Депутаты Мосгордумы на прошлой неделе приняли поправки в закон города Москвы, регламентирующий обеспечение москвичей жильем при переселении и освобождении жилых домов. Пакет поправок, который в ближайшие дни вступит в силу (после опубликования в официальной газете «Тверская, 13»), касается выделения жилья переселенцам-очередникам — как собственникам, так и нанимателям муниципального жилья. Суть нововведений проста: с коммунизмом в отдельно взятой Москве, когда при переселении большинство горожан улучшало жилищные условия за счет города — покончено.
«Приведу простой пример: живут в двухкомнатной квартире 8 человек — мама, папа, две дочери с мужьями и детьми, — комментирует ситуацию Олег Сухов, ведущий юрист „Первого столичного юридического центра“. — Так вот, если до рассматриваемых изменений в закон № 21 данная семья получила бы при переселении несколько квартир совокупной общей площадью 144 кв. м., то есть это могли быть три двухкомнатные квартиры, то теперь такой семье будет предоставлена только одна двухкомнатная квартира, при этом такой же общей площадью, что была в сносимом доме до переселения».
Кроме того, отмечает юрист, если ранее переселенцам предоставляли квартиры только в новых домах, то теперь Москва вправе переселять людей и во вторичный фонд. Не предусмотрено отныне и льгот для обитателей коммуналок: лозунг последних четверти века о ликвидации коммунального жилья останется, скорее всего, лишь в памяти москвичей, уверен Сухов.
«К сожалению, не могу комментировать эту ситуацию, у нас проходит приемка дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском», — заявил «СП» депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. В департаменте жилищных ресурсов столицы также отказались комментировать пока не вступивший в силу законопроект.
Один из сотрудников департамента жилищной политики на условиях анонимности рассказал «СП», почему городские власти инициировали поправки в законодательство. «Вы не знаете, до каких масштабов доходит „эпидемия хитрости“ у дорогих москвичей, когда дело доходит до сноса и расселения домов, — рассказал чиновник. — 20 человек, прописанных в одной квартире, чтобы потом им дали 3, 4 или больше новых квартир, это совсем не редкость, а бывает и еще больше».
О своем видении ситуации изданию рассказала Галина Хованская, депутат Госдумы и один из ведущих экспертов по жилищной политике:
«СП»: — Скажите, нововведения в закон № 21 надо понимать именно в том смысле, что очередникам теперь не будут выдавать жилье по норме, а будут только равное по площади?
— Да, именно так это и надо понимать. Закон будет толковаться так, как этого захотят чиновники. Видимо, всё это прошло с подачи департамента жилья. Говорили о «коррупционности» предыдущего закона… Ничего коррупционного предыдущая формулировка не содержала, потому что требовала согласия очередника. Очередник мог, конечно, не соглашаться ехать куда-то в тьмутаракань.
А сейчас поменяли на формулировку, которую можно трактовать, в том числе и так: что только плановым очередникам будут предоставлять жилье по норме. Формулировочка лукавая: «с учетом…». А как будет учитываться? Это решит чиновник.
А ведь была вполне работающая и учитывающая интересы жильцов норма, я ее когда-то сама писала. Если вы очередник, независимо от года постановки — вам предоставят жилье по нормам. И социальным нанимателям — тоже. Теперь в отношении очередников написали такую формулировку, которая позволит не предоставлять жилье неплановым очередникам. Если они являются собственниками.
«СП»: — То есть собственников жилья это тоже коснется?
— Всех касается. Если очередник собственник — а это вполне возможно, статус очередника зависит лишь от метража и пригодности жилья к дальнейшему проживанию.
«СП»: — Так ведь собственникам компенсируют по стоимости жилья…
— Правильно, неочередникам компенсируют по стоимости. Здесь как раз ничего не поменялось.
«СП»: — Можно ли говорить, что вскоре очередь вообще отменят? К этому идет?
— Ну, я бы так не стала говорить. Тут всё зависит даже не от Москвы, а от состояния финансов государства. Но пока что у нас, наоборот, нефть поперла вверх в связи с волнениями в арабских странах.
«СП»: — Кто пострадает больше всего?
— Основной удар наносится по неплановым очередникам, причем собственникам. Они могли рассчитывать на предоставление квартиры по нормам, как очередники. Вне зависимости от года постановки. Теперь не могут.
«СП»: — И жители коммуналок действительно не защищены дополнительно? Расселение таких квартир уже никак не регламентируется?
— Ничего уже не регламентируется. Будут переселять точно так же — если у очередника была комната в коммуналке, его могут переселить в комнату в коммуналке. Несмотря на то, что он очередник. Но неплановый, не 20 лет простоял, а только 18!
Я так толкую эту норму. Собираюсь обратиться в прокуратуру — странным образом они борются с коррупцией, в ущерб москвичам!
«СП»: — По-вашему, это новая жилищная политика команды Собянина?
— Нет, не думаю, что это Собянин. Наверняка это была инициатива Департамента жилья, которому надоело давать большую площадь неплановым очередникам при переселении. Они везде ужимают — я наблюдаю эту картину уже в течение 6−7 лет. Шаг за шагом изымаются все нормы, которые были в интересах граждан.
«СП»: — Можете привести пару примеров?
