Россияне, и, главное, россиянки одеваются неправильно — считает глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. В области моды нужно навести порядок — нынешний образ женщины служителей церкви совершенно не удовлетворяет.
Ранее тот же церковный чин выступил с заявлением, сделанном на «круглом столе», по межэтническим отношениям: «Если она носит мини-юбку, она может спровоцировать не только кавказца, но и русского. Если она при этом пьяна, она тем более спровоцирует. Если она при этом сама активно вызывает людей на контакт, а потом удивляется, что этот контакт кончается изнасилованием, она тем более не права!».
О том, как следует выглядеть, Всеволод Чаплин пишет в своём обращении к противникам церковного вмешательства в дела моды:
«Рад, что мое предложение обсудить внешний вид наших женщин и девушек вас заинтересовало. Удивляет только, что вы решили, будто я оправдываю изнасилование и неприличные приставания — и в мыслях того не было. Нет таким действиям оправдания.А вот проблема, между прочим, остается. Не столько для меня — скорее для тех, кто путает улицу со стриптизом (ну, или снова начет путать, как только зима кончится). Женщина, условно одетая или раскрашенная, как клоун, женщина, которая таким образом рассчитывает на знакомства на улице, в метро или баре, не только рискует нарваться на пьяного идиота, но уж точно не найдет себе в спутники жизни мужчину, имеющего хотя бы зачатки разума и самоуважения. Найдет, может быть, трезвого идиота, но разве его она по-настоящему ищет?
Во все времена, у всех народов женщина уважалась и выбиралась в спутницы жизни, если отличалась скромностью и если мужчины знали ее чуть посерьезнее, чем во время встречи на улице или в питейном заведении.
Развязный внешний вид и развязное поведение — прямая дорога к несчастью. К пустым «любвям на один раз». К краткосрочным бракам, за которыми тут же следуют крысиные разводы. К сломанным судьбам детей. К одиночеству и безумию. К жизненной катастрофе.
Во все времена, у всех народов внешний вид человека не считался на сто процентов частным вопросом. Как женщины ведут себя в публичных местах, в институте, на работе — не только их «личное дело». Кстати, мужчин это не в меньшей мере касается. Тип, одетый посреди большого города в шорты и майку, в треники и тапочки, точно так же не достоин уважения. Только жалости — если он бомж, например.
Неплохо, что сейчас компании, вузы, школы вводят у себя дресс-коды. Хорошо бы и общероссийский дресс-код придумать (на стрип-бары и публичные дома, так уж и быть, можно его не распространять). Думаю, доживём мы и до тех времен, когда из приличного места неприлично одетую особу или того самого типа в трениках будут выводить. Ну, или уважающие себя люди будут в таком месте откланиваться и удаляться. Думаете — утопия? Да нет, скоро придется привыкать".
В России уже существует несколько модельеров, готовых выполнить заказ Русской православной церкви. Эксперт по вопросам религиозных нарядов Светлана Беговатова объясняла корреспонденту «Интерфакс-Религии», почему, несмотря на обилие предложений, мода не идёт в массы:
«Думаю, что пока это невозможно. Одежда — массовое явление в отличие от подиума, который является лабораторией моды. Там каждый художник старается показать своё лицо, своё видение моды, а вот чтобы открывать эту сферу искусства моды и заниматься массовым производством одежды для посещения храма — такого сейчас нет. Несколько лет назад у нас был православный дом моды в Твери, занималась этим художница Алена Исаева, но сейчас о её показах не слышно — видимо, она прекратила этим заниматься. Нет спроса — нет предложения. Пока в нашем народе не появится крепкая традиция регулярно посещать храм — нет необходимости создавать для этого специальную одежду, с экономической точки зрения это не оправдано. Сегодня все модельеры заинтересованы в том, чтобы программа имела какой-то коммерческий успех».«Надо обращать внимание на культуру одежды в целом и на традиции православия. В будние дни это может быть обычная корректная неяркая одежда, должна быть закрыта грудь, а юбка совершенно не обязательно должна быть длинной, она может быть до колена — просто для того, чтобы не отвлекать людей в храме от того дела, за которым они туда пришли. Подойдет английский костюм. Посмотрите, как ежедневно одеты англичанки (я не беру лондонские улицы, а, скорее, средний класс): они одеты настолько корректно, что всегда могут зайти в храм».
