Заявление вице-премьера Сергея Иванова о том, что на производственном объединении компании «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре уже практически завершено строительство первого экземпляра истребителя пятого поколения, который в нынешнем году пройдет испытания, вызвало в западной прессе достаточно шумную реакцию. Дело в том, что работа над этим проектом с самого начала шла со скандалами.
Еще в 1997 году ОКБ компании «Сухой» представило прототип самолёта, получивший рабочий индекс Су-37 и имя «Беркут». Этот истребитель обещал стать первым в мире самолетом вообще и боевым — в частности, имеющим крыло обратной стреловидности. Сборка полноценного экземпляра со штатными двигателями и бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) не была завершена. Проект закрыли и самолет теперь используется в качестве летающей лаборатории для отработки других тем. Параллельно МАПО «МиГ» подготовило свой проект истребителя пятого поколения, известный как «1−42». Реального самолета «1−42» не существует. В рамках этой программы была построена только летающая лаборатория для отработки технологий, которая имеет индекс «1−44». Сейчас ОКБ компании «Сухой» разрабатывает полноценный самолет пятого поколения — ПАК ФА (на базе «Су — 35»), его первый полёт, вроде бы, и планируется на 2009 год.
— «Сухой» уже вплотную подходит к началу полномасштабных испытаний истребителей нового поколения, — прокомментировал заявление вице-премьера правительства РФ гендиректор АХК «Сухой» Михаил Погосян. — Программа создания этого самолета выполняется в полном соответствии с графиком. Сегодня ряд новых технологий отрабатываются на самолете «Су-35».
Как сообщили корреспонденту «СП» в Минобороны, разработка российского истребителя пятого поколения осуществляется совместно с Индией. Стоимость проекта оценивается в 10 миллиардов долларов. При этом расходы планируется покрывать на паритетных началах. Не так давно аналогичное соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения было подписано и с Бразилией.
Истребители пятого поколения — одна из острых тем современной гонки вооружений. По мнению летчика-испытателя Михаила Власенко, требования к самолетам этого класса и на Западе, и в России предъявляются примерно одинаковые: многофункциональность, то есть высокая эффективность при поражении воздушных, наземных, надводных и подводных целей; кардинальное уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах; способность осуществлять всеракурсный обстрел целей в ближнем воздушном бою, а также вести многоканальную ракетную стрельбу при ведении боя на большой дальности; автоматизация управления бортовыми информационными и помеховыми системами и пр.
США опередили Россию в области создания истребителя пятого поколения. Еще 15 декабря 2005 года в США вступила в строй первая эскадрилья таких самолетов F-22A «Рэптор». Но эти машины оказались слишком дорогими, и не могут претендовать на массовое производство. Решение вопроса с этим проектом откладывалось до вступления в должность нового президента США. Теперь Обама должен решить, стоит ли тратить гигантсткие суммы на покупку этих самолетов, считающихся самыми дорогими истребителями в мире. Цена одного F-22 составляет около 180 миллионов долларов.
Сейчас в США разрабатывается истребитель F-35, который в два раза дешевле (69,3 млн. долларов). И в его создании американцы несколько опережают нас. На сегодняшний день собрано 6 самолетов F-35 (включая первый опытный экземпляр), еще 17 машин находятся в сборочном цехе. Опытные самолеты выполнили к сегодняшнему дню 83 полета.
F-35 представляет собой многофункциональный ударный истребитель, выполненный с применением технологий обеспечения малозаметности типа «стелс». Истребитель будет выпускаться в трех конфигурациях — базовой для ВВС (CTOL), палубной для ВМС (CV) и с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для корпуса морской пехоты США (STOVL). Боевой радиус действия F-35 составляет 1500 километров, практический потолок — 19200 метров. Максимальная скорость истребителя равна 2600 километрам в час. Боевая нагрузка варьируется от 5900 до 7700 килограммов.
Технико-тактические характеристики российских истребителей пятого поколения пока держатся в секрете. Но главком ВВС России генерал-полковник Александр Зелин охарактеризовал их так: — Анализ принятых решений и текущего хода разработки позволяют нам быть уверенными в том, что по своим тактико-техническим характеристикам и уровню боевых возможностей наш истребитель не будет уступать лучшим зарубежным аналогам. К 12 августа 2009 года Россия получит летный образец самолета пятого поколения и в этом же году он поднимется в воздух.
На учениях Pacific Vision-2008, прошедших в августе на американской авиабазе Хикем, состоялись виртуальные компьютерные поединки между американским истребителем F-35 и российским Су-35. В виртуальных боях российский истребитель одержал победу над американским истребителем пятого поколения. На учениях присутствовал представитель австралийского военного ведомства, который и сделал победу российского оружия достоянием прессы.
В средствах массовой информации по всему миру появился целый ряд публикаций, в которых боевая эффективность самолета, позиционируемого американцами как лучший в мире, ставится под сомнение. «Черный пиар» появился совсем не вовремя с точки зрения концерна Lockheed Martin — производителя самолета. В целом ряде стран уже принято решение о закупке этого самолета, а информация о том, что есть самолеты, которые и лучше, и дешевле, чем F-35, ставит под сомнение целесообразность таких сделок. В поддержке черной пиар-компании Lockheed Martin подозревает и концерн Boeing, который настойчиво предлагает иностранным покупателям свои истребители F/A-18E/F Super Hornet. В итоге за честь F-35 вступился Пентагон. Представители Пентагона заявили, что на учениях ставились совсем иные задачи, нежели сравнение боевых возможностей самолетов разных стран и F-35 по-прежнему остается лучшим в мире. Соответствуют ли такие утверждения действительности, могут показать лишь реальные воздушные бои между новейшими американскими и российскими самолетами.
Наша справка
Су-35 (Су-27М) — российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель четвертого поколения. Разработан в ОКБ Сухого как дальнейшее развитие Су-27. Генеральный конструктор Су-35 — Михаил Петрович Симонов. Первый полёт совершён 28 июня 1988 года. Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года. В первой половине 1990-х годов было выпущено 12 прототипов, впоследствии программа была приостановлена в пользу разработки Су-37 (впоследствии и эта программа была свернута в связи с крушением опытного экземпляра). В 2005 году принято решение о возобновлении разработки Су-35. Обновлённый истребитель получил индекс Су-35БМ.