Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Общество
21 декабря 2010 12:46

МиГ-15 vs F-86. 2:1 в нашу пользу

60 лет назад в ходе войны в Корее впервые схлестнулись советские и американские реактивные истребители со стреловидным крылом

12282

22 декабря 1950 года во время Корейской войны (1950−1953) состоялся первый крупный воздушный бой между советскими и американскими летчиками. Потери сторон: два МиГ-15 «Фагот» против пяти F-86 «Сейбр».

Реактивные первенцы

Американский F-86 «Сейбр» и советский МиГ-15 «Фагот» являются реактивными первенцами со стреловидным крылом.

Еще в годы войны американцы пытались реализовать проект реактивного истребителя NA-140, но не получилось. После поражения Германии в 1945 году туда были посланы специалисты для изучения немецких разработок в области реактивной авиации. Основываясь на полученных данных, проект NA-140 был переделан под стреловидное крыло, имевшее преимущества перед прямым на скоростях около М=0,9. Новый проект был одобрен армейскими ВВС США 1 ноября 1945 года. Первые серийные самолёты были собраны на заводе в Инглвуде в мае 1948 года. В июне 1948 года самолёт получил новое обозначение — F-86. Его приняли на вооружение ВВС США в 1949 году. Первые 19 единиц F-86A (из которых боеготовыми были первоначально лишь 15 самолетов) прибыли в Корею 16 декабря 1950 года. 17 декабря состоялся их первый пристрелочный бой с МиГ-15 (без потерь обоюдно), а 22 декабря «Сейбры» и «Фаготы» понесли серьезные потери: 5 к 2 в пользу МиГ-15.

Разработка этого самолета началась 15 апреля 1947 года в ОКБ-155 А.И.Микояна, которому была поставлена задача разработать фронтовой истребитель с реактивным двигателем и герметической кабиной. Впервые на отечественном серийном самолёте было решено применить стреловидное крыло. 18 декабря завершилось изготовление первого прототипа. 30 декабря 1947 года лётчик-испытатель В.Н.Юганов впервые поднял его в небо. 15 марта 1948 года МиГ-15 был запущен в серийное производство на заводе № 1 им. Сталина. Вскоре он начал поступать в войска.

Для обеспечения воздушного прикрытия вступившей в Корейскую войну китайской армии СССР направил в Китай 64-й истребительный авиакорпус, вооружённый МиГ-15. Вскоре они вступили в первый бой с американскими самолётами, что стало полной неожиданностью для ВВС США, не предполагавших, что им придётся столкнуться с новейшим советским истребителем. Применявшиеся до сих пор американские F-80 уступали МиГам в скорости из-за своего прямого крыла. Для борьбы с новым воздушным противником на Дальний Восток были срочно отправлены только начавшие поступать на вооружение F-86 «Сейбр». С конца декабря 1950 года и вплоть до завершения войны в июле 1953 года МиГ-15 и F-86 стали основными противниками в небе Кореи.

По основным летно-тактическим данным советский истребитель МиГ-15 и американский F-86 «Сейбр» были равны, но каждый имел свои сильные и слабые стороны. МиГ превосходил «Сейбра» в скороподъемности и удельной тяговооруженности. F-86 быстрее набирал скорость на пикировании, был более манёвренным, обладал большей дальностью полета. Существенным моментом являлось то, что летчики F-86 пользовались противоперегрузочными костюмами, о чем их советские коллеги могли лишь мечтать.

Однако F-86 проигрывал в вооружении. 6 крупнокалиберных «сейбровских» пулеметов «Кольт Браунинг», несмотря на большую скорострельность (1.200 выстрелов в минуту), уступали трем пушкам МиГа: двум 23-мм калибра и одной 37-мм. Их снаряды пробивали любую броню. Вот эти самолеты и сошлись 22 декабря 1950 года в жесткой схватке.

Бои в Корейском небе

Подробных документальных свидетельств о том бое мне найти не удалось. Зато в архиве сохранилась стенограмма летно-тактической конференции соединения, прошедшей 25−26 июля 1951 года. На ней об аналогичной схватке рассказал самый результативный летчик Корейской войны Николай Сутягин. «Задание выполняли десяткой, — говорил перед собравшимися Николай. — Ударное звено — майора Пулова, звено прикрытия — капитана Артемченко справа выше и пара Перепелкина. Я шел в звене прикрытия с ведомым старшим лейтенантом Шулевым. В момент левого разворота в районе Сенсен я отстал от пары капитана Артемченко на дистанцию 400−500 м. Развернувшись на 50−60 градусов влево, я заметил: внизу слева, из-под ведущего звена, заходит нам в „хвост“ пара F-86. Я подал команду: „Атакую, прикройте“ и левым боевым разворотом, в момент которого выпустил тормоза и убрал газ, с последующим полупереворотом пошел за парой F-86. На второй петле мы уже были в „хвосте“ у F-86-x, и в верхнем положении я дал две короткие очереди по ведомому. Очереди прошли: одна с недолётом, другая с перелетом. Я решил подойти ближе. После выхода из пикирования пара F-86 сделала отворот вправо, а затем — влево с набором высоты. За счет этого отворота уменьшилась дистанция до 200−300 метров. Заметив это, противник сделал переворот. Выпустив тормоза, мы пошли за F-86 под углом 70−75 градусов в сторону моря. Сблизившись до дистанции 150−200 метров, я открыл огонь по ведомому. F-86 был сбит».

