Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
12 декабря 2010 10:20

Совершенно секретно: операция «Дженифер»

35 лет назад между СССР и США возник острейший конфликт в связи с попыткой похищения ЦРУ советской подводной лодки

1481

20 марта 1975 года на стол начальника разведки Военно-морского флота СССР легла справка-обзор американской прессы, из которой следовало, что Центральному разведуправлению (ЦРУ) США с помощью построенного по его заказу специального судна удалось поднять со дна Тихого океана часть советской подводной лодки, затонувшей семью годами ранее. В тот же день эта информация была доложена министру обороны маршалу Советского Союза Гречко. Чтобы воспрепятствовать дальнейшим попыткам подъема подлодки, а также получить от американской стороны полную информацию относительно причин гибели ПЛ 574, министр обороны СССР обратился с запиской в ЦК КПСС. В ней он предлагал дать указание советскому послу в США выразить возмущение деятельностью ЦРУ и потребовать прекращении операции. Рассмотрев эту записку, ЦК КПСС постановил: «Одобрить предложения Министерства обороны СССР. Утвердить указания совпослу в Вашингтоне по этому вопросу».

Разразился острейший политический скандал, который бушевал до конца 1975 года. В конце концов, американская сторона вынуждена была признать факт проведения ЦРУ совершенно секретной операции «Дженифер», в результате которой удалось поднять со дна океана не только часть подводной лодки, но и хорошо сохранившиеся тела шести советских моряков. Под давлением СССР операция была прекращена. Острота конфликта спала, но он до сих пор не нашёл полного разрешения.

Трагедия в Тихом океане

15 февраля 1968 года от пирса дальневосточного военного порта отошла подводная лодка 574 и взяла курс в океан. Для экипажа это был внеплановый поход. С 1 октября по 30 ноября 1967 года ПЛ 574 несла боевую службу в северо-восточной части Тихого океана. По возвращении моряки произвели навигационный ремонт. Затем половина офицеров ушла в отпуск. Личный состав в две смены отдыхал в санатории. Далее экипажу предстояла обычная учеба и уход за кораблем. Но тут случилось непредвиденное. Вышестоящий штаб проверил одну из готовящихся к боевой службе подводных лодок и отстранил ее от похода, выставив «неуд». Проверили вторую лодку — тот же результат. Тогда встал вопрос о ПЛ 574. Она оказалась боеготовой. Командование решило отправить ее на внеплановую боевую службу.

В связи с отпусками офицеры прибыли на подводную лодку кто за 15, а кто и за 5 суток до выхода в океан, что не могло не повлиять на подготовку к плаванию. Кстати, экипаж так и не смогли собрать полностью. Лодка вышла, имея на борту 14 офицеров и 83 матроса и старшины, из которых только 58 человек было штатных, 15 — назначенных вместо находящихся в отпуске, 10 — направленных для стажировки.

Принимая решение, командование надеялось на профессионализм основного ядра экипажа, в первую очередь — на командный состав. И это действительно были асы-подводники.

Командир капитан 1 ранга Владимир Иванович Кобзарь ПЛ 574 командовал около четырех лет. До этого два года возглавлял экипаж «малютки», четыре с половиной года водил в глубинах «эску». Накануне похода за образцовую службу был награжден орденом Красной Звезды. Старший помощник командира капитан 2 ранга Александр Михайлович Журавин на ПЛ 574 служил хотя и недавно, с сентября 1967 года, но до этого три года успешно справлялся с аналогичной должностью на такой же подводной лодке. Не менее опытными были и командиры боевых частей, начальники служб. Видимо, поэтому, несмотря на скомканную подготовку и не имея иных вариантов из-за малого числа боеготовых подводных лодок, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Н. Амелько и начальник штаба ТОФ вице-адмирал Г. Бондаренко 15 февраля 1968 года подписали этому экипажу боевое распоряжение. В нем отмечалось, что авианосные силы 7-го флота США ведут боевые действия против Демократической Республики Вьетнам. Подводные лодки ТОФ несут боевое патрулирование в океане. ПЛ 574 ставилась задача вести скрытное патрулирование в готовности к действиям по сигналу Главного штаба в порядке, изложенном в специальном пакете… Лодке были назначены район боевого патрулирования и время… Возвращение в базу планировалось 5 мая 1968 года в 12.00.

Контр-адмирал Виктор Дыгало, командовавший в 1968 году соединением, в состав которого входила ПЛ 574, рассказывал мне впоследствии:

— В соответствии с боевым распоряжением Кобзарь регулярно доносил в штаб о ходе плавания. Но 12 марта мы все были встревожены — лодка не ответила на контрольную радиограмму, переданную штабом Тихоокеанского флота для проверки связи. Правда, это не давало оснований предположить трагический исход плавания — мало ли какие причины помешали командиру выйти на связь. Боевым распоряжением на поход 22 марта предусматривалось донесение с ПЛ 574 о занятии района боевой службы. Все мы с нетерпением ждали его. Но донесения так и не поступило. Это было серьезным основанием для тревоги. Тем более что, по данным разведки, примерно в эти же дни в японский порт Йокосука прибыла американская подводная лодка «Сордфиш», имевшая повреждения. Американцами во время захода этой лодки в Йокосуку принимались необычные меры скрытности, к ремонту привлекался только американский персонал. Так что логично возникала мыль о столкновении под водой. Встал вопрос о срочной крупномасштабной поисково-спасательной операции.