— Конечно. Даже не пару. Вот, скажем, учитывалось раньше право на дополнительную площадь для тяжело больных людей — при постановке на учет и при предоставлении жилья. Теперь это право не учитывается. Второе — раньше из коммуналок нельзя было выписать людей, пока они не получили отдельные квартиры. Сейчас снимают с очереди пачками — особенно при передаче городу жилищного фонда бывших общежитий. Хотя бы они по 18 лет в очереди простояли.
«СП»: — А на каком основании снимают с очереди?
— Теперь жильцу коммуналки, если на твою долю приходится по 18 кв. м. общей площади, места в очереди не положено. Жалобы сыплются десятками, сотнями, люди не понимают, что происходит. Далее, была такая категория — долгожители коммуналок. Даже если всю жизнь жить в этой коммуналке — все равно это не основание для улучшения жилищных условий.
Было еще понятие «разных семей». Теперь оказывается, что разных семей в одном жилом помещении быть не может. Даже если из одной семьи после развода уже образовалось две или три — за 15, допустим, лет. Новые дети появились — а все равно, вы одна семья, «семья заявителя», как хитро написали в законе. Трудно их назвать членами семьи — но вот придумали такую хитрую формулировку. Если ковыряться, можно много порассказать.
«СП»: — Насколько это серьезная проблема в масштабах Москвы? Ведь у нас уже большинство квартир — отдельные и в собственности…
— В хороших домах да. В пятиэтажках меньше, всё зависит от качества жилья…
Одновременно с шагами московских законодателей ограничивать «эпидемию хитрости» решили и на федеральном уровне. В Госдуму в понедельник, 31 января внесли законопроект, который вносит коррективы в Жилищный кодекс и ряд других законов. «Предлагается установить размер минимальной доли в праве собственности на жилое помещение в зависимости от его общей площади», — рассказал журналистам инициатор проекта поправок Павел Крашенинников. — Так, при общей площади до 30 квадратных метров доля в праве собственности должна составлять не менее 1/3, для жилых помещений площадью от 30 до 60 квадратных метров — 1/6, от 60 до 120 — 1/10. Указанные правила не распространяются на жилые помещения площадью свыше 120 квадратных, а также на случаи, когда доля в праве собственности возникает при наследовании жилого помещения".
Мотивация данных поправок, правда, не имеет отношения к расселению сносимых домов и жилищным очередям (оба этих фактора не работают почти нигде, кроме Москвы). Запретить массовую прописку планируется с тем, чтобы избавиться от института фиктивной регистрации. «Факты злоупотребления гражданами своим правом на владение и распоряжение жилыми помещениями широко известны, — заявил Крашенинников. — Прежде всего речь идет о ситуации, когда в одной квартире или даже комнате зарегистрированы десятки, а то и сотни граждан».
«Понятно, что такая регистрация носит чисто формальный характер, а зарегистрированные граждане не только не появляются „по месту жительства“, а порой и не знают, где оно находится, — продолжил депутат. — Такой способ зарабатывания денег некоторыми владельцами жилых помещений далеко не безобиден, поскольку позволяет легализоваться криминальным или экстремистским элементам».
Тем не менее, если все нововведения в жилищное законодательство, касающиеся москвичей, свести воедино, то станет очевидно: они открывают путь к окончательному расслоению столицы на «хорошие районы» и «гетто», причем вторая категория будет формироваться из тех, кто не может материально вложиться в свою жилплощадь.
Механизм собран почти безупречный. Экономически активные москвичи, отчаявшись улучшить жилищные условия при расселении (а эта схема работала годами и стала привычной), будут всеми правдами и неправдами добывать средства, чтобы улучшить эти жилищные условия за деньги. Они-то и будут получателями денежных компенсаций, они и будут въезжать в новые дома за доплату — ведь равнозначных «хрущевкам» квартир по площади в новостройках практически не бывает, а значит, без доплаты очередникам и прочим расселенцам будут предлагать «вторичный фонд».
Отметим, что в прошлом году затормозились две мощных «лужковских» жилищных программы: расселение (снос) пятиэтажек в массе своей заморожено до 2025 года, а программа сноса и реконструкции «некомфортного жилья» (в том числе девятиэтажек" - вовсе на неопределенный срок. Стало быть, у города появится достаточное количество «вторичных» квартир в разваливающихся «хрущевках» и «брежневках», чтобы помещать туда переселенцев из аварийных домов — тех, кто не согласится доплачивать за новостройки.
Прибавим к этому и сохранение коммуналок — ведь, поскольку для исторических домов в центре, где еще сохранились некоторые такие квартиры, инвесторы находят лучшее применение, жильцы старой Москвы поедут на периферию Центрального округа, в те самые бывшие фабричные общежития, обитателей которых в массовом порядке сняли с жилищной очереди.
В результате в течение десятка-полутора лет Москва окончательно разделится на дома для «чистой» (читай — платежеспособной) публики и гетто для тех, кто не в состоянии купить себе квадратные метры. Что не сделают чиновники по переселению — довершит рынок, ведь все, кто способен доплатить за вселение в «чистый» дом, попросту сбегут из «зон неблагополучия». Как будет выглядеть «сословная карта Москвы» — мы увидим в ближайшем будущем.
Фото: kalitva.ru