За последние два месяца Россия потеряла три дорогих спутника национальной системы глобального позиционирования ГЛОНАСС, отправив их точечно в акваторию вблизи Гавайских островов, а 1 февраля на орбиту не смог выйти еще один аппарат — формально геодезический спутник «военного назначения» «Гео-ИК-2». На самом деле, как утверждают информированные источники, это тоже был спутник ГЛОНАСС, который начальство в «Роскосмосе» постаралось отправить побыстрее на орбиту, чтобы загладить позор предыдущей неудачи.
Но не получилось. Разгонный блок и спутник российское космическое агентство потеряло из виду после старта и долго не могло найти в околоземном пространстве. Помогли американцы — командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) оперативно засекло российский аппарат, каталогизировало его и поделилось информацией с «Роскосмосом».
В результате вместо круговой орбиты по перигею 1000 километров, «геодезический» спутник оказался на «нештатной» с апогеем в 1021 километр и перигеем всего в 369 километров. Это означает, что его солнечные батареи не смогут вырабатывать нужное для его полноценного функционирования количество энергии. Толку от того спутника будет немного и рано или поздно он окончательно выйдет из строя.
Прямой ущерб от этих неудач составляет около 6 млрд рублей, не считая косвенных расходов. Когда в июле 2010 года я опубликовал в «Свободной прессе» пост о развале в российской космической отрасли, я писал, что ее деградация уже зашла слишком далеко. Не прошло и нескольких месяцев, как в этом можно убедиться воочию.
Попробую вкратце обрисовать основные направления развития современной космонавтики и посмотреть участие России в них.
Орбитальные спутники
Россия «проспала» развитие электроники и потеряла даже то, что имелось у нее еще при СССР. С учетом же развала связки между производством и наукой, а также деградации этих компонентов, ситуация выглядит печальной. Ведь именно от качества электронной начинки, узлов и агрегатов зависит долговечность аппарата на орбите. Сейчас средний возраст «жизни» западных спутников составляет от 7 до 12 лет. Благодаря этому окупаются не только расходы на их запуск (если тут присутствует коммерческая часть), но они приносят еще и прибыль.
ГЛОНАСС
Эту систему, на которой сейчас хотят неплохо заработать некоторые «равноудаленные» олигархи, лоббирующие внедрение навигаторов где только можно, Россия мучает уже 30 лет. Как ответ на американскую GPS. Но если та давно и успешно работает, то российская система все еще никак не готова. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен на орбиту еще чуть ли не при Брежневе, в 1982 году. К 1996 году группировку на орбите удалось нарастить до «штатных» 24 аппаратов, однако спустя 5 лет их осталось в строю лишь 6.
Главная причина — «недолговечность» спутников. Хотя срок их штатной работы увеличен был до 5 лет, проклятые железяки продолжали ломаться и выходить из строя. В 2001 году Россия запланировала сформировать группировку в количестве 24 аппаратов к концу 2009 года. При этом было запланировано, что территория России будет «покрыта» системой к концу 2007 года.
Естественно, выдержать намеченные сроки не удалось. В итоге с опозданием пусть и на год, но 18 спутников все же оказались на орбите. В декабре 2009 года глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов клятвенно заверил бывшего российского президента Владимира Путина в том, что к концу 2010 года система наконец-то заработает и в глобальном масштабе. Что дальше было, известно всем. Сейчас в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС осталось 22 работающих аппарата, и еще 4 находятся в режиме техобслуживания. Проще говоря, это спутники, вышедшие из строя по тем или иным причинам.
Я думаю, что России удастся не мытьем, так катанием все же сформировать на орбите нужное количество работающих спутников. Проблема в одном. Сможет ли Россия поддерживать ее работоспособность в условиях, когда каждый год несколько аппаратов будет выходить из строя? В 2009 году, когда на орбите насчитывалось 20 спутников, из эксплуатации на тот или иной срок выключалось 6. Из них 3 вышли из строя на достаточно продолжительное время.