Задокументрован рассказ и о другом поединке с «Сейбрами». 22 июня 1951 года в момент разворота звену советских летчиков во главе с Николаем Сутягиным заходила в «хвост» четверка F-86. Умелый маневр, и наши пилоты уже в «хвосте» F-86. Заметив МиГи, американцы после левого разворота пошли в пикирование. Сутягин на дистанции 400−500 метров открыл огонь по ведомому. Но вторая пара американцев зашла звену в «хвост», это заметил ведомый старший лейтенант Шулев — он резким маневром вышел из-под удара. Ведущий первой американской пары, заметив, что стреляют по ведомому, пошел на «косую петлю». Но он не смог противостоять мастерству Сутягина, который в верхнем положении, уже сблизившись до 250−300 метров, открыл по нему огонь. F-86 запылал и стал падать. Чуть позже был уничтожен еще один «Сейбр».

Рекордсмен Корейской войны Николай Сутягин провел 66 воздушных боев, лично сбил 21 самолет. На его счету 15 F-86 «Сейбр», 2 F-80 «Шутинг Стар», 2 F-84 «Тандерджет» и 2 поршневых «Глостер-Метеор».

Схватки … на бумаге

К сожалению, мы проиграли другую схватку — за правду о той войне и её героях. Пока наши спецслужбы засекречивали материалы о ней, американские исследователи Корейской войны «забрали» себе все рекорды. Например, в книге «Аллея МиГов», изданной в Техасе в 1970 году о подвигах Сутягина, конечно же, умалчивается, зато первым в истории реактивным асом называется капитан Джеймс Джабара, на счету которого 15 воздушных побед (на 6 меньше, чем у нашего истребителя!). Всего отмечается 39 пилотов США, сбивших от 15 до 5 наших самолетов.

Разумеется, нужно отдать должное мужеству и мастерству американских летчиков, они сражались достойно, а порой и на равных с советскими асами. Но у наших счет солиднее. Николай Сутягин — 21 воздушная победа. 20 поединков выиграл полковник Анатолий Пепеляев. По 15 самолетов противника уничтожили капитан Лев Щукин, подполковник Александр Сморчков и майор Дмитрий Оськин. Еще 6 советских пилотов одержали 10 и более побед. 5 и более побед на счету 43 советских летчиков.

До сих пор в США пытаются подкорректировать и общий итог воздушной войны. Так, в «Энциклопедии авиации» (Нью-Йорк, 1977 г.) отмечается, что всего американскими летчиками за время войны сбито 2.300 самолетов СССР, Китая и КНДР, потери США и их союзников — 114. Соотношение — 20:1. Внушительно? Однако сразу после войны, когда общие потери было скрыть трудно, было издана документальная книга «Воздушная мощь — решающая сила в Корее» (Торонто — Нью-Йорк — Лондон, 1957 г.) В ней констатировалось, что ВВС США только в боевых схватках потеряли около 2.000 самолетов, потери «коммунистических» самолетов они тогда оценивали скромнее — примерно в 1.000 самолетов. Однако и эти цифры, скорее всего, далеки от правды.

На сегодня Генеральный штаб Вооруженных Сил России рассекретил некоторые документы времен войны в Корее. Вот общие данные. Советскими летчиками 64-го истребительного авиационного корпуса (за время войны в него попеременно — от шести месяцев до одного года — входило десять дивизий) было проведено 1.872 воздушных боя, в ходе которых сбито 1.106 самолетов противника, из них F-86 — 650 единиц. Потери корпуса: 335 самолетов. Соотношение — 3:1 в пользу советских пилотов, в том числе по новейшим машинам (МиГ-15 и F-86 «Сейбр») — 2:1.

Данные противоборствующих сторон отличаются не только в результате субъективности. У нас с американцами разные технологии подсчетов. Американцы свои победы фиксировали только по фотокинопулемету (ФКП), т.к. обстановка в Корее не позволяла им получить подтверждение с земли. Этот метод, по словам Героя Советского Союза К.В. Сухова, был эффективен примерно на 75%, поскольку происходила фиксация лишь попадания, которое далеко не всегда означало уничтожение самолета.

В советских авиачастях существовал более строгий порядок регистрации побед. В первую очередь — кадры ФКП. Затем — свидетельства напарников. Но главным являлось подтверждение наземных частей, без чего сбитый самолет, как правило, не засчитывался. Помимо этого, представители полка выезжали на место падения машины противника, фотографировали ее и должны были привезти какую-либо деталь, лучше всего — заводскую бирку. Показания самих пилотов почти не принимались во внимание.

Нельзя не учитывать и того, что в американские победы занесены и поражения корейских и китайских летчиков, которые, конечно, же были «зелеными» по сравнению с пилотами СССР и США.

Из досье «СП»:

ТТХ F-86

Размах крыла 11,32 м

длина 11,45 м

высота 4,5 м

Масса, кг:

пустого 4582,

максимальная взлетная 6128

Скорость максимальная, км/ч:

у земли 1086

на высоте 10000 м — 1112

Скороподъёмность у земли, м/с 38

Дальность полёта максимальная, км

2584

Экипаж, чел. 1

Вооружение:

6x12,7

Бомбовая нагрузка, кг 900

ТТХ МиГ-15бис.

Размах крыла: 10,08 м

Длина самолёта: 10,1 м

Высота на стоянке: 3,7 м

Масса пустого: 3680 кг

Взлётная масса максимальная: 6105 кг

Максимальная скорость у земли: 1076 км/ч

Посадочная скорость: 178 км/ч

Максимальная скороподъёмность у земли: 50 м/с

Дальность полёта максимальная 2520 км

Вооружение:

пушечное — 1×37 мм (Н-37Д, 40 снарядов), 2×23 мм (НР-23КМ, по 80 снарядов)

бомбовое — возможна подвеска двух авиабомб 50 или 100 кг.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня