Министерство обороны РФ объявило конкурс на 10 миллиардов рублей «обеспечению автотранспортом воинских формирований». Контракт предусматривает аренду у частных фирм 553 автомобилей с водителями в Москве, Самаре, Владивостоке, Санкт-Петербурге, Сочи, Анапе, Геленджике, Североморске, Уссурийске и других городах. К водителям особые требования. Они обязаны иметь стаж не менее 3 лет, не иметь судимостей, пристрастия к пьянству и наркотикам, иметь аккуратный внешний вид.
В каких машинах нуждается оборонное ведомство? Ну, 316 санитарных автомобилей и станция переливания крови — это объяснений не требует. 18 «Волг», 62 «Газели», две ГАЗ 3221 или 31105 — тоже понятно. А вот для кого предназначены 114 иномарок? Особенно два BMW-525, один BMW-740, по одному Mercedes Bens S600 и S500, один Volkswagen Multivan, один Porsche Сayenne, один Fiat Doblo, один Toyota Land Cruiser и 3 бронированных автомобиля для перевозки высшего руководства?
Корреспондент «СП» попытался прояснить ситуацию у ВРИО начальника Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ полковника Игоря Конашенкова.
«СП»: — Игорь Евгеньевич, зачем вашему министерству страшно дорогие Porsche Cayenne и Mercedes Bens?
— Во-первых, это будут не наши автомобили, а арендованные. Обслуживать машины, платить зарплату их водителям, страховку и так далее будет собственник. Ежегодно ведомство рассчитывает сэкономить на этом до 3 миллиардов рублей. Во-вторых, VIP-автомобилей мы арендуем всего восемь.
«СП»: — Ну, и зачем?
— Для представительских функций. По приглашению министерства обороны в Россию регулярно приезжают высокие гости, например, главы оборонных ведомств других государств. Накануне с их военными атташе обговариваются все детали визита. В том числе и то, на каких машинах гостей будут возить. Кроме всего прочего, это еще и вопросы безопасности, которую мы обязаны обеспечить.
«СП»: — Помните, в бытность министром обороны Павел Грачев закупил в Германии два Mercedes-500? Тогда с легкой руки газеты «Московский комсомолец» Грачева прозвали «Паша-Мерседес». И кличка так к нему приклеилась, что многие помнят до сих пор. Не опасаетесь, что теперь и Сердюкова по аналогии тоже могут переименовать, допустим, в «Толю — Porsche Cayenne»?
— Не опасаюсь. Тогда ведь дело действительно было темным. Грачев через генерал-полковника Матвея Бурлакова, командовавшего войсками, которые выводились из Германии, непонятно каким образом закупил те злополучные автомобили. Правда, не для себя, а для служебных нужд. Но сути дела это не меняет. А мы все делаем прозрачно, в режиме так называемого аутсорсинга. Часть тылового обеспечения Вооруженных сил уже переведена в этот режим. То есть, пищу солдатам готовят фирмы, с которыми Минобороны заключает контракты. Уборку территорий и помещений ведут тоже они. И так далее. Это и экономия средств, и освобождение военнослужащих от несвойственных функций. Теперь и автомобили военным будут предоставлять сторонние фирмы. В том числе, и ограниченное количество престижных марок. Не вижу в этом ничего плохого.
И все же — так ли обязательны для российского Министерства обороны роскошные автомашины? Какова зарубежная практика на этот счет? Такие вопросы корреспондент «СП» задал бывшему в 1996—2001 годах начальником Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны генерал-полковнику Леониду Ивашову.
«СП»: — Леонид Григорьевич, вы много лет были, по сути, главным военным дипломатом нашего Министерства обороны, поэтому наверняка до тонкостей знаете требования протокола. Как раньше в Москве принимали глав военных ведомств других государств? На каких автомобилях встречали-провожали?
— Для зарубежных делегаций в распоряжении моего управления вначале были только «Волги». Министров обороны возили две «Чайки». Потом подкупили еще два 20-местных автобуса «Тойота». И все. Хотели, правда, при Грачеве еще купить представительский ЗиЛ из кремлевского гаража особого назначения. Но Управлением делами президента тогда заведовал Пал Палыч Бородин. Он заломил, если не ошибаюсь, 80 тысяч и мы от этой затеи отказались.
«СП»: — 80 тысяч чего? Рублей?
— Долларов.
«СП»: — Все равно это копейки, если сравнивать с нынешними запросами Минобороны.
— Тогда вообще все было скромней.
«СП»: — И ничего, никто не обижался на нашу страну за «Волги» и «Чайки»?
— Никто.
«СП»: — Вы не раз с нашими министрами обороны выезжали с официальными визитами за рубеж. На чем вас там возили?
— Персональный лимузин, да и то не самый роскошный, — только для министра. Остальным подавали микроавтобусы. В основном, все очень скромно. Особенно, в Соединенных Штатах и в Европе. Там не принято создавать на улицах большие кавалькады и надолго перекрывать движение. Только когда мы приезжали в Китай и Северную Корею, колонны растягивалась на километр.
«СП»: — Судя по всему, тут мы выбираем азиатский путь. Ведь сейчас Сердюкову понадобилось сразу восемь лимузинов… Наверняка в распоряжении его ведомства есть и другие. Сегодня делегации других стран на чем-то встречают? Зачем все это?
— Думаю, вовсе не для укрепления авторитета России. О стране иностранцы судят не по автомобилям, которые их встречают в аэропорту. А по тому, как живут люди, насколько боеготова их армия. Поэтому уверен, что под предлогом обеспечения представительских функций свои делишки обделывают нечистые на руку должностные лица Министерства обороны. Не исключаю, что с ведома и благословения Сердюкова.
«СП»: — Откуда у чиновников это стремление к бьющей в глаза роскоши в разоренной стране?
— От ощущения собственной безнаказанности. Иначе зачем тот же Сердюков начал свою деятельность в Минобороны с ремонта собственного кабинета? В армии денег больше тратить не на что?
«СП»: — Кстати, я не раз бывал в этом просторном кабинете когда там сидел сначала Язов, потом Грачев, Родионов, Сергеев, Иванов. Очень приличное помещение.
— Как вы понимаете, я в кабинете министра обороны тоже не раз бывал. И могу засвидетельствовать, что в нем все предусмотрено для работы главы военного ведомства. Сердюков посчитал иначе. А как по его приказу обдирали мраморные плиты с инкрустацией, которыми были облицованы все четыре подъезда здания на Арбате, на пятом этаже которого кабинет министра?
«СП»: — Плиты тоже обдрали? Но это же настоящие произведения искусства.
— Жалко, что ли?
«СП»: — И куда девали те плиты?
— Куда-то увезли. Говорят, в направлении Анапы, где у Сердюкова дача. Что гранитные плиты… Коридоры всех этажей главного здания Минобороны и Генштаба были облицованы панелями под дуб и ясень. Под ними проходят сотни кабелей специальной связи. Когда в советские времена требовалось какую-либо панель вскрывать, при работах обязательно неотлучно присутствовали офицеры, отвечавшие за обеспечение режима секретности. Чтобы кто-нибудь из рабочих тайно не навесил на кабель считывающее устройство. Сердюков и те панели велел ободрать. Несовременные, по его мнению. Кто обдирал? Ребята из Средней Азии. Кто за ними следил? Да никто.