События в Тунисе, затем в Египте и теперь уже — по всему арабскому региону — заставили по-другому смотреть на население бунтующих стран. В обывательском представлении «дикари» оказались более продвинутыми — культурно и информационно — чем, например, население России. Новости распространялись мгновенно, использовались те средства коммуникации, о которых наша оппозиция пока только грезит. И не случайно массовые протесты в Египте начались после отключения социальных сетей Твиттера и Фейсбука — этот акт информационного вандализма переполнил чашу терпения.
Первые волнения, как считают наблюдатели, начались с известного сайта WikiLeaks — очередная порция публикаций дипломатической переписки рассказала народу Туниса о той роскоши, в которой живёт правящая верхушка страны. Для безработных — но при этом образованных и знающих, как пользоваться Интернетом — WikiLeaks стал «искрой, из которой разгорелось пламя». Да, настоящие протесты в Тунисе начались после самосожжения уличного торговца, у которого полицейские отобрали ящики с фруктами, и серии аналогичных самоубийств в Египте — но сами по себе такие события не смогли бы запустить революцию. Да и кто бы об этом услышал — при монополии государств на средства массовой информации?
Для WikiLeaks волнения в арабских странах — очередной предмет для гордости, «мы влияем на мировую политику. Но администраторы сайта признают — настоящим массовым агитатором и пропагандистом стало единственное независимое, неподконтрольное локальным властям СМИ — телеканал Аль-Джазира.
Вот что по этому поводу сообщает Викиликс в Твиттере WikiLeaks: «Да, возможно мы внесли свой вклад в события в Тунисе и Египте. Но давайте не будем забывать про слона в этой комнате: Аль-Джазиру и спутниковые тарелки».
Почти на всю неделю протестов в Египте Аль-Джазира отказалась от традиционной сетки вещания. Её корреспонденты круглосуточно передавали новости с места событий. Иной раз там висела одна и та же «картинка»: например, общим планом центральная площадь Каира Аль-Тахрир.
Представить такое вещание на российских каналах невозможно в принципе: даже в тот день, когда террористы взорвали «Домодедово», только новостные «Вести-24» оперативно дали информацию о взрыве — спустя полчаса после трагедии («Вести-24» смотрит 2% аудитории, в тот день — менее 1%). На «Первом канале», «России 1» и НТВ сетку вещания ломать не стали — конечно, это можно оправдать фразой «у нас не новостные каналы», но за что тогда государство даёт им деньги на покрытие 100% территории страны?
То, что для России немыслимо, для Аль-Джазиры — норма, за это, собственно, её и смотрят. В Египте её журналистов задерживали, военные изымали камеры. Власти отключили вещание канала на страну (спутник, впрочем, отключить им было затруднительно), ведущих каирской студии чуть было не арестовали прямо в эфире — но обошлось.
Что такое Аль-Джазира
Канал был основан в 1996 году в Катаре. Своим декретом эмир Шейх Хамад бин Халифа выделил ей кредит в 137 млн долларов. Планировалось, что беря деньги в долг — вместо прямого безвозмездного государственного финансирования — канал сможет обеспечить себе независимую от властей редакционную политику.
Аль-Джазира начала вещание в конце 1996 года, причём значительная часть сотрудников перешла работать из арабской редакции Би-Би-Си — её совладельцем были власти Саудовской Аравии, и, поскольку саудовскому правительству не понравилось то, о чём снимают и пишут корреспонденты, вещание было прекращено по требованиям цензуры.
Получив изначальный грант в 137 млн долларов, Аль-Джазира планировала выйти на окупаемость к 2001 году. Однако, этого сделать не удалось, и эмир Катара согласился дать ещё несколько поддерживающих займов. Помощь осуществлялась в течение нескольких лет, и на данный момент неизвестно, поступает ли она до сих пор. Последние данные на этот счёт относятся к 2004 году — тогда канал получил от 30 до 50 млн долларов. Тогда же назывались цифры общего бюджета компании — 120 млн долларов в год. Основные источники доходов — это реклама (40%), продажа контента кабельным сетям, и торговля эксклюзивной «картинкой» с места событий.
Впрочем, это официальные цифры. Скорее всего, полноценное телевещание на двух языках — арабском и английском, корпункты почти во всех странах Востока, сотни журналистов по всему миру, техника и тому подобное обходятся дороже. Назывались цифры вплоть до 5 млрд долларов — якобы, такие деньги вкладывались в первые годы запуска канала. В 2010 году The Economist дал неподтверждённые данные о «щедрости эмира Катарского», который якобы продолжает помогать каналу минимум на 400 млн долларов в год.
Так или иначе, продукт получился качественнее, чем у многих западных телеканалов. Аль-Джазира конкурирует с такими гигантами, как CNN и Fox News. Согласно опросу, проведённому в Британии «каким новостям вы доверяете больше всего», среди 2000 человек Al-Jazeera English выбрали 33%, а традиционные BBC и ITV новости набрали по 6%.
Правда, в Америке конкурировать сложнее — крупные кабельные операторы в Соединённых Штатах отказываются включить канал в свой пакет, а СМИ «постоянно демонизируют Аль-Джазиру». Скажем, в Вашингтоне запуск вещания состоялся только в 2009 году. Аналогичное отношение к каналу и в Израиле — он там тоже считается «вражеским», так как предоставляет слово террористам (к примеру, показывает видеообращения Усамы Бин Ладена).
Впрочем, независимость телеканала часто ставится под сомнение. Руководит Аль-Джазирой родственник главы Катара, редакция получает деньги от правительства — пускай и в долг. Соответственно, само вещание иногда становится предметом политического торга — и это очень серьёзный аргумент в дипломатии на Востоке.
Согласно публикациям Wikileaks, премьер-министр Катара Хамад бен Джасем аль-Тани предлагал президенту Египта Хосни Мубараку прекратить вещание в обмен на помощь Египта в урегулировании палестино-израильского конфликта.
В записке американского дипломата, сделанной после встречи премьер-министра Катара с влиятельным американским сенатором Джоном Керри, говорится, что предложение закрыть телеканал глава правительства Катара сделал Хосни Мубараку, после того как глава Египта объявил канал источником проблем в своей стране. При этом американский чиновик ссылался на данные главы правительства Катара.
«Катар беспокоится о Египте и его гражданах, в которых возрастает нетерпимость. Мубарак говорит, что Аль-Джазира — «источник проблем Египта». Впрочем, как видно, договорённость не состоялась, и теперь Мубараку есть о чём пожалеть.
Российский опыт
Перенести пример Аль-Джазиры наверняка можно и на Россию — не сказать, что наши журналисты чем-то хуже арабских. «Русская Аль-Джазира» должна, по идее, соответствовать нескольким непростым требованиям:
Эксперименты по созданию подобных телеканалов уже были, но все эти попытки можно считать провальными.
Исторически первым таким опытом стала «Межгосударственная телерадиокомпания «Мир». Её основали как «СМИ, объединяющее СНГ» — примерно в то же время, когда было создано Содружество, в 1992 году. Первоначально редакция делала передачи, которые вещались другими каналами, с 2003 года — запустила собственный эфир.
Первое время деньги на создание канала давали 8 республик, подписавшие договор Содружества — тогда доля участия стоила около 100 тысяч долларов. Постепенно канал дорожал — для собственников: в 1994 году его содержание обошлось уже в 8 млн долларов. Кроме того, российское государство подарило телеканалу право на беспошлинный ввоз товаров, чем менеджмент активно пользовался. В 1998 году «Московские новости» писали о том, что по документам таможни «Мир» импортировал в страну продукции, никак не связанной с ТВ, на 250 млн долларов. Естественно, при таком бизнесе на нормальное полноценное вещание времени уже не оставалось. Грандиозные планы по выходу на самоокупаемость провалились.
Сейчас «Мир» по-прежнему финансируется из бюджета СНГ. Правда, сумму «помощи» в Исполнительном комитете СНГ «Свободной прессе» озвучить отказались. «Мы не стремимся афишировать бюджет СНГ», — заявили в пресс-службе комитета — «И не можем предоставить вам такой информации». В самой телекомпании на вопрос ответить так же затруднились.
Однако, судя по открытым данным российского бюджета, канал отнюдь не бедствует. В 2009 году Россия профинансировала «Мир» на 1 млрд 298 млн рублей (почти 44 млн долларов, сравните с помощью «Аль-Джазире»), в 2010-м — на 1 млрд 520 млн рублей (51 млн долларов). То есть суммы не только выделяются постоянно — они ещё и растут!
Это только с российской стороны. По идее, ещё почти столько же должны давать и другие страны-члены СНГ. Но, в отличие от России, которая выделяет на дружбу народов 7 млрд рублей ежегодно, наши соседи экономнее — скажем, Казахстан даёт всего лишь около 35 млн рублей, а Белоруссия — менее 30 млн. Даже если бы эти суммы целиком уходили «Миру», погоды бы они не сделали. В Узбекистане вещание канала вовсе запрещено, следовательно, оттуда не приходит ни копейки. (Вообще, судя по суммам — СНГ как организация сейчас нужна только России, но это другая тема).
Второй проект, который стоило бы упомянуть — это RTVi, он же — Эхо-ТВ. Канал был создан на развалинах «старого НТВ» Владимиром Гусинским, там долго работали кадры, которые так и не смирились с разгромом редакции. Вещание — платное, и исключительно через спутник. Соответственно, основная аудитория — бывшие «наши», живущие в Израиле и США. Редакционная политика — жёстко оппозиционная, поэтому за годы существования канала никто не рискнул взять такой контент в свой «кабель» или эфир.
