29 ноября в мексиканском Канкуне откроется XVI конференция ООН по изменению климата. На ней ведущие мировые державы в очередной раз попытаются договориться об окончательном согласовании документа «О климатических изменениях».
Напомним, предыдущая такая встреча развитых государств в декабре 2009 года в Копенгагене завершилась провалом. Изначально предполагалось, что на встрече в Дании будет подписан документ об ограничениях на промышленные выбросы в атмосферу, который заменил бы Киотский протокол, действие которого истекает в 2012 году. Однако странам не удалось договориться об этом из-за серьезных разногласий между развивающимися и развитыми странами. Официально принято считать, что именно парниковые газы (в первую очередь двуокись углерода) ответственны за глобальное потепление.
Данные метеорологических наблюдений свидетельствуют о том, что за последние 100 лет средняя температура поверхности Земли выросла на 0,74ºС, причем темпы ее роста постепенно увеличиваются.
По прогнозам Межправительственной группы экспертов по изменению климата, в ближайшие 20 лет рост температуры составит в среднем 0,2ºС за десятилетие, а к концу XXI века температура Земли может повыситься от 1,8 до 4,6ºС (такая разница в данных — результат наложения целого комплекса моделей будущего климата, в которых учитывались различные сценарии развития мировой экономики и общества).
Потепление климата также ускоряет глобальный круговорот воды на планете, что делает засушливые регионы еще более сухими, а во влажных приводит к наводнениям, и эта тенденция продолжает усиливаться, сообщается в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Согласно выводам ученых, сделанным на основе 13 лет спутниковых наблюдений, потепление климата Земли приводит к усиленному испарению воды с поверхности океанов, что в свою очередь вызывает более обильные осадки, чем прежде, которые по руслам рек снова возвращаются в океан. Объем воды, циркулирующей в этом круговороте, ежегодно увеличивается на 1,5%.
За период с 1994 по 2006 год объемы пресной воды, ежегодно поступающие в океаны, увеличились на 18%.
Между тем, 2009 году впервые объём выбросов парниковых газов остался на прежнем уровне. Основной фактор этого — экономическая рецессия. При этом в Европе и США снижение выбросов составило 7%, а в Китае и Индии, наоборот, они выросли — на 9% и 6% соответственно. Наилучшую динамику по этому показателю среди стран G-20 показала Россия — минус 11% выбросов за 2009 год.
Впрочем, среди учёных нет единого мнения о причинах потепления климата. Более того, многие из них вообще отрицают антропогенные факторы воздействия на экосистему Земли. К примеру, директор института энергетической стратегии Виталий Бушуев уверен, что глобальное потепление вызвано не деятельностью человека, а энергетическими процессами самой Земли, в частности, изменением скорости вращения планеты. По его мнению, такие изменения носят цикличный характер, и температурные колебания на планете были и будут продолжаться всегда.
Российский астрофизик Хабибулло Абдусаматов вообще считает, что эра глобального потепления закончилась, и человечество ждет начало нового малого ледникового периода, ориентировочно в 2014—2015 годах. По мнению Хабибулло Абдусаматова, это произойдет из-за резкого снижения мощности излучения Солнца. В последние сто лет мощность излучения Солнца практически только росла, однако сейчас ученые наблюдают противоположную тенденцию. Как отмечает астрофизик, мы оказались на пороге повторения «малого ледникового периода», холодная фаза которого наблюдалась в северном полушарии Земли в 1645—1715 годах.
Как будет выглядеть новый «малый ледниковый период», рассказывает глава отдела космических исследований Пулковской астрономической обсерватории и руководитель проекта «Астрометрия», проводимого в российском секторе МКС, Хабибулло Абдусаматов.
«СП»: — Хабибулло Исмаилович, действительно активность Солнца падает, и это приведет к резкому похолоданию?
— Все немного иначе. Речь идет не об активности Солнца, а о его светимости — общем интегральном потоке излучения, который поступает от Солнца к Земле. Светимость Солнца падает и потом растет циклично, на протяжении 200 лет. Это называется двухвековой вариацией солнечной светимости.
Нынешнее падение светимости началось в начале 1990-х годах. И здесь надо четко сказать: кроме двухвековой вариации светимости, есть еще 11-летняя вариация. То есть, в течение первых 4−5 лет (из этих 11-ти) светимость растет примерно на 0,07%, а потом опускается до первоначального уровня.
«СП»: — Получается микроцикл протяженностью 11 лет?
— Да, микроцикл, в течение которого происходит подъем и опускание светимости. Благодаря Мировому океану, который накапливает солнечную энергию, мы этого снижения практически не ощущаем. Но главную роль играет двухвековая вариация светимости Солнца — цикл протяженностью около 200 лет.
«СП»: — Неужели 200 лет за Солнцем ведутся инструментальные наблюдения?
— Наблюдение за светимостью ведется из космоса, поскольку мы должны замерять ее за пределами земной атмосферы. Эти измерения ведутся с 1978 года и вплоть до сегодняшнего дня. При этом установлено, что вариация светимости Солнца и вариация его активности (которая известна в течение сотен, а реконструирована в течение тысячи лет) происходят коррелированно и синхронно — как по фазе, так и по амплитуде.
