Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Общество
26 января 2009 12:33

НАТО позвало Россию на посиделки

Впервые после окончания войны в Южной Осетии Североатлантический альянс пошел на попятную

9

26 января в Брюсселе на неформальное заседание собрался Совет Россия-НАТО. Это первая встреча за последние полгода. Как известно, в августе 2008 года министры иностранных дел НАТО на экстренной встрече в Брюсселе осудили якобы «диспропорциональное применение силы Россией в отношении Грузии» и объявили о приостановлении работы Совета Россия-НАТО. Это решение было принято под жестким давлением США. 2 декабря министры иностранных дел НАТО дали генсеку альянса полномочия начать процесс «постепенного и взвешенного» восстановления отношений с Россией. Первым шагом и стало нынешнее неформальное заседание Совета. Что от него ждут в России и в самой НАТО? На эту тему корреспондент «СП» побеседовал с руководителем Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа (ИПВА) Анатолием Цыганком.

— Чем вызвано включение НАТО заднего хода в отношениях с Россией?

— Официально причина названа в заявлении генсека альянса Яапа де Хооп Схеффера: «НАТО нужна Россия… Мы работаем с российскими партнерами и коллегами с тем, чтобы мы могли обсуждать такие важнейшие вопросы как ситуацию в Афганистане, борьбу с терроризмом, противодействие пиратству. Но мы должны вести диалог не только по вопросам, где у нас есть взаимопонимание, но и по всем проблемам, где у нас остаются разногласия». На деле же Североатлантический блок не считает Россию полноценным союзником и партнером, а сотрудничает с ней своекорыстно, поскольку это временно совпадает с нынешними интересами и заинтересованностью в России для решения своих собственных проблем в Афганистане, Ираке, Иране. Откровенную антироссийскую направленность имеет разворачивание противоракетной обороны в Европе, поскольку ракетные баллистические системы имеются только у России. Вместе с тем, мы не должны отказываться от сотрудничества, может быть из этого что-либо хорошее и выйдет. Как сообщил ИТАР-ТАСС постоянный российский представитель при НАТО Дмитрий Рогозин, Россия «готова к возобновлению отношений с партнерами по НАТО», однако «мы не собираемся делать вид, что ничего не произошло». «У нас есть ряд серьезных вопросов к альянсу, в первую очередь, о его крайне односторонней оценке грузинского вторжения в Южную Осетию. Эту проблему еще предстоит обсуждать», — подчеркнул он. В то же время, Рогозин выразил уверенность, что сотрудничество «выгодно и необходимо» России и НАТО, поскольку «перед нами стоят общие вызовы безопасности».

— Что это за вызовы?

— Прежде всего, приходится констатировать, что Россия и НАТО не одинаково оценивают новые угрозы и вызовы безопасности. Поражает то, что на уровне двухсторонних отношений со странами Европы взаимопонимание есть по многим вопросам, но как только речь о них же заходит в Совете Россия-НАТО, получается разговор глухого со слепым. Примером этому могут быть взаимные сокращения вооружений в странах Европы и России. Все эти реальные, практические меры в области взаимного доверия не замечаются на уровне НАТО, более значимыми оказываются страхи прошлого, которыми пропитаны материалы, подготовленные в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Почему-то исторический гипноз каждый раз окутывает наших партнеров по антитеррористической коалиции, когда речь начинает идти о перспективах развития альянса. Поневоле появляется мысль, что документы к саммитам и встречам готовятся либо на основании устаревших внутренних инструкций, либо преднамеренно в предполагаемом конфликтном ключе.

