В годы «холодной войны» и мы, и американцы не жалели ни денег, ни сил для поиска новых способов гарантированного взаимного уничтожения. Решения находили подчас весьма экзотические. Самые опасные и разрушительные из них были связаны с использованием атомной энергии. О некоторых из этих проектов, долгие десятилетия находившихся под грифом «Совершенно секретно», «Свободная пресса» намерена рассказать в серии статей под общим заголовком «Атомные монстры». Первая — об истории создания бомбардировщика с ядерным двигателем.
В конце 1958 года в американском журнале «Авиэйшн уик» появилось сообщение, всерьез напугавшее Запад: в СССР начались испытания самолета с атомным двигателем. В статье содержалось описание этой машины, якобы уже совершающего пробные полеты в окрестностях Москвы. «Авиэйшн уик» писал, что Россия, возможно, планирует несколько кругосветных полетов без посадки. А также о том, что Советский Союз не только обогнал Соединенные Штаты в области применения атомной энергии в авиации, но и на 4 года опередил их, выпустив свой гигантский экспериментальный бомбардировщик.
В Вашингтоне поднялась паника. Призраки русских суперсамолетов, месяцами без посадки барражирующих вдоль границ Соединенных Штатов, внушали смертельный ужас самым отважным.
В США к тому времени уже больше десяти лет велись работы над проектом атомного самолета, но ничего годного к испытательному полету не было. Хуже того, как раз к концу 50-х американское военное командование и правительство стали терять интерес к этой затее. Американские генералы и политики принялись требовать от своего президента срочных мер для того, чтобы догнать русских.
Но дело обстояло не совсем так. Никакого летающего атомного самолета в СССР в 1958 году не было и в помине, хотя работы над его созданием велись полным ходом. Старт им был дан в середине 1955 года. К тому времени и в нашем, и в американском арсенале было уже немало ядерных бомб. Но потенциальный противник, располагавший у границ Советского Союза множеством военных баз, легко мог сбросить смертоносное оружие нам на головы и вернуться обратно. Для подобного удара по Соединенным Штатам советским летчикам, имевшим возможность взлетать только с собственной территории, необходимо было преодолеть несколько тысяч километров. Бомбардировщиков такого радиуса действия у СССР не было. Исключение составляли немногие Ту-4 и Ту-95, построенные к тому времени. Но и они могли долететь только до северных районов США. Причем, лишь самым коротким путем — через Арктику. Шансы в потенциальной ядерной войне оказывались явно неравными.
Тогда и возникла в Москве мысль создать самолет с практически неограниченным радиусом действия. Для воплощения этой идеи нужен был авиационный ядерный двигатель. Между тем, разведка доносила: американцы еще с 1946 года начали работы в этом направлении.
12 августа 1955 года вышло совершенно секретное постановление Совета Министров СССР № 1561−868. Оно предписывало ряду предприятий авиационной промышленности начать работы по атомной тематике. В частности, ОКБ-156 Туполева, ОКБ-23 Мясищева и ОКБ-301 Лавочкина должны были заняться проектированием и постройкой летательных аппаратов с ядерными силовыми установками, а ОКБ-276 Кузнецова и ОКБ-165 Люльки — разработкой таких силовых установок.
Научное руководство конструкторскими и исследовательскими работами поручили будущему академику Александрову. В те времена на решении оборонных задач умели сосредоточить усилия всей страны. Дело пошло довольно быстро. Родился эскизный проект, получивший название М-60. Его воплощение в жизнь дало бы бомбардировщик взлетной массой 250 тонн, оснащенный четырьмя ядерными энергетическими установками. Летать он был способен с крейсерской скоростью 3000 километров в час на высоте 18000−20000 метров. Радиус полета, как и замышлялось, — без ограничений.
При воплощении проекта в жизнь сложнейших проблем перед конструкторами встало множество. Первая и главная: как обезопасить экипаж от ядерного излучения? Прежде всего, решено было максимально отодвинуть пилотскую кабину от реактора. Для этого энергетическую установку спроектировали в хвостовой части 66-метрового фюзеляжа. Четыре атомных двигателя располагались попарно — один над другим.
Для летчиков создали даже не кабину — специальную глухую капсулу с мощной многослойной защитой из специальных материалов. Получилось нечто вроде батискафа внутри бомбардировщика. Визуальный обзор из нее исключался. Наблюдать за окрестностями пилоты могли лишь как подводники — через установленные в кабине перископы. Вести самолет к цели должны были автопилоты. Если летчикам придется все же браться за штурвалы, тогда предполагалось пользоваться телевизионными и радиолокационными экранами.
А чем дышать? Атмосферным воздухом невозможно — вокруг боевой машины на рулежке и в полете он неизбежно будет заражен радиоактивными выбросами реакторов. Опыт подводников и тут помог. Конструкторы М-60 решили, как на субмаринах, использовать кислородно-азотную смесь, вырабатываемую специальными газификаторами.
