18+
воскресенье, 11 декабря
Общество

«Автопилюля» Сергея Собянина

Из центра Москвы уйдут троллейбусы, сузят полосы до 2,75 м, а дороги и парковки станут платными

  
904

Вечером во вторник, 9 ноября на официальном сайте столичной мэрии появился анонсированный накануне «Перечень первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города Москвы по элементам транспортной системы». Как сообщалось ранее, этот документ был буквально за сутки подготовлен специалистами городского правительства — и это, судя по всему, правда: на подбор обтекаемых выражений авторам перечня времени не хватило. Документ пока имеет статус предложений, которые ещё предстоит обсудить и одобрить во многих инстанциях, однако статус этих предложений довольно высок: заказывал концепцию антипробочной стратегии лично мэр Сергей Собянин по поручению лично президента Дмитрия Медведева.

Стало быть, шансы на то, что данный документ будет принят за основу, довольно высоки. Вчитавшись в «Перечень…», между тем, понимаешь, что его в целом можно охарактеризовать двояко. Во-первых, документ вобрал в себя практически все наработки, предлагавшиеся к внедрению в столице ещё во времена Юрия Лужкова и не предлагает коренной перемены стратегии. Во-вторых, стратегия выглядит очень и очень жёстко — для некоторых категорий пользователей дорог Москвы и Подмосковья нововведения грозят стать настоящим «гестапо». Кстати, предложения транспортников рассматривают Москву и область как единый регион — что дает основания предполагать, что вопрос с объединением этих субъектов Федерации будет обсуждаться уже в обозримом будущем.


Вкратце рассмотрим предложения, содержащиеся в документе — большая часть из них, как уже говорилось, не новы. Пока в предложениях нет указания ни на финансирование нижеперечисленных мероприятий, ни на ответственные за их проведение ведомства, говорить о них стоит лишь в крайне общем виде.

Первая глава документа предлагает инфраструктурные мероприятия. Главным образом — это развитие дорожной сети в Москве и ближайшем Подмосковье (до ближней «бетонки», которая будет реконструирована в Центральную кольцевую автодорогу, как это уже запланировано несколько лет назад). Будут построены новые дороги-дублеры и развязки, но будут и закрыты часть имеющихся съездов на магистрали и МКАД, особенно со стороны области. Большинство «самопальных» въездов и съездов с крупных дорог будет закрыто.

Ещё одно решение выглядит нетривиально, хотя многие транспортники его поддерживают. Речь о сужении нормативного размера полос движения с нынешних 3,5−3,75 м до 2,75−3,3 м. Это несколько затруднит движение большегрузного транспорта и автобусов с троллейбусами большой вместимости, зато позволит формально повысить пропускную способность дорог. Отметим, правда, что в условиях затора полотно дороги заполняется полностью, автомобили стоят почти вплотную друг к другу, так что для тяжёлой транспортной ситуации «логическое» сужение полос бесполезно.

Под размытой формулировкой «строительство объектов дорожно-мостового назначения для повышения связности улично-дорожной сети» может скрываться — но не обязательно скрывается — крайне нужное для Москвы мероприятие: создание «перемычек» между соседними районами города, разделёнными железными дорогами, реками и т. п. естественными препятствиями. К сожалению, подробного описания этого мероприятия документ не приводит. Зато — и это написано со всей очевидностью — с широких магистралей исчезнут наземные переходы-«зебры». Это давно пора было сделать: нерегулируемые переходы на скоростных дорогах опасны и бессмысленны.

С другой стороны, «зебры» исчезнут и на многих светофорах, а количество последних заметно уменьшится. Это, как и мероприятия по созданию дополнительных парковок, организации стоянок, изменения СНиПов в сторону большего количества паркомест на каждое здание, продолжает традиционную — и оспоренную экспертами — стратегию московских властей на облегчение жизни владельцам легкового автотранспорта. Сюда же — и стимуляция строительства «народных гаражей» и паркингов. Никто не отменяет и уже запланированные дорожные стройки — они будут доведены до конца, предлагает документ.


А вот коммерческим перевозчикам, как видно из последующих глав документа, придётся гораздо труднее. Их ждёт, согласно 2 главе, «создание пунктов комплексного контроля автотранспорта (для проверки транспортных средств, перевозимых грузов, граждан и т. п.) включающие: посты таможенного контроля, милиции, Госавтоинспекции, Транспортной инспекции, Военной автоинспекции и другие службы (миграционная, санитарная, экологическая)». Иными словами, проверять на постах будут не только «права и страховку», но сразу «комплекс» параметров, включая, очевидно, регистрацию — иначе зачем в списке «компетентных органов» на этих постах Миграционная служба?