Поиск субмарины

В предполагаемую точку гибели ПЛ вышла целая эскадра поисково-спасательных сил флота. Корабли и суда денно и нощно утюжили океан, шаря в глубинах посылками гидроакустических станций и эхолотов, осматривая поверхность моря. Самолеты дальней разведки патрулировали по маршруту подводной лодки, километр за километром запечатлевая океан фотообъективами, вслушиваясь в сигналы гидроакустических буев. Вначале надеялись найти аварийную лодку в надводном положении, потом — хотя бы следы катастрофы. Ежесуточно в главный штаб ВМФ шли шифрограммы о ходе поиска. Но их содержание никого не радовало.

Участник поиска ПЛ 574 контр-адмирал в отставке Юрий Сенатский рассказал мне следующее:

— Вначале общая площадь поиска была 854 000 квадратных миль, впоследствии она расширилась более чем до миллиона квадратных миль. В поиске участвовали 2 эсминца, 3 сторожевых корабля, 3 тральщика, 4 подводные лодки, 2 плавбазы, 10 вспомогательных судов… Всего 36 вымпелов. Было совершено 286 самолето-вылетов. Но, к сожалению, подводную лодку найти не сумели.

Американцы оказались более удачливыми, а, скорее всего, командир «Сордфиша» дал точные координаты места столкновения с советской ПЛ. И найти ее было делом времени.

После того как поисковые действия нашего ВМФ пошли на убыль, а затем и вовсе прекратились, в предполагаемый район гибели подлодки вышло поисковое судно ВМС США «Мизар», в свое время отыскавшее места катастроф американских атомоходов «Трешер» и «Скорпион». В течение двух месяцев «Мизар» терпеливо вел поиски и наконец засек нашу лодку на дне. На длинных прочных тросах опустили в пучину прожекторы и специальные фотокамеры. Тщательно сфотографировали лежавшую на грунте субмарину.

В дело вступает ЦРУ

Проблема — как поднять на поверхность советскую лодку — обсуждалась на уровне высшего руководства ВМС США. Она, к великой досаде американцев, не сводилась к чисто техническим аспектам. Как отреагируют на это русские? Что ни говори, а акция явно пиратская: без ведома страны, потерявшей корабль, более того — втайне от нее. Ладно бы — гражданское судно. Практика на сей счет обычная: подняли, оповестили страну-хозяина, получили приз. Но здесь ведь речь о подлодке. Ситуация беспрецедентная.

Впрочем, подсказывали военным юристы, даже если информация о подъеме просочится к русским, они вряд ли станут поднимать шум. Факт гибели корабля они замолчали, мер к подъему больше не принимают. Есть основания рискнуть. Ведь заполучив обломки лодки, ракеты с ядерными боеголовками, другие образцы вооружения, оборудования советской подлодки, имеющиеся на ней шифры и коды, американские ВМС стали бы обладателями ценнейших разведданных о советских подводниках, о технике и технологии русских.

Придя к такому выводу, руководство ВМС США обратилось за помощью в ЦРУ. Операция — крайне сложная и секретная. Здесь, решили в ВМС, нужен опыт спецслужб, чтобы провернуть ее в полной тайне, организовать так, чтобы ни Советы, ни вездесущие американские газетчики ничего не пронюхали. Иначе — планы рухнут, даже не начав осуществляться.

Один из заместителей директора ЦРУ Р. Хелмса так вспоминал об этом деле:

«Когда я представил директору ЦРУ свои предложения о подъеме русской лодки, Хелмс чуть не выбросил меня из окна. Вы спятили, сказал он…

Однако позже, тщательно обдумав это предложение, он сам вернулся к нему. Но заявил, что идею нужно обсудить с президентом. Только в случае его поддержки можно приступать к реализации". Как отмечал в 1975 году журнал «Ю. С. ньюс энд уорлд рипорт», президент. Никсон не устоял перед обаянием Хелмса и авторитетом возглавляемого им учреждения — дал «добро» на операцию.

Тайная миссия «Гломар эксплорер»

В качестве прикрытия ЦРУ решило использовать одного из весьма эксцентричных американских миллиардеров — Говарда Хьюза, владельца сети авиалиний, отелей, электронных компаний. Было очень кстати, что Хьюз не так давно проявил интерес к добыче полезных ископаемых со дна океана: в связи с этим начало строительства им специального судна для подводных изысканий и работ вряд ли вызвало бы нежелательный резонанс.

