Очередное ЧП в Космических войсках России: геодезический космический аппарат военного назначения «Гео-ИК-2» под каталогизированным номером 37363, запущенный во вторник с космодрома Плесецк ракетой-носителем легкого класса «Рокот», в расчетное время на связь не вышел. Предполагалось, что «Гео-ИК-2» в интересах Генерального штаба с высоты в 1000 километров займется геодезическими измерениями высокой точности, обеспечит обновлении картографической модели Земли и уточнении ее геофизических параметров.
Это вторая наша серьезная потеря на орбите за последние два месяца. 5 декабря 2010 года столь же неудачно завершилась попытка вывода трех спутников российской системы глобального позиционирования ГЛОНАСС. Событию придавалось особое значение потому, что, в случае успеха, сигналы ГЛОНАСС впервые стало бы возможным принимать в любой точке Земли. Не сложилось. Разгонный блок ракеты «Протон» со спутниками упал в Тихий океан в 1,5 тысячи километров северо-западнее Гонолулу. Прямые потери от падения спутников ГЛОНАСС Роскосмос оценил в 2,5 миллиарда рублей.
Правда, тогда, в ожидании неизбежной скорой кадровой расправы глава Роскосмоса Анатолий Перминов попытался сделать вид, что ничего особенно не произошло. По его словам, «это никакая не катастрофа. Стартовая позиция не разрушена и люди не погибли, возникла техническая неисправность». В ответ на это гнев Кремля проявился немедленно. Помощник президента РФ Сергей Приходько выразил крайнее недоумение реакцией Перминова на случившееся: «Реакция руководства Роскосмоса на прозвучавшую жесткую критику президента хода реализации программы ГЛОНАСС вызывает крайнее недоумение». Помощник президента продолжил: «К счастью, это действительно не катастрофа, но это совершенно исключительное ЧП. И крайне странно, что руководство Роскосмоса считает отсутствие человеческих жертв и неразрушение стартовой площадки критерием оценки реализации важнейшей госпрограммы».
Судя по всему, теперь Перминову не удастся надолго задержаться на своем посту. Говорят, его отставка предрешена и последует вскоре после завершения работы представителей Генпрокуратуры, которые, по указанию президента Дмитрия Медведева тут же начали проверку Роскосмоса и предприятий ракетно-космической отрасли, связанных с программой ГЛОНАСС.
Понятно, что в подобной обстановке любая новая неудача в космосе способна мгновенно привести и к мгновенным кадровым крушениям. Наверняка это хорошо понимают и в Космических войсках. Вряд ли случайно работу боевого расчета, производившего во вторник запуск военного спутника «Гео-ИК-2» с Плесецка, лично возглавил командующий войсками генерал-лейтенант Олег Остапенко. Увы, ситуацию это не спасло.
Через две минуты после старта с Плесецка «Рокот» был взят на сопровождение средствами Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами имени Титова. Через полтора часа в зоне радиовидимости наземных средств связи космический аппарат должен был отделиться от ракеты-носителя. Однако в расчетное время спутник не вышел на связь. И даже спустя еще два часа его судьба Космическим войскам была неизвестна. «Возможно, спутник упал, возможно, находится не на заданной орбите», — сообщил журналистам источник в центре управления.
Как ни странно, судьбу «Гео-ИК-2» выяснили лишь американцы. Они сообщили нам из-за океана, что российский спутник оказался на более высокой, чем предполагалось орбите. Почему — с этим предстоит разбираться. Радует, однако, хотя бы то, что связь с нашим космическим посланцем удалось возобновить. Все его системы, как выяснилось, работают штатно. И теперь специалисты ломают головы над тем, удастся ли спустить его пониже. Топлива на «Гео-ИК-2» на такую операцию может и не хватить. Тогда толку от него будет.
Невольно возникают сомнения в случайности обоих почти совпавших по времени неудач. Тем более, что и та, и другая связаны, главным образом, с военным космосом.
О том, что дела в этой сфере у нас давно плохи, в конце минувшего года на специально организованной пресс-конференции публично предупредила группа отставных военачальников. Так, по словам бывшего начальника вооружений Вооруженных сил РФ генерал-полковника Анатолия Ситнова, в этой области, а также в области Воздушно-космической обороны, за постсоветский период страна уже потеряла более 300 уникальных технологий. Предприятия отрасли не дают прибыли частным владельцам, поэтому многие оказавшиеся в их руках заводы просто разваливаются.
«Между тем, известно: кто владеет космосом, тот владеет миром. Когда мы выводили с испытательной целью в космос боевые лазеры, нам говорили, что милитаризации космического пространства быть не должно, и мы прекратили. А США продолжают испытывать подобное вооружение», — заявил Ситнов.