И так по многим другим вопросам. Скажем, Россия настаивает на том, что наркотики главная и первая реальная опасность и для России, и для Европы. А НАТО не «замечает» этой угрозы, несмотря на то, что уже пятый год фактически и физически находятся в Афганистане. Россия несколько лет предлагает создание совместной системы Европейской противоракетной обороны, а НАТО «не видя этого предложения», принимает документ о развертывании совместной американо-европейской противоракетной обороны, естественно «направленной только против Ирана». Но элементы ПРО разворачивают у границ России: РЛС в Норвегии, Латвии, Литве, Чехии, наземные объякты на территории Польши, Румынии и Болгарии. Россия предлагает строительство совместного северного газопровода в Европу, с учетом современных террористических угроз для трубопроводных систем, а НАТО принимает решение «о разработке стратегии НАТО на случай внезапного прекращения поставок энергоносителей в Польшу, Германию, Венгрию или Латвию».

— Некоторые аналитики предлагают решить проблему недостаточного взаимопонимания между НАТО и Россией одним махом: взять да и войти нашей стране в альянс. Что вы думаете по этому поводу?

— В истории отношений между Россией и НАТО отмечены два обращения с таким предложением к руководителям США, Англии и Германии. Первое — через 10 месяцев после смерти Сталина (31 марта 1954 года), а второе — предложение Путина (в конце февраля 2001 года), сделанное в интервью компании ВВС. В обоих случаях говорилось об основных условиях, при которых СССР (Россия) могли бы вступить в Североатлантический блок. Первое — если с интересами России будут считаться, и второе — если Россия будет полноправным членом блока. Оба заявления остались без ответа. Сегодня рассматривать этот вопрос можно только гипотетически. Ни общество Запада, ни общество России к этому не готово — слишком тянет груз взаимного недоверия.

— По-вашему Россия обречена справляться с угрозами безопасности в одиночку?

— Поскольку ни американцы, ни европейцы не желают видеть нашу страну в своих военных и политических организациях, вывод один: Россия может быть только торговым партнером и только в качестве самостоятельного и самодостаточного государства, находящегося на Евроазиатском континенте, но не входящего ни в НАТО, ни в ЕС. Поэтому ставку в Европе следует делать не на Совет Россия — НАТО, а на двусторонние отношения с теми европейскими государствами, которые признают право России на собственное мнение, на собственные энергоресурсы и, с которыми складываются доверительные добрососедские отношения. И еще один очень важный момент. В последние годы основой экономики России стала нефтегазовая составляющая, а следовательно реальный экономический, финансовый центр жизни страны переместился в сибирско-дальневосточную часть. Это означает, что для России приоритетные стратегические интересы на ближайшие десятилетия должны перемещаться на Восток. Недавние поездки Дмитрия Медведева показали, где России следует искать союзников для блоковых интересов: в Центральной, Средней, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии и Латинской Америке, Дальнем и Ближнем Востоке.

- А НАТО — по борту?

— Эта организация слишком заполитизирована, а значит — не функциональна. Анализ деятельности НАТО показывает, что альянс не справляется с конкретными угрозами современности: ни с угрозой терроризма со стороны движения «Талибан», ни с мифической «Аль — Каидой», ни с хищениями и продажами людей. Не справляется с ситуацией и теряет контроль в Ираке, Афганистане. На собственной территории Великобритании, Испании, Франции не в состоянии предотвратить теракты. Не может справиться с угрозой распространения наркотиков из Афганистана, с которой, собственно говоря, демонстративно не борется. НАТО способствовала превращению относительно спокойной страны, какой являлся Ирак, в рассадник терроризма на всем Большом Ближнем Востоке. Альянс не может справиться с наркодельцами в Косово. Не справляется с незаконной миграцией в Европу и незаконным распространением оружия массового поражения (ОМП). Единственно, что успешно получилось у альянса это бомбардировки Югославии и последующее ее расчленение.

- И все-таки Совет Россия — НАТО, судя по нынешнему заседанию, продолжает жить, а значит, у него есть какие-то перспективы. Какие?

