На Корейском полуострове снова гремят залпы артиллерийских орудий. Инцидент произошел в районе острова Йонхендо, на котором дислоцировано подразделение южнокорейских морских пехотинцев. Остров, на котором всего проживает около 1200 человек, находится вблизи разделительной полосы, которую Сеул считает линией государственной границы. Пхеньян таковой не признает, оставляя за собой право на территориальные воды вокруг архипелага. В 1999 и 2002 годах здесь уже происходили вооруженные столкновения между противостоящими сторонами.
На сей раз, по данным агентства Рейтер, вначале огонь был открыт со стороны КНДР. Снаряды поразили от 60 до 70 строений, погибли четверо южнокорейских военнослужащих, еще 14 были ранены. Население острова укрылось в бункерах. Некоторые попытались спастись на рыбацких лодках. В ответ Южная Корея подняла в воздух боевые самолеты. Однако скоро обстрел прекратился. Поэтому ответного удара со стороны Сеула не последовало.
Тем не менее, правительство Республики Корея провело экстренное заседание в подземном бункере, расположенном на территории «Чхонвадэ» («Голубого дома»). В аппарате президента Южной Кореи Ли Мен Бака уже выразили мнение, что обстрел мог стать ответом Пхеньяна на широкомасштабные военные учения «Хогук», в которых принимает участие около 70 тысяч военнослужащих. КНДР ранее направило резкий протест против такого проявления активности противостоящей стороной.
Лишь на прошлой неделе власти Южной Кореи заявили, что политика «Солнечного тепла», проводившаяся с 1998 по 2008 год с целью умиротворения КНДР, ожидаемых результатов не принесла. Южнокорейское министерство по делам объединения заявило: «Пхеньян не отказался от программы создания собственного ракетно-ядерного оружия. Потопление в марте этого года южнокорейского корвета „Чхонан“ привело к гибели 46 моряков. Все это говорит о том, что политика соседей не изменилась, несмотря на помощь, оказываемую нами».
Нынешний конфликт между двумя корейскими государствами произошел на фоне санкций против КНДР, которые готовят США и их союзники. В Вашингтоне уверены, что «вновь вскрывшиеся факты ядерной деятельности Пхеньяна противоречат обещаниям, данным международному сообществу». В частности, стало известно, что в нынешнем году северокорейцы ввели в действие новый завод, на котором установлены 2 тысячи центрифуг для обогащения урана. Тем самым, считают в США, КНДР нарушила резолюцию Совета Безопасности ООН.
Продолжающиеся вооруженные столкновения на Корейском полуострове чреваты втягиванием в конфликт других стран. Ведь до 2012 года действует соглашение, по которому в случае начала широкомасштабных боевых действий на полуострове армия Республики Корея полностью переходит под командование США, также имеющих в тех краях свои военные базы.
Способен ли нынешний инцидент обернуться чем-то подобным? Об этом корреспондент «Свободной прессы» поговорил с президентом Академии геополитических наук, генерал-полковником Леонидом Ивашовым.
«СП»: — Леонид Григорьевич, то, что происходит на Корейском полуострове, может обернуться крупным региональным военным конфликтом?
— Не думаю. Чтобы сделать такой вывод, нужно понимать ситуацию там. Она такова. Обе стороны многие десятилетия находятся в большом военном напряжении. Войска по обе стороны границы — в постоянной повышенной боевой готовности. Достаточно кому-то случайно нажать курок — и пошло-поехало.
«СП»: — Разве можно в подобной обстановке отличить случайный выстрел от неслучайного?
— Очень трудно, согласен. Возьмите Нагорный Карабах. Там такое тоже регулярно происходит. Но в немедленной эскалации не заинтересована ни Армения, ни Азербайджан, ни крупные державы, которые стоят за ними. Поэтому и не начинается война. Примерно то же самое и на Корейском полуострове. Обратите внимание: вину за нынешние обстрелы и Северная Корея, и Южная валят друг на друга. Мол, это не мы начали первыми. Значит, никто не ставит перед собой на сегодня крупных стратегических целей.
