На уходящей неделе в Киеве завершились съемки фильма «Белая гвардия» по роману Михаила Булгакова. В ленте задействованы известные актеры Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Сергей Гармаш. Между тем, новая картина, еще не успев выйти в прокат, уже стала причиной политических баталий на Украине. Здешние патриоты опасаются, что фильм выставит украинскую самостийность в негативном свете.
Продюсер ленты Александр Роднянский признался, что работу над сценами, которые снимались в Киеве, поначалу пришлось даже отложить из-за президентских выборов на Украине.
«Появление на улицах наших вооруженных петлюровцев или белых офицеров могло быть воспринято как элемент предвыборной кампании или как приход групп поддержки из регионов», — пояснил продюсер.
Впрочем, страсти вокруг нового фильма на Украине разгорелись и в «мертвый» пост-выборный сезон.
«Первая настороженность относительно этой картины та, что он снимается по заказу кремлевского телеканала „Россия-1“. А это уже означает, что его создатели должны оправдать доверие. Ведь нет сегодня для Кремля более святого дела, как объединение „русского мира“, в котором его творцы вроде президента Медведева, Патриарха РПЦ Кирилла, премьера Путина, их единомышленника режиссера Никиты Михалкова уже включают и Украину, не спрашивая даже согласия у ее народа», — сообщила слушателям украинская служба радиостанции «Свобода».
Тревога украинских патриотов по поводу съемок ленты понятна. Во-первых, как известно, сам Михаил Булгаков, выходец из русской дворянской семьи, не был в числе симпатизирующих украинским самостийникам. Во время Гражданской войны он, напротив, нес медицинскую службу в войсках Деникина, выступавших за сохранение единой и неделимой России. В «Белой гвардии» читатель может найти строки, высмеивающие новоявленных украинских сепаратистов.
Помимо этого, опасения украинских самостийников объясняются успехом среди зрителей последних российских лент на историческую тематику. Тот же «Адмирал» с Хабенским на Украине имел высокие сборы, причем, в кинотеатрах к премьере ленты устанавливали декорации, одним из элементов которых был Андреевский флаг.
Другой пример — «Тарас Бульба», спорный с художественной точки зрения, но совершенно неприемлемый для украинских националистов фильм в идейном плане. Киевская пресса, выполняя задачу по разгрому ленты, год назад утверждала, будто бы фразы казаков о готовности умереть за Русь и веру православную — выдумки царской пропаганды, а на самом деле, якобы, существует оригинал повести Гоголя, не прошедший цензуру, где запорожцы — не русские, а украинские патриоты.
«Не мог казак кричать „За Русь православную“!» — уверяет депутат Верховной Рады Лилия Григорович из партии Виктора Ющенко.
При этом сама Украина пока что массовым и качественным кино похвастаться не может. Одна из причин — отсутствие денег на съемки. Так что киевским политикам приходится сосредотачиваться на критике российских лент. Так, еще не вышедшую «Белую гвардию» уже обсуждали на государственном ТВ Украины.
«Таких реакций не возникало бы, если бы российское кино в последние годы не показывало бы украинцев преимущественно, как неполноценных дебилов. Мы можем вспомнить фильм „Мы из будущего — 2“, где Украинская повстанческая армия (УПА) показана как полные дегенераты пьяные. Можем вспомнить и „Брат-2“, где украинцы также показаны в каком-то ужасном виде. В такой ситуации российская кинопродукция и не могла обойти такой материал как „Белая гвардия“. „Белая гвардия“ это действительно роман, в котором прослеживаются украинофобские нотки. Но этот роман интересен тем, что в нем описана победа украинцев и конец того мещанского русского Киева, конец „русского мира“ в Киеве. После этого тяжело говорить уже, что в 20 веке мы проиграли. Ведь в начале XX столетия Киев был фактически российско-польским городом, а в конце стал абсолютно украинским. Мы, потомки селян и казаков, которые выгоняли из Киева белогвардейцев», — заявил депутат Киевского облсовета Андрей Ильенко из националистической партии «Свобода».
Об опасности новой ленты говорит и украинский политолог Вадим Карасёв. По его мнению, картина будет кардинально отличаться от одноименного фильма, снятого еще в советское время, в 1976 году.
«Сейчас будет другой исторический контекст. В 1976 году версия „Белой гвардии“ была предсказуема: были красные и белые. А теперь ясно, что была гражданская война, и была война Украинской народной республики с российскими войсками. Сегодня снимать такой фильм тяжелее. Ты вторгаешься в сложную деликатную динамику российско-украинских отношений. Идея российской нации не предполагает отдельное украинское национальное государство. Есть такая точка зрения, и на уровне элиты, что общерусская нация включает в себя и украинскую. Вот почему фильм просто обречен на то, чтобы быть политизированным», — объясняет Карасев.
Режиссер Сергей Снежкин после просмотра дискуссии на украинском ТВ ужаснулся:
«Это просто сумасшедший дом. Окститесь! Михаил Афанасьевич в гробу вертится как пропеллер. В Израиле до последнего времени запрещалось исполнение Вагнера. Наконец, поумнели, потому что Вагнер — это искусство. Киплинг был расистом, но это его личное дело. Мы читаем его великую книгу Маугли о человечестве. А вы всех делите, — „оранжевые“, „зеленые“, „красные“, полосатые»…
Однако, как и в случае с «Тарасом Бульбой», на Украине уже выяснили: русские экранизируют неправильный вариант «Белой гвардии».
«Только „Белая гвардия“, которую Булгаков не раз переделывал из-за недовольства „вождя народов“, нравилась Сталину. Как изображены тут украинцы, вы знаете. Почему эта пьеса так понравилась Сталину, тоже», — рубит «правду-матку» «Радио Свобода».
Киев
Фото: Олег Кутеннков ТК «Россия» sasha-siniy.livejournal.com