Правда, неизбежно возникал вопрос: а не проще ли попытаться создать беспилотный стратегический бомбардировщик? Радиация ему не страшна, о воздухе для дыхания тоже можно особо не беспокоиться. Тем более, что пусть и не очень удачный опыт разработки беспилотных боевых машин в Советском Союзе уже был. Еще до Великой Отечественной войны так называемое Остехбюро под руководством Владимира Бекаури создало достаточно примитивную аппаратуру телеметрического управления тяжелым бомбардировщиком ТБ-3. Наводить безлюдную машину на цель по радио должен был оператор с летевшего следом другого бомбардировщика — пилотируемого ДБ-3Ф. В 1942 году даже провели войсковые испытания новой системы. Телеуправляемый ТБ-3 загрузили 4 тоннами взрывчатки и направили на крупный железнодорожный узел в оккупированной фашистами Вязьме. Но вышла из строя антенна, и ТБ-3 рухнул вдали от цели.
Но даже неудачный опыт — тоже опыт. К тому же техническая мысль в СССР не стояла на месте. Однако попытки предложить военным сделать беспилотным и атомный бомбардировщик, Министерством обороны были отвергнуты. Видимо, доверия к автоматике у генералов все же не было. Нет, настояли в Военно-Воздушных силах, для надежной атаки Америки нужен именно пилотируемый вариант стратегического атомного «бомбера».
В общем, заключение к предварительному проекту М-60, звучал так: «…наряду с большими трудностями создания двигателя, оборудования и планера самолета возникают совершенно новые проблемы обеспечения наземной эксплуатации и защиты экипажа, населения и местности в случае вынужденной посадки. Эти задачи… еще не решены. В то же время, именно возможностью решения этих проблем определяется целесообразность создания пилотируемого самолета с атомным двигателем».
Лучше всех с решением перечисленных проблем справились туполевцы. К тому времени они уже создали четырехмоторный тяжелый бомбардировщик Ту-95, который после нескольких преобразований и сегодня составляет основу российской стратегической авиации. Конструкторы решили попробовать именно его приспособить для полетов с ядерным двигателем. 28 марта 1956 года вышло постановление Совета Министров СССР, согласно которому в ОКБ Туполева началось проектирование летающей атомной лаборатории (ЛАЛ) на базе серийного Ту-95. Участвовавшие в тех работах В. Вуль и Д. Антонов вспоминали: «Первым делом, в соответствии со своей обычной методикой — сначала все ясно понять — Туполев организовал цикл лекций-семинаров, на которых ведущие ученые-атомщики страны Александров, Лейпунский, Пономарев-Степной, Меркин и другие, рассказывали нам о физических основах атомных процессов, устройстве реакторов, требованиях к защите, к материалам, системе управления
Под летающую лабораторию приспособили серийный четырехмоторный бомбардировщик. Установили реактор, защиту, датчики. С мая по август 1961 года на нем было выполнено 34 исследовательских полета. Прототипом атомного бомбардировщика управляли летчики-испытатели Нюхтиков, Горюнов, Жила и другие. К счастью, все прошло без происшествий. Ведь даже тогда было ясно, что в случае падения атомного самолета на землю серьезного радиоактивного заражения местности не избежать.
Результаты испытаний Ту-95ЛАЛ позволили приступить к реализации масштабной программы развития тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками. В 70-х годах прошлого века Военно-Воздушные силы должны были получить первые такие самолеты, названные Ту-120.
Однако только бомбардировщиками планы Москвы не ограничивались. На базе самого большого самолета мира тех лет Ан-22 «Антей» решено было создать атомный противолодочный самолет. Подводные ракетоносцы противника он способен был бы настигать в любой точке Мирового океана. 26 октября 1965 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале соответствующих конструкторских работ.
К тому времени советские ученые и инженеры нашли и способы избежать радиоактивного заражения в случае падения самолета. Реактор предложено было просто отстреливать в воздухе и обеспечить его мягкую посадку на парашютах.
Несмотря ни на что, атомным самолетам не суждено было родиться. Межконтинентальные баллистические ракеты были признаны намного более простым и надежным средством доставки ядерных зарядов в любой район планеты. И к 70-м годам работы в этом направлении в СССР были свернуты.
А что же американцы? Их экспериментальная машина с ядерными реакторами тоже поднялась в воздух. Самолет, названный NB-36H Crusader («Крестоносец»), выполнил 47 исследовательских полетов. Но 28 марта 1961 года программа была прервана президентом Кеннеди. В официальном письме правительства США по этому поводу было сказано: «…Более 15 лет и 1 млрд долларов потрачено на попытку создания самолета с ядерной силовой установкой. Но возможность применения такого самолета в ВВС в обозримом будущем представляется весьма неясно».
(Продолжение следует)