Хьюз с энтузиазмом взялся за осуществление проекта.

В течение двух лет, пока шло строительство и испытания «Гломар эксплорер», ЦРУ, используя многочисленные каналы, активно распространяло сведении, что судно предназначено для поиска и добычи полезных ископаемых с морского дна. В 1972 году «Гломар эксплорер» был спущен на воду и ушел в свое первое плавание. Чтобы еще надежнее замаскировать истинное предназначение судна, отвлечь внимание газетчиков и общественности, склонных подвергать сомнению официальную версию, было решено, что «Гломар эксплорер» примет участие в экспедиции по поиску полезных ископаемых в океане. Судно действительно зарекомендовало себя незаменимым при решении подобных задач. Но ему была уготована иная роль.

20 июня 1974 года «Гломар эксплорер» с баржей на буксире вновь вышел в море для осуществления основной фазы операции, получившей название «проект «Дженифер». К середине июля судно было в точке гибели подводной лодки. И подъем начался. С помощью гигантского захватывающего устройства подводную лодку подтянули к притопленной барже.

Но корпус ПЛ, испытавший на себе разрушительное воздействие воды, не выдержал. Обломившись, его часть вновь устремилась ко дну. Но захват по-прежнему цепко удерживал оставшееся. К великой досаде американцев, обломилась кормовая часть лодки вместе с рубкой. А ведь именно там — ракетные шахты с ядерными боезарядами, шифровальное помещение. Поднятую часть подлодки разместили на барже, которая затем всплыла. В отсеке были обнаружены тела шести моряков. Их тут же захоронили в океане с соответствующими почестями и под Гимн СССР.

Вдохновленный первым успехом, вновь назначенный директор ЦРУ Колби попросил у президента США разрешения на продолжение операции. И, несомненно получил бы его.

Но, как это нередко бывает, в дело вмешался случай.

Каким образом вышли вездесущие американские журналисты на информацию об операции «Дженифер», история умалчивает. Но в один прекрасный день 1975 года Говард Хьюз обнаружил, что из его личного сейфа пропали документы, связанные с этим проектом. А вскоре газеты вышли с сенсационными заголовками. Тайное стало явным. И операцию после вмешательства СССР пришлось прекратить.

О чем молчат американцы?

В 1975 году тогдашний госсекретарь США Киссинджер сообщил нашему послу имена некоторых погибших моряков: Виктор Лохов, Владимир Костышко, Валерий Носачев.

Между тем советское правительство было заинтересовано в получении официальных документов, подтверждающих проведение ЦРУ США подъема лодки, захоронения тел погибших моряков. Указанные документы нужны не для каких-то апелляций к международному праву, а для того, чтобы обнародовать сведения о том, как погибла ПЛ 574, какие координаты считать могилой экипажа. Элементарные правила приличия требуют и возврата законному владельцу поднятых останков ПЛ. Именно поэтому соответствующие службы нашей страны до сих пор не прекращают попыток получить от должностных лиц США необходимые материалы. Однако официальные ответы достаточно уклончивы и общи. Вот одна из телеграмм нашего посла в США:

«Заместитель госсекретаря США передал в беседе со мной ответ американской стороны на наше обращение в связи с советской подводной лодкой, затонувшей в 1968 году.

Мы понимаем, сказал он, что речь идет о весьма деликатном деле. Обратившись к истории этого вопроса, мы установили, что в свое время в этой связи правительством США была передана советской стороне определенная информация в апреле 1975 года через посла А.Добрынина. Советскому правительству в конфиденциальном порядке сообщались некоторые детали того, что явилось предметом Вашего недавнего обращения по этому вопросу. Мы исходим из того, что переданная в то время советской стороне информация в своей совокупности адекватным образом дает ответ на поставленные Вами вопросы. Во всяком случае, гуманитарный аспект Вашего обращения тот ответ покрывает".

Как видно, в США и сегодня, когда наши державы громко заявляют о взаимном отказе от политики противостояния и конфронтации, предпочитает полунамеки и недомолвки. Это тем более странно, что по прошествии стольких лет вопрос о ПЛ 574 все меньше и меньше становится проблемой военной и политической, а все больше превращается в проблему нравственную. Ведь речь идет о том, чтобы родные и близкие погибших наконец-то узнали полную правду о трагедии ПЛ 574.

Из досье «СП»:

ПЛ 574 построена на заводе имени Ленинского комсомола Министерства судостроительной промышленности и принята в состав ВМФ в феврале 1960 года. Тактико-технические данные: водоизмещение: надводное — 2900 тонн, подводное — 3600 тонн. Длина — 99 метров, ширина — 8,2 метра, осадка — 8,1 метра. Скорость под водой — 12 узлов. Дальность плавания — 4250 миль, предельная глубина погружения — 300 метров. Автономность — 30 суток.

Вооружение: 3 ракеты с ядерными боеголовками, 6 торпед (из них 2 — со спецбоеприпасом).

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Всеволод Шимов

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня