В Екатеринбурге буквально на пороге городской клинической больницы № 6, что на улице Серафимы Дерябиной, умер человек. Пожилой мужчина стучался во все двери и окна, в том числе и приемного покоя. Но его не пустили, и он замерз в нескольких метрах от лечебного учреждения. В субботу вечером, когда это произошло, городской термометр показывал -15 градусов. Тело несчастного, прежде чем его обнаружили, пролежало рядом с клиникой почти двое суток. Неизвестно, пришел ли мужчина в больницу за медицинской помощью или же просто просился погреться. Документов у погибшего с собой не было, поэтому, кто он такой и как оказался на территории больничного комплекса, до сих пор остается невыясненным. Но скандал из-за случившегося может разгореться, судя по всему, нешуточный. Тем более что это не первый случай в области, когда неоказание своевременной помощи медиками привело к смерти человека. Сейчас во всех обстоятельствах этой кошмарной истории разбираются следователи. О первых результатах проводимой проверки корреспонденту «СП» рассказал старший помощник руководителя Следственного управления СКП по Свердловской области Александр Шульга:
— В понедельник около 10 утра водитель гаража больницы № 6 недалеко от одного из корпусов обнаружил тело неизвестного мужчины. На вид погибшему лет 50−60. Но точно сказать мы не можем — документов при нем не было.
«СП»: — Что стало причиной смерти, известно?
— Да. Экспертиза показала, что он скончался от переохлаждения. Каких-то телесных повреждений судмедэксперты на теле не обнаружили. Почему замерз, мы разбираемся. Доследственная проверка по этому факту проводится Следственным отделом по Ленинскому району Екатеринбурга.
«СП»: — Кто-то из персонала больницы узнал этого человека? Что они говорят?
— Дежурная приемного покоя вроде бы слышала, что кто-то стучался, но не открыла. Видимо, побоялась, не знала, что на уме у незнакомца.
«СП»: — Скажите, а уголовное дело будет возбуждено?
— Только если для этого найдутся основания. Пока их нет. Как нет и каких-то признаков криминала.
В самом лечебном учреждении случившееся называют вопиющим фактом. Однако разговаривать на эту тему подробно медики отказываются. «Все это очень неприятно, но я не уполномочена раздавать комментарии», — заявила «СП» по телефону одна из сотрудниц больницы. Называть свою фамилию она не стала, лишь обмолвилась, что и.о. главного врача Светлана Махнина только что была срочно вызвана в городское управление здравоохранения именно по этому вопросу.
Дозвониться до кого-либо из руководства управления не удалось. Но, как рассказала пресс-секретарь структуры Екатерина Макашина, в причинах происшедшего уже разбирается специальная комиссия:
— Предварительно, к концу недели она должна принять решение, есть ли вина сотрудников больницы в том, что человек умер на пороге учреждения.
До окончания служебного расследования свою проверку начали и в аппарате уполномоченного по правам человека в Свердловской области Татьяны Мерзляковой.
— Мы узнали об этой истории от журналистов и сразу же моя сотрудница, занимающаяся правами пациентов, взяла ее на контроль. Будем разбираться.
«СП»: — Как вы оцениваете случившееся?
— Конечно, это — страшно. И к глубокому сожалению, случай этот у нас в области не единичный. Уже был прецедент, когда людей, не имеющих документов, медики после оказания первой помощи вывезли в прямом смысле слова на помойку. Тогда руководитель медучреждения был реально наказан судом. Почему снова это произошло? Видимо, не все сделали правильные выводы.
В свою очередь президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский уверен, что у этой истории есть не только моральный, но и уголовный подтекст.
— Хотелось бы напомнить, что в российском Уголовном Кодексе есть, как минимум, три статьи, в которые вписывается этот случай. Это статья 125 (оставление в опасности), 124 (неоказание помощи больному) и 293 (халатность).
«СП»: — То есть, даже если человек просто хотел погреться, ему должны были открыть?
— Безусловно. Статья «Оставление в опасности» этим и очень интересна: она не требует доказательства каких-то причинно-следственных связей. Достаточно доказать один простой факт — человеку могли помочь, но не помогли. И не думаю, что, когда он стучался в дверь, дежурная (а они всегда должны быть на месте) этого не слышала. Поэтому надо разобраться — почему не открыла.
«СП»: — Возможно, ее напугал вид мужчины. Есть предположение, что это был бездомный.
— А бездомные, что — не люди? У нас по закону медицинскую помощь обязаны оказать любому, независимо от того, есть у него документы с пропиской или нет.
Из досье «СП»
Свердловская область уже не в первый раз оказывалась в центре «медицинского» скандалов. Можно вспомнить, к примеру, случай, произошедший несколько лет назад в Каменске-Уральском. Тогда юноша, оказавшийся гражданином Таджикистана, умер из-за того, что у него не было страхового полиса. Молодой человек не раз обращался к врачам с жалобами на обострившуюся язву желудка, но те отказывали ему в лечении. В итоге произошло прободение желудка, и парень скончался от перитонита.
Но равнодушные эскулапы встречаются и в других местах. Так, в Тольятти года три назад медики городской больницы № 2 отправили больного умирать на улицу. 38-летний бездомный поступил туда с тяжелыми травмами, но заведующий отделением дал указание выписать его, не доведя лечение до конца. На служебной машине врачи отвезли больного во двор одного из домов и оставили умирать на скамейке.