В общем, год 50-летия знаменитого гагаринского прорыва на околоземную орбиту Россия встречает грустно. Ракетно-космическая отрасль с опасениями и надеждой ждет 24 февраля. На этот день намечена новая попытка все же вывести в космос очередной спутник системы ГЛОНАСС. Если, не дай Бог, снова ничего не получится, со своих вполне земных служебных орбит могут посыпаться многие.
Почему же нас преследуют неудачи? С этим вопросом корреспондент «Свободной прессы» обратился к руководителю Центра проблем стратегических ядерных сил Академии военных наук, доктору технических наук, профессору, генерал-майору в отставке Владимиру Дворкину, бывшему начальнику 4-го НИИ Минобороны РФ.
«СП»: — Как вы полагаете, очередные наши трудности с выводом на орбиту спутника свидетельствуют о серьезных проблемах отечественного военного космоса?
— Ни о чем они не свидетельствуют. Рядовой эпизод, такие бывали и раньше, наверняка будут и впредь. Тем более, что спутник в результате нашли и связь с ним установлена.
«СП»: — Но нашли-то не мы, а американцы.
— Ну и что? Спасибо им за это большое. Важно, что работает он теперь на Россию.
«СП»: — Но сам факт произошедшего может привести к отставкам высокопоставленных лиц в Космических войсках и в Роскосмосе?
— Не думаю. Впрочем, даже если это в скором времени и произойдет, то не по причине заминки с «Гео-ИК-2». Это будет результат накопившегося в Кремле недовольства положением дел в области освоения космического пространства.
«СП»: — Выходит, недовольства у руководства страны все же через край?
— По-моему, это очевидно. Только не в одном спутнике дело.
Комментарий руководителя Центра военного прогнозирования полковника запаса Анатолия Цыганка.
«СП»: — Как вам ситуация, при котором российские Космические войска теряют на орбите собственный спутник, а американцы его без труда находят?
— Чему удивляться? В освоении космического пространства мы отстаем от США лет на 10. Достаточно посмотреть, что происходит с долгожданной российской системой глобального позиционирования ГЛОНАСС. Если помните, она должна была начать работать в полном объеме еще в прошлом году. Не работает до сих пор.
«СП»: — Однако ГЛОНАСС — система не чисто военная, она — двойного назначения.
— Правильно. Но что это меняет? Гражданские, безусловно, могут ее использовать. Но прежде всего в этой работе заинтересовано Министерство обороны РФ. Война с Грузией в 2008 году все наглядно показала. Противник нанес большие потери российской авиации своими комплексами ПВО «Бук». По логике современной войны уничтожить эти «Буки» высокоточным оружием следовало еще до взлета самолетов. Как это делали американцы в том же Ираке. У нас, что, не было на Кавказе этого оружия? Было. Но эффективно использовать его оказалось невозможно потому, что без космических средств позиционирования не удавалось точно «привязать» к местности данные разведки. «300 метров вправо — 500 влево» — так высокоточное оружие не работает. Американцы воспользоваться сигналом своей системы GPS не дали, наша ГЛОНАСС не работала и не работает. Вот мы и несли потери. А знаете, сколько времени занимает в министерстве обороны расшифровка снимков, полученных с космических спутников?
«СП»: — Понятия не имею.
— Я вам скажу. Около полутора суток. Какова ценность этой информации, если обстановка на поле боя меняется буквально поминутно? Кстати, теми же снимками из космоса пользуется и МЧС России. Там, например, утверждают, будто таким образом держат под контролем лесные пожары в труднодоступных районах. Просто бредятина! Цену этого контроля вся Россия имела возможность оценить прошлым летом. А все почему? Потому что информацию со спутников в МЧС расшифровывают еще дольше, чем военные — до двух с половиной суток. Представляете, на какую таежную площадь способно распространиться пламя за этот срок?
Из досье «СП».
В 1991 году, на пике советского военного могущества, ежегодник Министерства Обороны США/Departmernt of Defense «Советская Военная Мощь"/Soviet Military Power констатировал, что в военно-технической области СССР отстает от США. Но тем не менее, утверждал ежегодник, Советский Союз обладает превосходством над США в пяти сферах из тридцати одной. Две из них — противоракетная оборона и программы противодействия вражеским спутникам — непосредственно связаны с космосом. В девяти сферах обе державы обладали примерно равными возможностями.
К началу 1990-х годов советская военно-космическая программа по многим показателям превосходила американскую. СССР обладал вдвое большим количеством типов космических аппаратов и провел в пять раз больше космических запусков, чем США. СССР были единственной страной мира, обладавшей постоянной орбитальной станцией и проводившей там военные эксперименты. СССР также обладал единственной в мире системой наземного базирования, способной уничтожать спутники на низких орбитах. По данным Космического Командования ВВС США/Air Force Space Coomand СССР и Россия провели 38 испытаний систем уничтожения вражеских спутников — большинство из них были успешными. Также было проведено 18 испытаний возможностей космических аппаратов по обстрелу наземных целей.
Фото: iss-reshetnev.ru, khrunichev.ru