«Вот я смотрю на одежду патриарха Кирилла и восхищаюсь тем, как он одет! До него мало кто был так одет из наших церковных деятелей. Конечно, они всегда одеты по канонам, есть определенные требования и декор, но у него еще присутствует вкус в одежде. Казалось бы, нельзя в традиционное церковное облачение внести что-то новое, а у патриарха Кирилла я это постоянно наблюдаю. Например, на богородичные праздники цвет облачения должен быть голубым, и у него он голубой, но голубой сложного и модного оттенка. Оттенок современности и в какой-то мере модности цвета обязательно есть в его костюме».
Самую известную коллекцию православной одежды для женщин презентовали ещё в 2008 году. У автора — дизайнера Татьяны Малышевой есть свой девиз: «Православная женщина должна быть одетой так, чтобы ей в любой момент не стыдно было зайти в храм». Что это значит? Прежде всего, одежда должна быть целомудренной (не вызывать соблазна и не провоцировать, а также соответствовать полу — в коллекции нет брюк, — возрасту и положению. Модные международные направления при этом учитываются (любимый модельер Татьяны Малышевой — Коко Шанель), только убирается всё, что может повредить скромности: разрезы (даже шлицы), длина выше колена, декольте, прозрачные и обтягивающие ткани. Поэтому, хотя понятие «православная мода» поначалу пугает некоторым пафосом, по мнению дизайнера, это не специальная, отдельная одежда для избранных, а «объединение современных тенденций в моде с православными тенденциями в женской одежде».
Однако на практике выдержать сочетание мирских эстетических канонов и «идеала целомудрия» оказалось непросто. Одежда, представленная на подиуме (профессиональными манекенщицами), была разделена на три темы:
А к летнему сезону прошедшего года, о чём писала «СП», студия «ПреобраЖенское Платье» представила свою коллекцию купальников. Они выполнены скорее по канонам купальных костюмов начала XX-го века.
«Пляжная одежда появилась относительно недавно, около ста лет назад. В древности люди купались нагишом, хотя никаких обустроенных пляжей, какие нам известны сейчас, не существовало. Историк моды Александр Васильев утверждает, что возникновение купальной одежды связано с христианством. Действительно, этические нормы христианства простирались не только на сохранение телесной чистоты, но и мысленного целомудрия от соблазняющих взгляд обнаженных тел», — рассказывала «Свободной Прессе» генеральный директор «ПреобраЖенского Платья» Анна Рымарева.
К 2010 году ее студия разработала и запустила в производство 6 вариантов целомудренных купальников. Пляжные наряды «Акварель», «Ариэль», «Батерфляй», «Парадиз», «Сахара» и «Флория» ценой от 2450 до 2800 рублей. В комплект к пляжной одежде также предлагается купить купальную шапочку «Альдемар» за 200 руб.
«Наша одежда рассчитана, в первую очередь, на православных христианок, а также на тех женщин, кто при выборе купальника руководствуется несколькими принципами», — говорит Рымарева. При этом в «ПреобраЖенском платье» не спешат называть свою одежду «православной». «Наши модели предназначены для тех, кто предпочитает удлиненные свободные силуэты, кому свойственна определенная строгость нравов», — считает генеральный директор студии.
В разработке строгих линий женской одежды в «ПреобраЖенском» платье руководствуются словами апостола Павла, который советовал женщинам покрываться, то есть закутываться. «В III веке Климент Александрийский, а позднее блаж. Феофилакт Болгарский полагали, что это указание Апостол привел ради „праведников Церкви“ — чтобы те, видя женскую непокрытость, не впадали в блудные помыслы», — рассказывала гендиректор студии.