Впрочем, чем чаще будут выходить из строя глонассовские аппараты, тем больше средств освоят их производители. Так что даже от металлолома на орбите можно извлечь выгоду.
Телекоммуникационные спутники
В этой области Россия перешла как на прямую закупку импортных спутников, так и к отверточной сборке для них лишь корпусов. Все «мозги» в них — иностранные. Поэтому неудивительно, что срок службы этих аппаратов мало отличается от западных образцов и составляет в среднем 8−12 лет.
Семейство спутников «Экспресс-АМ» создано при участии французской компании Thales Alenia Space (также участвует и ее итальянское подразделение, ибо компания принадлежит французскому оборонному концерну Thales и итальянской Finmeccanica), бельгийской Newtec и японской NEC/TOSHIBA Space Systems.
Наиболее успешная серия частных спутников «Ямал», принадлежащих «Газпром-космосу» (Газком), также характеризуется высокой надежностью. Первый аппарат был выведен на орбиту в 1999 году («Ямал-102», «Ямал-101» пропал без вести после выхода на орбиту), два других («Ямал-201» и «Ямал-202») — в 2003 году. Тендер на их изготовление РКК «Энергия» выиграла в 1997 году. Спутники, напичканы оборудованием фирм DASA (Германия), NEC (Япония), Space Systems/Loral (США), Alenia Spazio (Италия).
Однако спустя всего несколько лет та же корпорация «Энергия» оказалась не в состоянии изготовить модернизированные спутники «Ямал-300». В 2005 году «Газком» заключил контракт с ней на проектирование, изготовление и запуск в декабре 2008 года двух новых аппаратов. Было переведено 50% предоплаты. Тем не менее, «Энергия» провалила все сроки, а ее представители потребовали увеличения суммы контракта.
В итоге запуск спутников «Ямал-300» планируется лишь на середину 2011 года, причем с другим уже подрядчиком — французской компанией Thales Alenia Space France.
Пару слов о составе группировки российских телекоммуникационных спутников. По данным ФГУП «Космическая связь», конец 2008 года группировка состояла из 11 аппаратов. 5 — спутники семейства «Экспресс-АМ». Плюс спутники телерадиовещания «Бонум-1» (это американский аппарат, произведен компанией Hughes Space and Communications) и W4 (полностью изготовлен во Франции). Работают эти аппараты на орбите по 10−12 лет.
Сейчас для «Космической связи» создается аппарат «Экспресс-АМ4» — делается он при прямом участии европейского концерна ADS Astrium и на базе платформы Eurostar 3000.
Система орбитальной спутниковой связи «Гонец» начала разворачиваться еще с 1996 года и состоит из 9 спутников. Чтобы довести эту систему до уровня минимальной функциональности, необходимо отправить в космос еще, как минимум, 9 аппаратов. В штатном же виде эта система должна состоять из 45 аппаратов, и не сложно подсчитать, сколько времени займет у России ее формирование.
Метеорологические спутники
В январе 2011 года Россия запустила в космос геостационарный метеоспутник второго поколения «Электро-Л», разработанный в НПО имени Лавочкина. Стоит заметить, что разработка этого аппарата была начата еще в 2000—2001 годах, а вывод его на орбиту был изначально запланирован на 2006 год. Затем запуск многократно переносили, пока это не случилось 20 января 2011 года. В 2004—2009 годах Россия после выхода из строя аппарата системы «Метеор», вообще не имела ни одного многофункционального метеорологического спутника на орбите, и закупала данные у Японии и США. Сейчас на орбите с учетом «Электро-Л» работают два таких спутника. Вообще же, систему «Метеор» к 2015 году планируют укомплектовать еще 5 спутниками. С учетом того, сколько делали и готовили уже запущенные, сложно сказать, удастся ли уложиться здесь в сроки.