И это ещё далеко не самая горькая пилюля для перевозчиков. Транспортники по заказу Сергея Собянина предлагают реорганизовать в целом всю схему логистики Московского транспортного узла. А именно — очистить от фур в дневное время и по выходным все дороги Московского региона, а операции, связанные с растаможкой в Москве, проводить не ближе границ Большого кольца (А108). Кроме того, реорганизация предлагается и РЖД: как уже давно планировалось, из Москвы будут выведены все грузовые дворы и прочая логистическая инфраструктура железнодорожников. Правда, во времена Лужкова РЖД удавалось «отбиваться» от этих инициатив; удастся ли Собянину переломить сопротивление могущественной корпорации?

Часть торговых, складских и прочих помещений, построенных с нарушениями норм на обочинах магистралей, будут сносить, а в целом на строительство логистических объектов и торговых центров вдоль транспортных артерий будет наложен временный мораторий. Планируется также наложить обременения на строителей любых «центров притяжения транспортных потоков» — они будут обязаны обеспечить въезды, съезды и парковки, не нарушающие транспортную ситуацию.


Несмотря на то, что основные инфраструктурные мероприятия в проекте рассчитаны на создание удобств автомобилистам, другая часть документа предлагает жёсткие меры ограничения ежедневных поездок по городу. Единственная мера, которую не предложили планировщики — это введение платы за парковку во дворах; всё остальное из арсенала «горьких пилюль» в документе наличествует. Так, основная часть парковок по краям улиц станет платной; за соблюдением правил стоянки и остановки будет наблюдать особая служба, то есть в Москве, как и за рубежом, появятся «квитанции под дворником». Увеличится и парк эвакуаторов, а сами штрафы за неправильную парковку ощутимо возрастут.

Станут платными и некоторые городские магистрали и мосты. Средства, собираемые таким образом, пойдут на развитие дорожной сети города и общественного транспорта, обещают чиновники. Однако как именно будут собираться эти средства и сколько будет стоить проезд, скажем, по «Большой Ленинградке» — в документе не конкретизировано.


Кстати, об общественном транспорте: его развитию посвящено куда меньшее пространство документа, чем инфраструктуре для автомобильного движения. Из предлагаемых мер стоит отметить следующие: закрытие ларьков в непосредственной близости от остановок общественного транспорта; усиление роли городских железных дорог в транспортной системе города; развитие обособлённого от остального уличного движения транспорта — это могут быть как скоростные трамваи, так и автобусы. А вот троллейбусам не повезёт: этот транспорт продолжат сворачивать, и прежде всего — в центре. Объяснение простое — неповоротливые и едущие в общем потоке «рогатые» создают значительную турбулентность потока.

Кроме того, на периферии столицы будут построены новые автовокзалы, а в центр города автобусы из других городов постараются не пускать. Закрутят гайки и в сфере такси: документ грозит «бомбилам» ужесточением ответственности за нелегальный извоз и предлагает преференции официальным таксомоторам.


Сравнивая предложенный московскими властями вариант транспортного развития города с тем, что говорят на эту тему признанные транспортные эксперты, можно отметить две вещи. Во-первых, стратегия содержит практически все эффектные приёмы, которые наработала и пропагандирует современная транспортная наука. А во-вторых, при всей внешней модерновости, основной вектор развития столицы грозит остаться прежним — перестановки приоритетов не происходит.

«Уже несколько десятилетий назад ученые-транспортники Европы и Северной Америки столкнулись с фактом: решение транспортных проблем мегаполисов с опорой на автомобилиста-частника невозможно, — комментировал развитие московского транспортного узла во времена Юрия Лужкова Михаил Блинкин, глава НИИ транспорта и дорожного хозяйства. — Нужен поворот к перевозке общественным транспортом. Для этого автомобилистам, привыкшим ездить на работу за рулем, придётся проглотить немало горьких пилюль — но и общественный транспорт должен предложить им „пряник“ в виде комфортной и регулярной езды».

Говорить о том, что автолюбителей стимулируют пересаживаться на общественный транспорт, пока явно рановато: нынешняя стратегия подразумевает, наоборот, увеличение парковочных мест и развитие автодорожной сети. Правда, денег у автолюбителей возьмут порядком: на штрафы, сборы и платежи за парковку будет уходит изрядная часть бюджета заядлых водителей.

Но и до «пряников» от общественного транспорта пока далеко. Конкретных предложений по развитию сети ещё не поступает, напротив — количество «бомбил» и маршруток, предлагающих сравнимый с личным авто комфорт, будет урезано. Правда, если сработает самое многообещающее предложение правительства столицы — внедрить жёсткое расписание наземного транспорта и вывесить его на остановках — ситуация заметно улучшится. Но есть одна загвоздка: чтобы обеспечить регулярность, нужно сначала решить проблему пробок…

Фото: artuomka fotki.yandex.ru

Популярное в сети
Цитаты
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня