В Павловском интернате № 4, откуда в больницы города привозят крайне истощенных детей, с инспекцией побывал уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов. Там он и нашел Илью, которого срочно увезли из городской больницы, когда его снимки попали в интернет. («СП» писала об этом 18 января с.г.)
Накануне своего посещения Астахов рассказывал:— Я объехал более 45 российских регионов, в которых есть интернаты для тяжело больных детей. К моему сожалению, ЧП в таких учреждениях происходят очень часто. В Свердловской области трое детей умерли от инфекции, вызванной кишечной палочкой - а ведь все эти ребятишки находились на принудительном вскармливании, то есть за их жизнь несли ответственность воспитатели и социальные работники. В Березовке из-за халатности медсестры умер мальчик, который находился в смирительной рубашке и был привязан к кровати. В Астраханской области у интерната большие конфликты с волонтерами. В Павловском интернате в Петербурге назревает скандал. В одной только Новосибирской области на удивление все благополучно.
В интернатах для детей с умственной и физической патологией содержатся минимум по 150 человек. А в таких интернатах как Павловский — 550 детей! Это же настоящий комбинат детского несчастья! Часто к моему приезду руководители интернатов даже не успевают привести в порядок свои дела, и я вижу ужасающие вещи.
Протечки, всюду протечки
Одним из первых результатов проверки в Павловском интернате стало решение городских властей о незамедлительном ремонте. В давно уже закрытом на карантин учреждении Астахов обнаружил, что из-за тяжести выпавшего снега появились пробоины в крыше. В результате комнаты, в которых еще совсем недавно был сделан косметический ремонт, оказались затопленными, слезли новые обои, от воды вздулся линолеум. В переполненном детском интернате стали непригодны для проживания детей еще несколько помещений.
-Это произошло по причине того, что вовремя не обратили внимание на проблему, вовремя не выделили деньги, вовремя не скоординировали действия ремонтных служб. Я говорил по этому вопросу с губернатором города Валентиной Матвиенко и выяснил, что необходимые средства на ремонт уже выделены, смета составлена, и к ремонтным работам приступают незамедлительно, — отметил Астахов.
Бьют по рукам дающих
Но главной проблемой детский омбудсмен считает поведение администрации учреждения, которая закрыта для контактов с общественностью и волонтерами.
— Это глупо, неразумно и подло — отказываться от помощи общественников, — заявил омбудсмен, — Это ненормально, когда директор такого учреждения не может найти общий язык с волонтерами, когда общественные организации предлагают свою помощь в ухаживании за детьми, а директор бьет их по протянутой руке помощи. Безусловно, будут сделаны соответствующие кадровые перестановки и в ближайшее время. Средний возраст работников интерната 55 лет. Между тем, я знаю, что очень много молодых волонтеров хотят и готовы помогать трудным деткам. Если руководство учреждения не понимает этого, то будут сделаны соответствующие выводы.
Астахов добавил, что штат воспитателей интерната укомплектован лишь на 69% и высказал недоумение тем фактом, что к работе в интернате не привлекается молодежь. Он также сказал, что считает необходимой реструктуризацию учреждения, но пока вопрос об этом решается, так как единовременно расселить более 500 детей по другим интернатам региона невозможно. Известно, что к 2015 году у Павловского интерната должны появиться три новых корпуса.
Корреспондент «Свободной прессы» побеседовала с уполномоченным по правам ребенка после его поездки в Петербург.
«СП»: — Павел Алексеевич, вы назвали Павловский интернат, где 550 детей с тяжелыми заболеваниями находятся в стесненных обстоятельствах, комбинатом детского несчастья. Это подтвердилось во время вашей инспекции?
— Да.
«СП»: — Во время инспекции вы написали в Твиттере, что Илья - мальчик, чье фото попало в интернет, очень истощен, и что ему нужна помощь. Что вы имели в виду?
— Нужно сделать так, чтобы общественность допустили к нему, чтобы помочь Илюше своим вниманием, своей заботой. Чтобы волонтеры, наконец, договорилась с чиновниками и пришли на помощь тем детям, которые в этом нуждаются. А они все в этом нуждаются.
«СП»: — Накануне вашего визита директор интерната говорила, что она подает в суд на журналистов, которые высветили эту проблему.
— Это полная ерунда, этого не будет, я объяснил директору, что это не способ общения с прессой. Там совсем другими вещами надо заниматься — ремонтом, крышу чинить надо.
«СП»: — Павел Алексеевич, ведь интернатские дети самые богатые. На содержание каждого такого ребенка государство тратит более миллиона рублей в год.
— Да.
«СП»: — А в интернате даже не укомплектован штат воспитателей. Что тут не так?
— Неправильная кадровая политика, неумение привлечь нужных людей к работе с детьми. Воспитатели не понимают, что их задача — не только накормить и вовремя дать лекарство ребенку. За такими сложными детьми нужно ухаживать, с ними нужно заниматься, развивать их, заниматься их реабилитацией. А большинство этого не делает, к сожалению.
«СП»: — То есть, никаких особенных реформ придумывать не надо? В рамках существующего финансирования администрация детского интерната могла бы развернуть всю эту систему в пользу детей?
— Она обязана это сделать. Это должно быть в пользу детей. На банковских счетах таких детишек собираются огромные деньги. Они инвалиды и они без родителей, поэтому получают максимальные пособия. В совокупности это больше нескольких миллионов долларов. Но эти деньги нельзя трогать никому, кроме детей. Не всегда им удается ими воспользоваться. Таким образом, очень часто они остаются «мертвым грузом». Деньги находятся в банках и работают на банки. Я считаю, что каждый интернат должен создать попечительский совет, в состав которого вошли бы директора этих банков. Таким образом, участвуя в программах благотворительности, они смогут «отработать» эти деньги в помощь детям.
Многие сотрудники интернатов разрабатывают черные схемы. Допустим, по штату положено 15 человек, а работают на самом деле пятеро. Они занимают по две ставки и, соответственно, получают двойную зарплату. Только вот за детьми ухаживать не успевают. Права детей нарушаются, и чиновники закрывают на это глаза. Государство выделяет большие деньги на помощь больным детям и общество имеет право спросить, как эти деньги тратятся.
«СП»: — Так волонтеры теперь будут допущены в Павловский интернат?
— Да. Волонтеры туда вернутся в полном составе, им обещали это.
«СП»: — А губернатор пообещала починить крышу?
— Губернатор пообещала выполнить все, что мы сегодня решили — и крышу починить, и штаты согласовать, и с кадрами разобраться.
«СП»: — Значит, директор в этом интернате будет другой?
— Об этом рано говорить, но я думаю, да, руководителя там сменят.
Санкт-Петербург