бы зарабатывать, платить налоги, приносить пользу государству.

У нас были дела, где выплаты за погибших были небольшими — это дело «Трансвааль-парка», некоторые дела по жертвам терроризма. Но и там суммы были больше — 200 тысяч рублей, 500 тысяч… А здесь — по 90 тысяч на каждого родителя. Судья, кстати, ничем не объясняла, из чего складывается сумма в 178 тысяч — просто рванула ее с потолка.

«СП»: — Что вы теперь будете делать?

— Это единственное дело против РЖД. Хотя нам достаточно часто звонят с просьбой взять дела, связанные с травматизмом на железной дороге. Удивляться нечему: РЖД заточена под получение прибыли, ее мало волнует безопасность. Общество относится к этому достаточно терпимо, да и суд претензии к железнодорожникам не поддерживает. По нашему делу хотя бы решение суда состоялось, а другие иски к РЖД просто проигрывались людьми. Так что положительный момент в деле Алексея Богданова налицо: РЖД признано виновным.

Конечно, решение нас не устраивает. Но мы взяли это прецедентное дело с дальним прицелом, и будем заниматься им до упора. Сейчас мы попытаемся обжаловать решение в Московском городском суде, и если оно серьезно не поменяется, мы будем искать справедливости в Европейском суде по правам человека.

«Сапсан»: поезд смерти

«Сапсан», в состав которого входят два вагона бизнес-класса, семь вагонов эконом-класса и один вагон-бистро, способен развивать скорость до 250 км/час. Главная причина гибели людей — переходы над путями расположены очень неудобно, местные жители срезают дорогу, идя напрямую через рельсы. При скорости поезда около 200 км/час, шансов уцелеть немного. Движение поезда сопровождается мощной воздушной волной. Специалисты говорят, что опасная зона составляет пять метров, а ширина железнодорожной платформы — 4 метра 60 сантиметров. Поезд поднимает мощный вихревой поток, который увлекает за собой и вещи, и людей с перрона. Воздушная волна от летящего «Сапсана» поднимает гравий с пути и раскачивает даже электрички.

По неофициальным данным, под колесами «Сапсана» погибло уже около 60 человек.

Последние новости
Цитаты
Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня