До окончания очередного военного призыва осталось ровно две недели. Видимо, предчувствуя, что полный комплект новобранцев отправить в войска не удастся, военкомы открыли сезон охоты на студентов. Во вторник, 14 декабря, рекрутеры попытались забрить в солдаты около 50 студентов Московской консерватории им. П.И. Чайковского.
Около шести часов утра, как сообщает сайт NEWSru. сom, к зданию общежития, что на Малой Грузинской улице, подъехали автобусы с мужчинами в форме милиции. Прямо из постелей в военкомат под охраной были отправлены около 50 студентов.
«В 6 утра в мою комнату зашли три человека в форме, подняли с постели и потребовали показать им паспорт, после чего документ забрали и приказали следовать за ними под предлогом постановки на учет в военкомате», — приводит агентство свидетельства студента 2 курса дневного отделения Консерватории Евгения Бархатова.
Доцент Консерватории Кирилл Рыбаков рассказал, что в связи с задержанием ребят к зданию Тверского военкомата, на Мантулинской, 24, в экстренном порядке прибыла проректор по учебной части вуза Лариса Слуцкая. Однако ни ее, ни адвоката, который прибыл вместе с ней для выяснения причин задержания студентов, не пустили в здание.
Впрочем, позднее сама Слуцкая сообщила ИТАР-ТАСС, что ей удалось переговорить с одним начальником отдела военкомата, который заявил, что студентам ранее были разосланы повестки, однако в военкомат они не явились. При этом она подчеркнула: «Никто из наших студентов намеренно не отлынивает от воинской службы, но для того, чтобы получить достойное профессиональное образование и приносить пользу обществу, все они должны завершить учебу в музыкальном вузе».
Между тем, пятерым студентам уже предписано явится в военкомат в ближайшие дни для прохождения воинской службы. Как заявил один из задержанных, их заставляли подписывать выданные на ближайшие дни повестки.
Студенты говорят, что в военкомате их оперативно проверила на годность военная комиссия. С тех учащихся, которые заявляли, что у них есть отсрочка или они признаны негодными по состоянию здоровья, комиссия требовала на месте предъявить соответствующие документы. Те, кто такие документы предъявить не мог (а не смог никто, т.к. забирали студентов из постелей), получили повестки.
За подробностями этой скандальной истории корреспондент «СП» обратилась к руководству Московской консерватории. Однако в секретариате ректора Александра Соколова дала понять, что ситуацию разъяснять никто не будет. «Информацию для журналистов мы предоставим завтра. Пока - без комментариев. Таково распоряжение руководства», — отрезала собеседник.
Глава московского отделения Межрегиональной общественной организации помощи военнослужащим «Солдатские матери» Светлана Кузнецова сказала, что подобные облавы на студентов идут по всей Москве уже три недели. Всех деталей спецоперации в Консерватории она пока не знает, но пообещала помочь ребятам, если они к ней обратятся за поддержкой.
В курсе событий оказалась ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова, которую корреспондент «СП» и попросила поделиться всеми подробностями.
— История, можно так сказать, даже обычная: около 50 студентов Московской консерватории около семи утра в общежитии были подняты с постелей сотрудниками милиции и вывезены в военный комиссариат к начальнику отдела призыва военного комиссариата, фамилия которого Чайковский. У всех отобрали паспорта, потом, правда, вернули. Отпустили только после того, как признали годными к военной службе.
«СП»: — Ребят заставили что-то подписать?
— Ну, обычные повестки для отправки в войска. Кому-то сказали на завтра, а кому-то — на конец декабря. Я считаю, нужно подавать в суд.
«СП»: — А к чему такая спешка? Они же еще не закончили учиться?
— Объясняю. У нас проблемы с государственной аккредитацией высших учебных заведений. Либо у них эту аккредитацию отнял товарищ Фурсенко, и никому ничего не сказал. Либо ее и не было. Второй момент: естественно, что музыканты, танцоры, художники поступают в высшие учебные заведения после окончания средних профессиональных учебных заведений по своему профилю. Они не имеют права на отсрочку в высших учебных заведениях. Поэтому, видимо, их и решили отправить в войска. Представьте только: 50 музыкантов из Консерватории на танковом полигоне где-то под Нижним Новгородом.
«СП»: — Но, получается, что сотрудники комиссариата действовали законно?
— Да, нет же. Проблема в чем? Сначала ребят должны были осмотреть семь врачей. И если это врачи, а не шарлатаны, у каждого из этих ребят они бы обнаружили нарушение здоровья — профессиональные деформации организма. Это профессиональные музыканты — у каждого профессиональные деформации: у кого — позвоночника, у кого ноги больные
«СП»: — А как вы оцениваете позицию руководства вуза?
— Странная такая позиция у ректора Соколова. Надо бы беспокоиться о своих студентах, а он… Если ты не можешь добиться от президента и от Государственной думы, чтобы отсрочку вернули, хотя бы предупреди ребят: «У вас отсрочки нет, но вы не волнуйтесь, идите в Комитет солдатских матерей, там вам помогут». Недавно мне звонили коменданты общежитий нескольких московских вузов с той же проблемой. Я сказала, раз отсрочки нет, пускай приходят, мы объясним, как по закону освободиться от призыва и получить свой военный билет.
«СП»: — Чем, по вашему мнению, все закончится?
— Если ребята подадут в суд, постановление о призыве будет приостановлено. А дальше уже в суде мы будем с каждым индивидуально смотреть: на что он имеет право, что у него со здоровьем. Будем судиться…
Стоит напомнить, что похожий скандал произошел примерно месяц назад во Владимирском государственном университете. Тогда повестки получили 16 студентов (среди них были как первокурсники, так и дипломники), обучавшиеся по так называемым неаккредитованным специальностям. Раньше все они имели законные отсрочки от армии, но в 2008 году такого права их лишили. Проблема, по мнению экспертов, обнажилась сейчас не случайно: раньше, судя по всему, военкоматы и без студентов справлялись с планами комплектования войск. А теперь, по причине демографического кризиса, — не справляются. А в такой ситуации даже музыкант под ружьем — спасение для армии.