Ульяновская область в скором времени, вероятно, сможет претендовать на звание региона с самым жестким антиалкогольным законодательством. Введенные с 1 сентября прошлого года повсеместно по всей стране федеральные ограничения на ночную торговлю крепкими напитками в бывшей Симбирской губернии собираются расширить. В частности, в региональном правительстве уже разрабатывается законопроект, призванный полностью освободить жителей области от алкогольной зависимости на все субботы и воскресенья. В соответствии с новыми правилами уже с 1 марта (к этому сроку документ должен пройти все необходимые согласования) выходные станут здесь «сухими днями»: алкогольную продукцию, с содержанием спирта более 15 процентов, в эти дни на территории региона продавать будет запрещено.
Пока торговать «горячительным» в ульяновских магазинах запрещено с восьми вечера и до восьми утра. Кроме того, алкоголь, крепостью более 15 градусов, в регионе вообще не продается в День независимости России, День знаний, День последнего звонка и День семейного общения (12 сентября)
Сейчас департамент торговли и лицензирования регионального Министерства сельского хозяйства готовит поправки в закон № 113-ЗО «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции», которые введут табу на продажу алкоголя еще и в выходные дни.
«Поручение разработать законопроект, согласно которому предполагается запрет в выходные дни продажи алкогольной продукции крепостью свыше 15%, было дано на заседании рабочей группы по профилактике алкоголизма под председательством губернатора Сергея Морозова», — пояснила «СП» заместитель департамента Ольга Половинкина.
По ее словам, «на совещании обсуждался, в том числе и вопрос, какой пример берут дети с родителей, если даже в благополучных семьях бывает: проснулся человек в выходной день, планов никаких нет, и вот от „нечего делать“ идет в магазин за бутылочкой». «А если он не сможет ее купить, может, тогда, наконец, он вспомнит про своих детей и пойдет с ними в кино или на каток? Надо, чтобы в выходные родители больше времени проводили с детьми, а не за распитием спиртных напитков», — считает сотрудница администрации.
Проект документа, как пояснила Ольга Половинкина, будет готов до конца месяца. Затем его должны обсудить в региональном правительстве, после чего передадут в областное Законодательное собрание на утверждение. Не исключено, что уже с 1 марта продажа крепкого спиртного в области будет осуществляться по новым правилам.
А в том, что законопроект будет принят депутатами без проблем, сомневаться не приходится. Самая многочисленная фракция депутатов от «Единой России» полностью на стороне запретительных мер, и отдельные голоса противников «сухих выходных» погоды явно не сделают.
Заместитель председателя ульяновского Законодательного собрания Тамара Дмитриева, например, уже высказала свою позицию по этому вопросу:
«Я считаю, что эта мера необходима и обоснована — степень алкоголизации населения в России опасно высока, и мы просто обязаны принимать самые разные меры, в том числе и запретительные для спасения населения. Согласно демографической статистике, за 20 лет мы потеряли около 150 тысяч ульяновцев. Это — число жителей небольшого города».
Считает нужным ужесточение запретов по продаже алкоголя и председатель Городской думы, единоросс Василий Гвоздев.
«Полностью поддерживаю эти предложения, даже если кому-то они могут показаться радикальными. Политика по дальнейшему ограничению распространения алкогольной продукции в регионе, проводимая губернатором Сергеем Ивановичем Морозовым, это назревшая необходимость. Ситуацию с потреблением алкоголя необходимо менять в корне, поэтому и меры нужны нестандартные», — пишет он на своей странице в Живом журнале.
По данным Росстата, в Ульяновской области среднедушевое потребление алкоголя в 2009 году составило 18,8 л, а в областном центре — 29,1 литра (для России средний показатель составляет 10,1 литра). Почти половину областного бюджета — 12,5 млрд рублей — ульяновцы в год тратят на алкоголь и сигареты. Итог, как говорится, в милицейских сводках: за 2010 год смертность в результате злоупотребления алкоголем выросла на 23,5%, а количество преступлений в состоянии алкогольного опьянения подскочило более чем на 40%.
«Не знаю, чем объяснить столь удручающие цифры. Количество запретительных мер, всевозможных программ по борьбе с алкоголизацией становится больше, а результат хуже», — приводит слова старшего помощника областного прокурора Василия Зимы газета «Коммерсант».
Но возможно, это тот самый случай, когда благими намерениями власти выстилают дорогу в ад. Независимые эксперты, в частности, уверены: кто пил, пить меньше не станет, но переключится с легального алкоголя на суррогат. А значит, принимаемые меры вряд ли приведут к желаемому результату.
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз поделился с корреспондентом «СП» своим видением этой проблемы:
— Ну, не будут продавать крепкий алкоголь по выходным. Для нормальных людей это что, проблема? Нет, конечно. Нормальные люди будут закупать все заранее, чтобы иметь запас. Так делают уже сейчас. Я знаю, что многие из тех, кто в принципе иногда употребляет, держат дома запас, чтобы ночью не выскакивать на улицу и не искать по подворотням.
«СП»: — Так в чем же тогда проблема?
— В том, что у нас и так огромная армия потребителей и до введения ночных запретов использовала совсем другую продукцию — спиртосодержащие суррогаты: самогон, всякие аптечные настойки, жидкости для чистки окон и прочую гадость. И этот нелегальный сектор растет год от года.
«СП»: — Почему?
— Такая у нашего государства акцизная политика. Она уже привела цены на водку и ликероводочные изделия к тому уровню, когда, ну, скажем так, не менее 25−27 млн человек вынуждены пользоваться продукцией из подпольного суррогатного сектора.
«СП»: — Ну, если водка не по карману, почему не перейти на пиво, например?
— Да в том-то и дело, что запретительно-ограничительные меры не влияют на изменение структуры потребления никоим образом. Так что, если человек хочет вечером выпить 100 грамм водки, то он будет искать крепкий алкоголь. Он не будет пить пиво. Аналогично, если человек хочет пива, он не будет пить водку. Это совершенно разный алкоголь. Они никогда не были ни заменителями, ни конкурентами друг друга.
«СП»: — То есть запретительные меры положительно на здоровье не повлияют?
— Вот именно. Это хорошие популистские меры: громкие, звучные. О них можно красиво доложить руководству, но они совершенно бесполезны с практической точки зрения, как и любой популизм. Все, кому надо, сделают запасы. Кроме того, однозначно пойдет в рост продажа суррогатной продукции, а значит, и количество смертей от нее. Уповать на то, что милиция наведет порядок бесполезно: никакая милиция, переименованная в полицию, все равно не прекратит брать взятки и крышевать эти процессы.
К слову, жители Ульяновска в интернете уже активно обсуждают тему запрета и делятся «рецептами», как их обходить. Кто-то предлагает «затовариваться в пятницу», кто-то сетует, что «опять придется бежать к таксистам», кто-то напоминает о магазинах, где «спиртное продадут в любое время суток». Но есть и те, кто пытается ответить на вопрос: почему в области так много пьют?
«Алкоголь — конечно, яд, но бороться с пьянством и алкоголизмом только таким методом — это глупость. Почему пьют водяру? В большинстве случаев от социальных проблем. Решайте социальные проблемы и пьянства будет меньше», — предлагает один из авторов ульяновского интернет-форума.