Другие дизайнеры с трудом находят точки пересечения между таким светским явлением, как мода, и личным духовным пространством. Известный модельер Илья Шиян считает себя человеком православным верующим, однако, сомневается в полезности церковного «дресс-кода».
«Вера — это, в первую очередь, духовное состояние человека, а не то, что связано с материальными благами, и уж, тем более, с одеждой. Одежда — это лишь некая маска, которую люди на себя надевают в зависимости от ситуации. Главное то, что внутри. А вообще очень плохо, когда кому-то что-то навязывают, пытаются диктовать. Прежде чем что-то указывать, человеку лучше заняться своим делом».
Дизайнер Владимир Бухинник идёт дальше — он проводит связь истории страны, главенствующей религии и внешнего облика народа. И православие, по мнению эксперта, несомненно уже повлияло на образ россиян безо всякого дресс-кода.
«СП»: — Как вы считаете, в России может прижиться «православный дресс-код», так же, как в странах, где религия напрямую обязывает соблюдать определённый облик? Вообще, может церковь формировать моду или, что называется, «поезд ушёл»?
На моду влияет и страна, и, в какой-то степени, религия. Мне кажется, что в лоне церкви просто существуют персонажи, которые любят популистские высказывания. Всё-таки церковь должна в первую очередь заниматься своим делом, а не выступать с такими странными заявлениями. К тому же, в их задачу входит привлечь к себе как можно большую аудиторию, и экстремистские заявления только отталкивают людей.
Мне кажется, мы уже живём в другое время, в стране, где очень много конфессий, и выражение «православный дресс-код» звучит очень странно. Церковь таким образом просто относит себя к средневековью.
«СП»: — Одежда с религиозным подтекстом может оставаться при этом сексуально привлекательной? Ведь не обязательно сексуальный наряд — это открытый, откровенный?
— Наверное всё-таки нет. Если речь идёт об одежде, в которой обычно ходят в храм, то вы никогда не увидите там каких-то декольте, коротких юбок. В православный храм в такой одежде и не пустят — хотя могут пустить в католический.
Надо понимать, что подобные требования к одежде идут от истоков православия, от постулата, что тело — греховно. Одежда может быть привлекательной, но сексуальной — вряд ли.
Вообще я интересовался вопросом влияния религии на моду, на одежду. Есть целые исследования на тему того, почему в России так мало красивых людей. Не молоденьких девушек, а вообще, в целом. Дело не в том, что наши люди рождаются некрасивыми. Они просто неухоженные, не приведены в порядок.
В Европе мы видим множество людей, которые кажутся такими красивыми, но потом ты рассматриваешь человека, и понимаешь — не так уж он и красив, красоты, данной природой, в русских пожалуй даже больше. Но так как православие всегда яростно продвигало мысль о греховности тела, то в итоге мы и получили некрасивый народ. «Нельзя хорошо выглядеть», «лучше быть убогим».
Если бы не Пётр I, мы бы вообще до сих пор ходили в боярских шубах и с длинными бородами. Если задуматься, то он принёс сюда европейскую моду всего лишь 300 лет назад. Он взял и ввёл моду на европейский вид — и с этого, я считаю, и пошёл прогресс в России.
Так как Русская православная церковь в христианском мире более известна под названием «ортодоксальная», стремление распространить религиозные порядки за пределы церковной ограды вполне объяснимо. Возможно, это и есть особый путь России — быть единственной христианской страной со столь же строгими нравами в одежде, какие приняты, например, в Иране.
Впрочем, всё же иногда и сверхстрогий наряд становится поводом для сексуального вожделения — куда большим, чем откровенная одежда. Специально для таких людей продаются костюмы, эксплуатирующие образы традиционной одежды.
Фото: Екатерины Степановой iloserdie.ru, [*]