— Заметных перспектив в развитии отношений в рамках Совета Россия — НАТО ожидать не стоит. Сами отношения были, остаются и, будут оставаться достаточно долгое время на нынешнем, практически нулевом для России уровне большого количества бумажных учений и консультаций, без конкретного реального наполнения, и единственным положительным моментом будут являться признания, что «ведется обмен мнениями». На деле же НАТО, скорее всего, продолжит способствовать более ускоренной интеграции Грузии, а также других прикаспийских государств (Азербайджана, Казахстана и, возможно, Туркмении) в евроструктуры. Можно прогнозировать непредсказуемость и неопределенность ситуации с точки зрения военных планов НАТО и США в регионе Южного Кавказа и Каспия, продолжение ползучей экспансии в зону традиционного российского влияния на Кавказе. В Тбилиси основные надежды возлагают на США. С их помощью Грузия рассчитывает заново вооружить свою армию, надеясь получить на эти цели $8−9 млрд. Подписав Хартию о стратегическом партнерстве двух стран Грузия и США 9 января 2009 года, США собираются предоставить Грузии помощь в размере $1 млрд.

Так что на ближайшую перспективу позитивных изменений в отношениях НАТО и России надеяться не стоит. Впрочем, я не исключаю определенных подвижек в деле совместной борьбы с международным терроризмом в рамках выполнения решений Совета Безопасности ООН.

Из досье «СП»

Вооруженные силы НАТО

В 2008 году вооруженные силы 22 стран НАТО (16 «старых» и 6 «новых», бывших членов Организации варшавского договора) располагали в Европе суммарно 13514 танками, 16042 артсистемами, 4031 самолетом, 1305 вертолетами. На военных базах США в Европе находятся более 480 ядерных боеприпасов. Группировка НАТО в Европе насчитывает 3699510 военнослужащих, в том числе 1367700 военнослужащих США (из которых 100 000 — в Германии).

Объединенная сухопутная группировка насчитывает по всему миру 25 275 танков, 27875 орудий полевой артиллерии, 2393 — реактивных систем залпового огня, 18155 единиц средств противовоздушной обороны. Группировка морская насчитывает 550 боевых кораблей, 173 подводные лодки. Группировка авиации — 14522 военных самолета, в том числе — боевых самолетов носителей ядерного оружия — 4100, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) «Авакс» — 31; 9043 — вертолета, в том числе боевых вертолетов -800.

Основные базы НАТО

Франция содержит крупные воинские контингенты, примерно по 3,5 тыс. человек, в Джибути и на Антильских островах. Французские подразделения дислоцируются также в Новой Каледонии, Полинезии, Чаде, Габоне и Сенегале.

Великобритания сохраняет свои базы на Кипре (3200 чел.), на Фолклендских островах (1650 чел.), а также в Гибралтаре, Непале и в ряде стран Британского содружества. Небольшие военные базы за рубежом есть у Голландии и Португалии.

США имеют: в Германии 15 военных баз сухопутных войск, 4 базы армейской авиации и одну базу материально-технического обеспечения, всего — более 100 тыс. солдат и офицеров; в Великобритании - 11 тыс. специалистов ВВС США на 4 авиационных базах; в Италии — 3 военно-морские (Неаполь, Ла Маддалена, Гаэта) и 1 авиационная (Виченца) базы, где размещено около 23 тыс. военнослужащих США; в Турции — 2 авиационные базы (Адана и Измир); в Испании, Греции, Нидерландах, Румынии и Болгарии — по одной базе. В декабре 2001 года с целью обеспечения действий американских войск в Афганистане в Киргизии была открыта авиационная база США «Ганси». Несколько десятков военных баз США в течение многих лет действуют в районе Ближнего Востока.

В Афганистане США дислоцируют 18 тысяч военнослужащих и НАТО — 10 тысяч военнослужащих. Силы США в Корее: воеенослужищих -29 100, танки116, Самолеты-90, Морская пехота — 140 бойцов. Силы США в Японии: пехота — 1 900 военнослужащих, ВВС-11 350 военнослужащих, морская пехота-20 000 военнослужащих.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня