18+
воскресенье, 4 декабря
Общество

Лукашенко предотвратил переворот

КГБ Белоруссии раскрыл заговор против власти

  
110

Последние дни белорусская пресса страстно обсуждает материалы правоохранительных органов страны и КГБ, в которых говорится о заговоре против Лукашенко. Оказывается, оппозиция использовала деньги Брюсселя для организации государственного переворота.

Газета «Советская Белоруссия» рассказывает о том, что западные страны планировали изменение конституционного строя Белоруссии. Разоблачительную статью объемом в пять газетных полос издание, учредителем которого является администрация Лукашенко, опубликовало по личному указу президента. Батька еще во время своей пресс-конференции 20 декабря пообещал народу «рассказать всю правду».

Справедливости ради стоит отметить, что в тексте есть выдержки из внутренних документов оппозиции, которые очень похожи на правду. Например, в выдержках из изъятого документа кампании «Говори правду» Владимира Некляева, баллотировавшегося на высший государственный пост, говорится о намерении в течение года после выборов изменить конституцию Белоруссии и учредить парламентско-президентскую республику.

Автором этого документа, кстати, может являться один из идеологов «Говори правду» Александр Федута — тот самый человек, который в 1994 году привел Лукашенко к власти, а сейчас сидит в СИЗО КГБ за попытку организации государственного переворота. Вот такая смена политической парадигмы. Правда в том, что Федута, наученный горьким опытом (Лукашенко изначально тоже готовили в качестве марионеточного лидера), действительно мог хотеть сделать так, чтобы новый национальный лидер был лишен возможности узурпировать власть. Именно у кандидата в президенты Некляева было больше всех денег. «СБ» рассказывает, что тот запрашивал на Западе 16 млн долларов, но «выбил» только 10% от этой суммы. Деньги доставлялись в Белоруссию курьерами из Вильнюса. Почему выбрали Некляева, государственные пропагандисты тоже знают: дескать, человек, ранее в политике не засвеченный, в прошлом алкоголик, легко управляемый. У организаторов «Говори правду» на него якобы даже есть компромат. В той же статье говорится, что конечная цель Некляева — попасть в парламент. Дескать, президентские выборы были лишь промежуточным результатом: все изначально знали, что никакой победы на них быть не может.

«Сегодня правоохранительным органам доподлинно известны обстоятельства встречи в одном из кафе Брюсселя, где сотрудники иностранных разведок М., К. и Ш. напутствовали руководителя кампании «Говори правду», — цитирует газета один из документов. Как утверждается в статье, Некляев теперь «очень сожалеет» о том, что позволил себя использовать в политической кампании. «Задача Некляева после выборов — частично занять нишу Александра Милинкевича, при этом не проводить с ним каких-либо переговоров»; «избегание ситуации, при которой Некляев становится единым кандидатом».

Особое внимание в материалах государственной белорусской пропаганды уделяется и другому кандидату в президенты — Андрею Санинкову. Его кампанию финансировал Запад — через «оффшор» в лице оппозиционного сайта «Хартия-97». Деньги собирал погибший за несколько месяцев до выборов журналист Олег Бебенин, которого нашли повешенным на даче под Минском. Финансирование, если верить республиканской газете, которую уже много раз оппозиция обвиняла во лжи, было нешуточным. «Сотрудница Хельсинкской группы США Кэтрин Фитцпатрик передает ему грант на сумму 211 тыс. долларов; Международный фонд «Фронтлайн» на «обеспечение бесперебойной работы сайта» выделяет Бебенину 6 тыс. евро; организация «Альянс либералов и демократов «За Европу» перечисляет на поддержку деятельности «Хартии-97» 26,5 тыс. евро; норвежский Хельсинкский комитет передает 98 тыс долларов», — открывает закулисные тайны газета.

Говорится сегодня много и о том, что западные журналисты, а всего их было около сотни, приехали в Белоруссию специально. Якобы есть типичный для цветных революций сценарий: финансируемая Западом оппозиция начинает все крушить в одном из правительственных зданий, а международная пресса все это снимает и таким образом «легитимизирует» новую власть, хотя та фактически никакой власти не имеет.

Из доклада европейских спецслужб приводится следующая цитата: «По замыслу спецслужб и подконтрольных им фондов, работающих под прикрытиями культурологических организаций, планировалась следующая работа. 1) Определить в Беларуси людей, знакомых с современными политическими технологиями, имеющими практический опыт участия в крупных избирательных кампаниях. 2) Вступить с ними в переговоры, в процессе чего вовлечь в сотрудничество. 3) Предложить этим лицам составить план последовательных действий. 4) Составить общую смету финансирования этой программы». Даже российское телевидение не обошли стороной: пропагандисты отмечают, что освещать выборы в Белоруссии приехал не обычный журналист Первого телеканала, а руководитель отдела новостного вещания Антон Верницкий.

Государственная пресса рассказывает о трех возможных сценариях развития площади. «Первый исходил из того, что на площади соберутся 100−150 тысяч, при которых насильственный захват власти был наиболее реален. Поэтому задолго до 19 декабря Дом правительства был избран в качестве основного объекта для захвата оппозицией. Второй план предполагал наличие на площади не более 10 тысяч человек, что, по мнению лидеров гражданской кампании „Говори правду“, позволило бы хоть как-то себя показать и оправдать свою деятельность перед зарубежными спонсорами», — пишет «Советская Белоруссия».

Прокомментировать «СП» государственные обвинения взялся один из активистов оппозиции, по понятным причинам попросивший не называть его имя.

«СП»: — Насколько изложенные пропагандистами факты соответствуют действительности?

— Естественно, государственная пресса все серьезно искорежила и испепелила. Вот говорят, например, что почти всем участникам акции протестов платили деньги. Это, конечно, неправда. Деньги у оппозиции на акцию были, но не так много, как то преподносят государственные журналисты, да и платить манифестантам не было смысла. В то же время стоит отметить, что КГБ проделал хорошую работу, и когда говорят о финансировании оппозиции, много похоже на правду.

«СП»: — То есть? Запад действительно помогал деньгами?

— Конечно. Он помогал и будет помогать, хотя бы потому, что в Белоруссии нет крупного бизнеса, способного и желающего финансировать возможность перемен в стране.

«СП»: — Алесь Михалевич, слова которого приводят журналисты, говорит о том, что в партии БНФ регулярно «пилили» европейские деньги, на почве чего регулярно возникали скандалы. Это правда?

— Самого Михалевича выперли из БНФ именно за то, что он пиарил сам себя и вроде как подозревался в нецелевом использовании средств… Это, конечно, не обвинения, но такие разговоры были. Так что и «распил» мог иметь место.

«СП»: — Кто из кандидатов в президенты пользовался наибольшими бюджетами?

— Некляев. Еще с весны прошлого года его кампания «Говори правду» успешно функционировала и щедро финансировалась. Платили, например, сборщикам подписей, да и выпуск листовок, конечно, тоже требует денег.

«СП»: — Финансировала ли кого Россия?

— Мне об этом ничего не известно. Думаю, нет. Кремль если бы и делал на кого ставку, то на кого-то из функционеров режима. Вот, скажем, если бы экс-премьер Сергей Сидорский взялся участвовать в президентской гонке, то его бы на Востоке точно поддержали… А нынешний состав оппозиции поддержкой или даже доверием России не пользуется.

Минск

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня