
Дмитрий Медведев продолжает эксперименты со временем. С осени этого года Россия попрощается с «зимним» переводом стрелок. Теперь запад страны будет опережать астрономическое время на два часа. Регионы восточнее столицы — на один час. Остальные часовые пояса — а их в России после прошлогодней реформы осталось 9 из 11 — тоже «подвинутся» ближе к Камчатке.
С переводом стрелок всегда возникает некоторая путаница — и выигрыш (равно и проигрыш) от путешествия во времени быстро оценить достаточно проблематично. Если упрощать, то с осени 2011 года мы все мы будем вставать на один час раньше. Грубо говоря — те, кто ходил на работу к 10, теперь будут начинать трудиться в 9, и так далее. Соответственно, и заканчивать день получится на час раньше.
Летом такой сдвиг чрезвычайно выгоден — по крайне мере тем, кто не привык проводить досуг дома. Например, в Москве самый длинный световой день — 21 июня — начинается в 3:19, солнце всходит в 4:39. Заход солнца — 22:20, а окончательно темнеет в 23:40. Если бы Москва жила по европейскому времени, без «декретной» и «летней» прибавки, то, соответственно, восход передвинулся бы на 2:39, закат — на 20:20. То есть мы получили бы светлую ночь, а самая темень приходилась бы на вечер — а для современного мегаполиса это «детское» время.
Иначе дела обстоят зимой. Световой день 22 декабря в Москве очень мал — всего около 7 часов. Его как не перемещай, всё равно и начало, и конец рабочего дня придутся на сумерки. Рассвет 22 декабря 2011 года произойдёт «по-новому» в 10:00, закат — в 16:53. «По-старому», соответственно, рассвело бы в 9:00, стемнело — около четырёх вечера. То есть мы получаем (в среднем) более тёмное утро и относительно светлый вечер.
Стоит отметить, что игры с «летним» и «зимним» временем актуальны как раз для средних широт, в которых проживает большая часть населения России. Ближе к экватору положение солнца мало зависит от времени года — скажем, для Момбасы в Кении (на 4 градуса южнее экватора) разница между самым длинным и самым коротким днём составляет всего полчаса — было бы из-за чего беспокоиться.
На севере (или, наоборот, ближе к южному полюсу) теряют смысл и часовые пояса — летом полярный день, зимой — полярная ночь, показания часов имеют чисто административное значение.
В России ситуация со временем достаточно сложная — страна имеет наибольшую в мире протяжённость с востока на запад. Как известно, 68% населения России, наша планета — почти круглая и обращается вокруг солнца. Кроме того, она поворачивается вокруг своей оси, отчего и происходит смена суток. Чем восточнее город, тем раньше там наступает рассвет. Беда в том, что столица России находится на её западном крае — и это значит, что когда в Москве утро, жители Камчатки уже уходят с работы.
Это, естественно, порождает определённые проблемы в управлении страной. Особенно при нынешнем режиме, когда любое своё действие чиновник вынужден согласовывать с «центром». В качестве альтернативы экспериментам со временем власть могла бы дать регионам немного больше пространства для манёвров. Однако, сейчас побеждает стремление к унитарности — поэтому было проще сначала передвинуть Камчатку или Самару на час западнее (чёрт с ними, с солнцем и астрономией), а потом Москву — на час восточнее.
Как Россия делила время
До революции Россия жила без всех этих новомодных глупостей. Более того, у империи был свой суверенный календарь — Юлианский (им по-прежнему пользуется Русская православная церковь). «По старому стилю» мы отставали от всего мира почти на две недели — когда в Париже наступал Новый год, у нас на календаре было 18 декабря. Отсюда, кстати, разночтения с религиозными праздниками — и католики, и протестанты, и православные отмечают Рождество 25 декабря, просто рассчитывают эту дату по-разному.
На радикальную реформу календаря решились только большевики — через три с половиной месяца после Октябрьской (ноябрьской) революции. Декретом постановлялось начинать февраль 1918 года сразу с 14 числа.
Спустя год декретом Совнаркома было введено поясное время. Страну разделили на 11 часовых поясов. Теоретическая база простая. Окружность Земли — 360 градусов, поделить на 24 — получится по 15 градусов на пояс. Отсчет времени идет от нулевого, или Гринвичского меридиана. России достались пояса от +2 до +13. Окончательный переход на исчисление времени по международной системе часовых поясов был введён на всей территории CCCР только в 1924 году.
Летнюю прибавку ввели ещё при Временном правительстве, и она действовала до 1931 года. В первые же годы индустриализации Сталин, как и Медведев, сделал «летнее» время постоянным. По одной из версий, этот ход подсказали американские специалисты, анализировавшие показатели производительности труда на новых объектах. Кто сейчас подсказал президенту это решение, сказать сложно.
Вновь к практике переводить стрелки два раза в год вернулись в 1981 году. К «декретному» сталинскому часу летом стал добавляться ещё один. От декретной прибавки попытались избавиться в 1991 году — но через некоторое время большинство регионов вернуло её обратно.
С точки зрения астрономии Россия разбита на часовые пояса очень неравномерно — от западной границы Московской зоны до ее восточного края — более тысячи километров, и уж куда больше положенных 15 градусов. И благодаря реформам Медведева её только расширяют — скажем, в прошлом году туда включили Самарскую область и Удмуртию.
Эти подвижки вызывают у жителей «сдвинутых» на запад регионов и недовольство, и определённые неудобства. Скажем, в Самарской области смена часового пояса вызвала нарекания в правоохранительных органах. Как сообщают в ГИБДД региона, десять месяцев 2010 года количество ДТП планомерно снижалось, а в ноябре из-за погодных условий и раннего наступления темноты выросло на 40% (65−68% ДТП в области приходится на темное время суток).
По данным Фонда социальных исследований, еще в мае 2010 года в поддержку московского времени высказалось более половины жителей области (51%). Однако через полгода данные изменились радикально. По данным за ноябрь, лишь треть (34%) жителей Самары считают приемлемым для себя более раннее начало светового дня, против этого выступают 36% (в мае — 24%). Доля тех, кто почувствовал какие-то изменения в своем физическом состоянии, — чуть меньше половины самарцев (46%).
Против «московского времени в Самаре еженедельно проводятся флеш-мобы у здания регионального правительства, и достаточно крупные митинги. Ближайший такой запланирован на 19 февраля. Аналогичных настроений придерживаются жители Камчатского края.
Впрочем, Россия не уникальна в своём административном произволе со временем. Самый яркий пример игнорирования законов природы — Китай.
Одна страна, один пояс
В 1912 году власти Китая разделили страну на 5 поясов — в соответствии с астрономическими законами. Самый восточный пояс отличался от Гринвичского меридиана на 8,5 часов, самый западный — на 5,5.
В 1949 году победители в гражданской войне — компартия Мао — основали КНР — Китайскую Народную республику. Одним из первых решений была реформа времени. Вместо демократического разброда и шатания Мао Цзедун ввёл жёсткую унификацию. Вся страна стала жить по Пекинскому времени (+8 по Гринвичу, +5 по нынешнему московскому, или +4 по московско-Медведевскому).
Преимущество Китая в том, что столица страны находится на востоке — то есть чиновники в центре просыпаются раньше, чем в западных провинциях. Впрочем, единая система не может не давать сбоев — скажем, Синцзян-Уйгурский автономный район позволяет себе отклонятся от генеральной линии партии. Светает там на 2−3 часа позже, чем в Пекине, и часто люди сами для себя решают, когда у них утро, а когда — вечер. Эта практика распространяется и на официальные учреждения — там просто корректируют расписание таким образом, чтобы приходить на работу де-факто по астрономическому времени.
Проводились в Китае эксперименты и с «летним» временем, с 1986-го по 1991 год. Однако правительство КНР отказалось от этой затеи — вероятно потому, что основное энергопотребление в Китае концентрируется в южных регионах — где эффект от перевода стрелок туда-сюда минимален.
Впрочем, как считают исследователи, для аграрных районов Китая не столь важно, что именно показывают часы — крестьяне (а их в Китае 800 млн человек, или 70% населения) всё равно встают с рассветом и укладываются спать на закате. Работать ночью просто нет смысла, а проспать восход солнца тебе не дадут домашние животные — которых надо кормить, доить и обслуживать вне зависимости от распоряжений правительства.
Временной парадокс
Антарктида, как самый южный материк, по идее попадает во все часовые пояса разом. Однако, это не имеет особого значения — полгода солнце постоянно висит над горизонтом, ещё полгода длится полярная ночь. Поэтому исследователи Антарктики могут выставлять на своих часах какое угодно время — и оно будет правильным.
Чаще всего часы на исследовательской станции выставляются в соответствии со той страной, которая распоряжается поселением. Российская исследовательская станция живёт по Москве, британская — по Гринвичу и так далее. Однако, есть и исключения. Часть станций, принадлежащих Соединённым Штатам, координирует свои часы с Новой Зеландией. Ещё часть — с Чили, Аргентиной или ЮАР. Время выставляется в зависимости от того, откуда отправляется топливо, техника и продовольствие. Так проще координировать логистику поставок с «большой земли».
Ещё одно уникальное «временное» место Земли — республика Кирибати. Это государство состоит из 33 аттолов, которые можно разделить на три большие группы. Острова рассеяны вдоль экватора. Особенность этой страны в том, что через её территорию проходит так называемая Линия перемены даты — условная линия на поверхности земного шара, проходящая от полюса до полюса, по разные стороны которой местное время отличается на сутки.
То есть, например, когда в западной части республики всё ещё среда, в восточной уже начинается четверг! Чтобы не вносить сумятицу в процесс управления, правительство страны постановило, что Линию перемены даты надо игнорировать. В итоге острова Кирибати находятся в трёх временных зонах. В результате этого смещения атолл Каролайн в архипелаге Лайн стал самой восточной точкой двенадцатого часового пояса, который первым встречает Новый год (за пределами Антарктиды и Евразии).
Не менее интересно временное устройство Австралии. Правительством там установлено три общих пояса — западный (+8 GMT), центральный (+9:30) и восточный (+10).
Однако, часть территорий получили право на своё личное время. Так, округ Джайлс в западной Австралии имеет прибавку в полчаса от восточного времени (+10:30), ещё несколько поселений живут «посередине» между западным и центральным временем, они прибавляют к Гринвичу 8 часов 45 минут.