Таким образом, видно, что настоящим бичем российской орбитальной спутниковой космонавтики являются не столько неудачные запуски, сколько постоянный срыв сроков производства аппаратов. Однако, если на орбиту спутник рано или поздно вывести все же можно, то вот на программах исследования автоматическими зондами других планет такие свойства ставят крест.
Между тем, именно сбор информации о соседних с Землей планетах космическими станциями является одним из самых перспективных направлений мировой космонавтики. Россия в этой сфере практически полностью отсутствует.
Марс
В последний раз Россия (тогда еще СССР) отправляла межпланетные зонды к красной планете в 1988 году. Это был знаменитый и интереснейший проект «Фобос», состоявший из двух аппаратов — «Фобос-1» и «Фобос-2». Один из них вообще не долетел до красной планеты, второй добрался до Фобоса, но спустя два месяца — как раз перед спуском на спутник Марса двух модулей — прекратил работу. Спустя несколько лет уже Россия попыталась вывести в космос станцию «Марс-96», однако ракета-носитель взорвалась, а сам аппарат, напичканный дорогой импортной аппаратурой, сгорел в атмосфере.
Заметим, что NASA имеет сейчас на орбите этой планеты орбитальный зонд, а на ее поверхности — 1 работающий и 1 законсервированный (по сути, вышедший из строя) марсоходы. В России тоже есть свой проект очередного штурма красной планеты — «Фобос-Грунт». Он был утвержден еще в 1998 году, а запуск станции был запланирован на 2004, а затем на 2006 годы. Потом запуск перенесли на 2009 год, который был самым удобным из-за конфигурации положения Земли относительно Марса. Несмотря на отсутствие финансовых проблем, аппарат оказался не готов. Сейчас официальной датой старта «Фобос-Грунта» является ноябрь 2011 года, однако по косвенной информации известно, что вероятность этого события не очень велика.
Луна
На Луне Россия, если не считать отдельной аппаратуры в составе западных космических зондов (например, LEND в LRO) не была с 1976 года. На 2013 год запланирована автоматическая посадка станции «Луна-Ресурс» на поверхности спутника Земли. Станция должна вывести на орбиту Луны индийский спутник «Чандрайян-2», а на поверхность спустить индийский луноход. По сути, это практически полное повторение миссии автоматической станции «Луна-9» (1966 год), которая стала первым советским аппаратом, совершившим успешное «прилунение».
Насколько удачным окажется нынешний римейк, сказать сложно. СССР в свое время понадобилось около десятка неудачных запусков, чтобы добиться такого результата. Еще один российский аппарат — «Луна-Глоб» должен сесть на Луне в 2014 году (изначально планировалось это осуществить в 2010 году). Список задач: автоматическая посадка, исследование грунта и воды, доставка радиомаяка для будущих экспедиций. Это все те же 60−70-е годы прошлого века. По функционалу — нечто среднее между миссиями советских станций «Луна-14» (1968 год, проработала 2,5 месяца на орбите Луны) и «Луной-16» (1970 год), только без забора лунного грунта и отправки его на Землю.
К этой стадии Россия перейдет лишь после 2015 года. Интересно сравнить нашу деятельность с планами других космических держав на Луне.
США. На орбите Луны с 2009 года работает спутник NASA LRO (Lunar Reconnaissance Orbiter), доказавший наличие на ней воды, а также составивший ее трехмерную карту. В 2011 году к Луне будут отправлены два аппарата научной программы GRAIL по исследованию гравитационного поля спутника Земли. В 2013 году на его орбиту планируется запуск зонда миссии Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer (LADEE), который будет исследовать атмосферу Луны. В конце 2013-го — начале 2014 года американцы высадят на Луне в рамках проекта Project M человекоподобных роботов. Сейчас такой робот — Robonaut-2 уже готов и тестируется на Международной космической станции. По сути, этим будет положено начало созданию на Луне постоянной американской базы.