Впрочем, деньги на этот проект Гусинский давал очень скромные (поверьте как человеку, который провёл 2 месяца в этой редакции в качестве стажёра — авт.). А с приходом в главные редакторы экс-ведущего «Итогов» Евгения Киселёва ситуация стала критической. Сотрудники канала в частных беседах говорили, что заплата, которую он себе выписал, оказалась неподъёмной для бюджета. В результате и без того маленькую новостную редакцию расформировали, и сейчас канал окончательно превратился в «шоу говорящих голов» — на большее денег не хватает.
Третий проект запущен относительно недавно, в конце 2005 года. На базе информационного агентства «РИА Новости» был создан канал «Russia Today». Его миссия — показать «человеческое лицо» российской действительности. Как утверждается, «Рашу Тудей» решили создать как раз после успеха «Аль-Джазиры», поэтому по замыслу он ближе всего к рассматриваемому примеру.
Камеры «Russia Today» часто можно увидеть на антиправительственных мероприятиях, даже самых микроскопических — Запад должен видеть, что в России есть оппозиция, и государственные СМИ не игнорируют её существование. Запущено вещание на нескольких языках — английском, арабском и испанском.
Что касается денег, то тут Аль-Джазира, конечно, не выглядит богаче: в 2005—2006 годах на нужды канала из федерального бюджета выделялось по 30 млн долларов ежегодно, в 2007 году — 2,4 млрд рублей. В 2008 году было выделено 3,6 млрд рублей. В текущем году строчка в бюджете «ТВ-Новости» весит уже 11,4 млрд рублей, или почти 400 млн долларов (!!!) Естественно, возвращать эти средства никто не собирается, и окупаемость проекта попросту не предусмотрена.
Рейтинги «Russia Today», как сообщает сам канал, вполне конкурентноспособны: согласно данным исследования, проведенного ведущим рейтинговым агентством США Nielsen Media Research в Вашингтоне, RT обгоняет по популярности немецкий Deutsche Welle, французский France 24, европейский Euronews и китайский CCTV-9. При этом ежедневная аудитория RT превышает аудиторию Al Jazeera English в шесть с половиной раз — с учётом того факта, что вещание последнего в США под «мягким» запретом.
В Восточной Европе «русскую Аль-Джазиру» хорошо смотрят в премиальном сегменте — тут RT обгоняет Bloomberg, Deutsche Welle, Al Jazeera English и France 24. Кроме того, как сообщает пресс-служба телекомпании, рейтинги Russia Today выше, чем у катарского телеканала в мегаполисах Юго-Восточной Азии. Несколько больше, как считают в RT, и интернет-аудитория российского телеканала.
Сколько стоит пропаганда
Если считать вместе с «Миром» и «Звездой», которую содержит Министерство обороны, то в этом году государство планирует потратить на средства массовой информации более 62 млрд рублей (или 2 млрд долларов). Все статьи расходов не позволит привести формат материала. В таблице ниже приведены те СМИ, расходы на которые превышают 1 млрд рублей. Телевидение, естественно, самая дорогая для государства сфера — особенно это касается телеканала «Россия». На него уходит больше 635 млн долларов! Несколько дешевле обходится «Russia Today» — пропагандистский рупор, развёрнутый на Запад, в этом году стоит 385 млн долларов.
И это только цифры прямой поддержки телевещания. На телепроизводство «социально значимых» и «патриотических» программ идёт более 1 млрд рублей. Эти деньги уже «размазываются» по всем каналам — от «Первого» до последнего кабельного. Плюс многочисленные статьи «патриотического воспитания» и компенсации уплаты налогов за недвижимое имущество. В общем, федеральный «информационный бюджет» в 2 млрд долларов — сумма круглая, но не окончательная. Многие программы поддерживаются из ведомственных фондов — скажем, активно вкладывается в телевидение МВД. И — при всей этой господдержке — телеканалы ещё и зарабатывают на рекламе!
При этом пугают не сами цифры расходов (скажем, сумма всех трат бюджета Костромской области в 2011 году — 17 млрд рублей, это вместе с врачами-учителями-дорогами, а также с собственными региональными газетами и телеканалами; то есть на деньги, выделяемые на ГосСМИ, можно содержать 3 средних российских региона, и ещё останется на доплаты пенсионерам). Пугает неэффективность этих расходов. Если арабы смогли за 15 лет построить одно из лучших СМИ в мире, вкладывая в сотни раз меньшие деньги, и добиться окупаемости проекта, то каким результатом может похвастаться Россия? Разве что рейтингом правящего тандема.
Впрочем, появись подобный Аль-Джазире канал в России, далеко не факт, что он набрал бы достаточные рейтинги и окупился на рекламе. Российский телезритель уже давно отвык от серьёзной подачи информации. В качестве индикатора можно привести тиражи самых влиятельных и качественных отечественных газет — «Коммерсант» выходит в количестве 75 тысяч штук, и аналогичным тиражом — «Ведомости». Увы, даже при наличии сверхталантливого телевидения наш зритель предпочтёт условного малахова, который 24 часа в сутки, семь дней в неделю будет поливать его мочой с экрана.