«СП»: — Но ведь на южнокорейской территории американские военные базы. Если достанется и им — как станет реагировать Вашингтон?
— Пока в конфликте задействована лишь артиллерия, а американцы вне зоны ее досягаемости. Поэтому невозможно представить, что они понесут потери. Однако главное в том, что Соединенным Штатам, завязшим в Афганистане и Ираке, еще одна «горячая точка» с их непосредственным участием просто опасна. Поэтому они не станут раздувать пожар. Может быть, с участием России создадут какую-нибудь международную комиссию для расследования обстрелов островов. На этом все и затихнет. Успешно развивающемуся Китаю тоже вряд ли хочется повоевать на Корейском полуострове.
«СП»: — А Япония? Она имеет хоть какой-нибудь геополитический интерес в спорном архипелаге?
— Япония отлично знает, что при любых раскладах на Корейском полуострове ей ничего не достанется. Там и на Севере, и на Юге слишком сильны давние исторические обиды на эту страну за долгую и кровавую оккупацию. Там никто не захочет видеть Токио в числе своих союзников. Хотя, конечно, в том чтобы корейцы непрерывно дрались или готовились к драке, японцы, наверное, заинтересованы.
«СП»: — То есть вы вообще не видите опасности в том, что происходит на Корейском полуострове?
— Вы меня неправильно поняли. Геополитическая ситуация там крайне опасная. Пока нет политических условий для ее немедленного перерастания в серьезный вооруженный конфликт или в войну. Но такие условия могут достаточно быстро возникнуть. Для нашей страны это может обернуться большой бедой, поскольку на Дальнем Востоке мы сейчас исключительно слабы и не способны влиять ни на что. Войск у нас в тех краях практически не осталось, населения — кот наплакал. От Тихоокеанского флота — одно название. Если война случится у российских границ — реагировать на нее нам практически нечем. Вот это настоящая беда.
Соотношение сил в регионе
Россия
Российская группировка включает силы оперативно-стратегического командования «Восток» В его составе 5-я и 35-я общевойсковые армии. Формируется 29-я общевойсковая армия. В их составе 9 мотострелковых бригад, 1 танковая бригада, 1 бригада прикрытия, 1 десантно-штурмовая бригада, 1 бригада морской пехоты. Всего — в строю и на базах хранения: 3900 танков, 6400 БТР и БМП, 3000 арт. систем, 54 отряда ВВС и ПВО — 345 авиамашин. Вооружение Тихоокеанского флота: подводных лодок 24; надводных кораблей — 71.
КНДР
Группировка КНДР насчитывает 847 тыс. личного состава, 2770 танков; 2440 бронетранспортеров; 646 боевых самолетов; 86 боевых кораблей, в том числе 51 подводную лодку.
КНР
На территории Шеньянского военного округа КНР размещаются 4 полевых армии в составе 10 пехотных и 2 танковых дивизий, которые насчитывают 250 тыс. человек. Эта гремучая смесь в совокупности является крупнейшей воинской группировкой в мире.
Южная Корея, Япония и США
На Корейском полуострове дислоцируется около 30 тысяч американских военнослужащих. США готовы дополнительно отправить 690 тысяч своих военнослужащих и 2 тысячи боевых самолётов, «если на Корейском полуострове вспыхнет война».
В группировке США, Японии и Южной Кореи около одного миллиона бойцов. Танков около 3,5 тысяч; боевых самолетов около тысячи; более 200 вертолетов; надводных кораблей -102; подводных лодок -14.
На острове Хоккайдо дислоцируется японская Северная армия в составе трех пехотных и одной танковой дивизии, в которых насчитывается: личного состава 45300 человек; 558 танков; 489 бронетранспортеров. Группировку авиации и ПВО на острове составляют части Северного авиационного направления — около 80 боевых самолетов и два зенитно-ракетных дивизиона.
Йокосука является базой 7-й флотилии ВМС США, крупнейшей и единственной частью всего американского флота, расположенной за пределами страны. По оценкам военных, эта база находится в пределах досягаемости северокорейских ракет.