Индия. Задачи этой страны пока скромные. Это вывод второго спутника на орбиту Луны в 2013 году и лунохода. Первый спутник Индии на орбите Луны — «Чандрайян-1» проработал там в 2008—2009 годах.
Китай. Пекин намерен не позднее 2017 года получить собственные образцы лунного грунта и около 2020 года высадить человека на поверхность спутника Земли. На орбите Луны побывали также два китайских спутника — «Чэнгу-1» (проработал почти 500 дней) и «Чэнгу-2», запущенный осенью прошлого года.
Европейский союз. Между 2016-м и 2018 годами Европейское космическое агентство (ESA) намерено высадить на южном полюсе Луны ровер. Этот аппарат будет собирать данные о строении лунной поверхности в этом районе спутника Земли, а также проведет ряд геологических исследований. Помимо этого в планах агентства значится создание постоянной автоматической станции на Луне до 2020 года.
Япония. Летом 2010 года эта страна анонсировала амбициозную программу по высадке на Луне до 2015 годов роботов и создания на ней постоянной автоматической станции. Японцы не исключают, что к 2025 году станция станет обитаемой.
Таким образом, без всякого преувеличения можно сказать, что упор в исследованиях в ближайшее десятилетие все космические державы сделают на Луне. И речь идет уже о колонизации спутника Земли — сначала роботами, а впоследствии и людьми. Бесспорным лидером здесь являются США, амбициозные планы — у Японии и Евросоюза. Российская же лунная программа представляется на этом фоне полным анахронизмом.
Впрочем, Россия вообще практически отсутствовала последние 20 лет в таких перспективных областях космонавтики, как автоматические межпланетные научные зонды, орбитальная астрономия (достаточно вспомнить орбитальные телескопы WISE, «Кеплер», «Хаббл»). Более того — России нет даже в числе стран, имеющих орбитальные научные спутники. Последний из них — «Коронас-Фотон» в сентябре 2009 года, после 9 месяцев работы на орбите вышел из строя. Никаких других подобных научных спутников у России на орбите больше нет (научный спутник МГУ «Татьяна-2» тоже сломался). Астрофизический спутник семейства «Спектр» (всего их запланировано три) безуспешно выводят на орбиту с 2007 года (новый старт намечен на 2011 год).
На таком фоне российские миссии к Марсу или Луне, пусть даже с ограниченными целями, выглядят немного авантюристическими. Это не говоря уже о том, что в 2016—2018 годах наша страна намерена отправить несколько миссий к Венере. Сейчас на ее орбите работает зонд Европейского союза Venus Express, а в конце 2010 года Япония отправляла к этой планете свою станцию «Акацуки», которая не смогла выйти на расчетную орбиту и теперь ее возвращение к Венере произойдет не ранее 2015 года.
Единственный сегмент космонавтики, в котором наша страна еще сохраняет свои конкурентные преимущества — это ракеты-носители. Однако если в США будет успешно реализована к 2013−2014 годам запланированная программа создания новых носителей, то и в этой нише позиции России могут оказаться серьезно ослабленными. Напомню, в 2010 году американская частная компания Space X сумела успешно испытать ракетоноситель Falcon 9, в том числе, и с транспортным модулем Dracon, позволяющим вывозить с орбиты груз весом до 2,5 тонн.
Освоение космоса сейчас становится уже не столько делом государственного престижа, сколько вектором развития всего человечества, у которого есть лишь один возможный путь экспансии. Благодаря автоматическим зондам и орбитальным телескопам ученые за последние 10−15 лет получили информации о соседних планетах и даже экзо-планетах, коих NASA уже насчитала более 1200, на порядок больше, чем за всю предыдущую историю космических исследований.
Смогут ли деградировавшие в «великой энергетической державе» промышленность и наука России адекватно отреагировать на стремительное развитие космонавтики в мире? Ответ на этот вопрос остается открытым.
Автор — главный редактор ИА InterRight
Фото: federalspace.ru