Если мы знаем эту корреляцию с 1978 года до сегодняшнего дня, мы можем реконструировать, какая была светимость Солнца раньше. На основании этого стало известно, что во времена так называемом «Маундеровского минимума» (1645−1715 годы) было глубокое похолодание климата, связанное именно с минимумом двухвекового цикла солнечной светимости.
Итак, двухвековое циклическое снижение активности Солнца началось в 1990-е годы, в его рамках сейчас идет очередной 11-летний цикл вариации светимости. В свою очередь, в рамках этого микроцикла минимум пришелся на стыке 2008−2009 годов. Сейчас 11-летний цикл растет: и по светимости Солнца, и по активности. Но когда у нас в целом падает двухвековая составляющая, падает и 11-летняя вариация.
«СП»: — Что это значит?
— Это значит, тот подъем светимости, который мы будем наблюдать сейчас в рамках 11-летнего цикла, будет не такой высокой, как в предыдущем 11-летнем цикле. Это и есть фактор понижения светимости Солнца в рамках двухвекового цикла.
«СП»: — Насколько сильным будет похолодание, оно будет ощутимым в ближайшие годы?
— До 2014−2015 годов мы находимся в переходном периоде, когда мы будем наблюдать нестабильный климат. Он будет находится около уровня максимума температуры, достигнутого в 1998—2005 годах. И только начиная ориентировочно с 2014—2015 годов начнется очень медленное снижение температуры Земли, поскольку именно в этот момент как 11-летняя, так и двухвековая вариация светимости Солнца одновременно начнет понижаться.
Все это приведет к снижению температуры — сначала на сотые доли градуса. Но к 2055−2060-м годах средняя планетарная температура опустится примерно на один-полтора градуса.
«СП»: — Это много?
— В планетарном масштабе — очень много. Весь шум, который поднялся в XX веке по поводу глобального потепления, был связан с тем, что планетарная температура повысилась на 0,7 градуса. Похолодание на градус-полтора будет куда более ощутимым.
«СП»: — С каким временем в прошлом можно сравнить это похолодание?
— С тем, что было в 1645—1715 годах. Тогда замерзли реки в Париже и Лондоне, в Голландии сковало льдом каналы. Жители Гренландии вынуждены были покинуть свои жилища, от глубокого похолодания пострадали Финляндия и Швеция. Примерно таким же — по аналогии — будет и похолодание в 2055—2060 годах (плюс — минус 11 лет). Это наш ориентировочный прогноз.
«СП»: — При таком похолодании фактически сокращается лето?
— Естественно. Зимы будут более длинными и суровыми, а снег будет лежать долго. Будет больше снежный покров в самых северных и самых южных областях земного шара, которые отражают большую часть исходящего солнечного излучения обратно в космос. Это будет еще больше усугублять наступившее похолодание.
«СП»: — Мы увидим наступление ледников?
— Ледниковое наступление будет небольшим. Возможно, ледники будут наступать на Северную Гренландию, как это было в ХVII веке. Но если мы будем заранее знать, что грядет похолодание, мы сможем к нему подготовиться. Конечно, не преградить путь ледников, а, например, сместить зоны сельского хозяйства к югу, или продумать меры по сбережению энергии.
«СП»: — Нам говорят, нынешняя зима 2010−2011 года будет очень суровой. Это вписывается в вашу теорию?
— Не вписывается. Я считаю, у нас нет оснований полагать, вслед за польскими метеорологами, что предстоящая зима будет самой суровой за последнюю тысячу лет. Такого не будет, потому что Солнце светит примерно так же, как в прошлом году. Возможно, местами будет чуть более суровая зима, но серьезных понижений температуры, я полагаю, не будет. Все определяется энергетикой Солнца, от этого, главным образом, зависит температура. А серьезного понижения светимости Солнца, тем более всего за год, не произойдет.
«СП»: — А в 2055—2060-м нам придется туго?
— Мы прогнозируем достижение минимума солнечной светимости в 2042 году, плюс-минус 11 лет: мы можем ошибиться на 11 лет в своих прогнозах. Но в любом случае, Солнце определяет весь механизм климатических изменений.
«СП»: — Кстати, нам говорят, что Гольфстрим остывает, его скорость за последние несколько лет упала вдвое. Это тоже связано со светимостью Солнца?
— В целом, солнечная светимость с 1990-х годов падает, но падение пока незначительно. Говорить, что Гольфстрим из-за этого снизил скорость, оснований нет. — Я не специалист в этой области, но предполагаю, что солнечное влияние на Гольфстрим будет незначительным.
«СП»: — После пика похолодания 2055−2060 годов когда снова станет жарко?
— Пик жары в нынешнем 200-летнем цикле пришелся на 1998−2005 годы. Это самое жаркое время в ХХ веке. Пик грядущего похолодания, повторюсь, придется на 2055−2060 годы, причем похолодание продлится, по нашим прогнозам, 45−65 лет. После этого, в начале XXII века начнется новый, следующий 200-летний цикл потепления.