Губернатор Петербурга направила в правительство РФ письмо с просьбой выделить 10 млрд рублей на строительство нового стадиона для «Зенита». С аналогичной просьбой к премьеру планируют обратиться и депутаты городского парламента.
Первоначальный проект строительства стадиона на Крестовом острове должен был обойтись городскому бюджету в 6,7 миллиарда рублей. Позже цифра возросла до 24 миллиардов рублей, а в январе этого года власти сообщили, что он будет стоить 33 миллиарда рублей. Правда, и с этой суммой не все было ясно.
Увеличение стоимости якобы было вызвано тем, что длительный срок действия контракта вызывает необходимость учитывать инфляцию. Кроме того, планируемый размер стадиона увеличился на 38% и у него появились новые функциональные возможности — проведение не только спортивных, но и других мероприятий.
Стоит напомнить, что и сроки открытия новой арены неоднократно переносились. Первоначально было задумано построить арену к 2009 году, затем власти пообещали сдать стадион к ноябрю 2012 года.
По финансам ситуация тоже менялась. Сначала городские власти собирались финансировать строительство вместе с «Газпромом», которому принадлежит ФК «Зенит», пополам. Потом администрация Петербурга взяла бремя расходов на себя полностью. И вот новая просьба Валентины Матвиенко к Путину: дайте 10 млрд рублей из федерального бюджета.
Депутат Законодательного собрания Олег Нилов («Справедливая Россия») убежден, что обращение губернатора к Путину — его заслуга. Он и объясняет логику этой просьбы:
— Мы начали строить стадион для города, а заканчиваем уже — для чемпионата мира, поэтому федеральный центр должен профинансировать хотя бы эти 10 млрд рублей. Я, кстати, об этом заранее говорил.
«СП»: — Все эти удорожания пытаются объяснить тем, что якобы не хватает средств, чтобы привести проект стадиона в соответствие с требованиями ФИФА. Вас убеждает такой аргумент?
— У вас есть возможности проверить это. Во всяком случае, я задал вопрос председателю городского спорткомитета Вячеславу Чазову, насколько эти требования являются требованиями, а не рекомендациями. Насколько это обязательные условия не просто для матчей чемпионата, которые будут проходить на относительно простых стадионах, а именно для полуфинальной игры. Чазов говорит, что главный аргумент — это увеличение на тридцать процентов площади стадиона до 70 тысяч мест. А раз увеличилась площадь стадиона, то метры квадратные переходят в миллиарды рублей. Вот это я услышал от Чазова. Правда, сметы, которая подтверждает расходы этих миллиардов построчно, постатейно, по каждому разделу, я так, к сожалению, пока и не увидел.
«СП»: — Депутаты вас поддержали?
— Депутаты меня, к сожалению, не поддерживали с самого первого дня, когда я об этом стал говорить. Я задавал вопросы, но не слышал ответа. И вот, наконец, добился, что Чазов и Валентина Ивановна считают также, и они уже сделали обращение в адрес правительства РФ. Я считаю, что нужно обращаться выше — к Путину.
«СП»: — А помните, что в свое время генподрядчик строительства стадиона Инжтрасстрой, который принадлежит, как мы знаем, Дерипаске, обещал уложиться в 13 млрд рублей. Дело было на тендере, когда Инжтрансстрой взял проект, заявив цену в 30 процентов ниже первоначальной. И вот, пожалуйста: конструктивные изменения, требования ФИФА и компания Дерипаски требует новых денег. Я уж не говорю, что изначальная цена стадиона была заявлена в 6,5 млдр рублей. а сейчас он стоит 33 млрд. И Матвиенко просит у Путина еще десять…
— Нет, не еще 10 к 33. На заседании комиссии было озвучено, что общая цена стадиона не 33 млдр уже, а 28 с копейками…
«СП»: — Но тогда непонятно, почему так легко миллиарды прибавляем и отнимаем. Если можно легко и непринужденно манипулировать такими громадными деньгами, то, может, в самом деле, откликнуться бы на пожелания некоторых петербуржцев и завести в город немецких строителей с немецкими материалами и немецким качеством, — и дешевле вышло бы, и лучше. И надежнее как-то. Доверия больше.
— Ну, это касается всего нашего хозяйства и дорожного строительства и обычного. Конечно, это, скорее всего, так. В любом случае я думаю, что такие громадные стройки и в процессе, и ближе к завершению должны, конечно, инспектироваться, проверяться, контролироваться надзорными ведомствами, контрольно-счетными палатами. Вокруг таких объектов вьются не караси даже, а коррупционные акулы, сомневаться не приходится.
«СП»: — Но вы же пытались организовать комиссию для проверки манипуляций вокруг стадиона…
— Вот эта комиссия по городскому хозяйству как раз и проводила слушания, приглашала туда и Чазова, и министра строительства, и членов правительства, и проектировщиков, вот они и отвечали на разные вопросы депутатов и общественности. Какие-то вопросы они раскрыли, какие-то нет. В числе прочего мы спрашивали и о безопасности. Стадион в случае необходимости должен быть освобожден от людей за 8 минут. Для этого понадобились какие-то дополнительные выходы, новые проходы, изменились требования пожарников. Это одна из причин, почему поменялась стоимость проекта.
Другое мнение
Депутат ЗАКСа, председатель комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Сергей Малков (КПРФ).
«СП»: — Почему, на ваш взгляд снова увеличилась стоимость стадиона? И какова его цена на самом деле, цифры звучат разные… Стоимость проекта известна?
— Мы этой документации не видели. Решение о строительстве стадиона было принято без разработки, без ТЭО, и понятно, что первоначальная цена была взята с потолка. Все последующие удорожания возникали с разработкой этой документации. Тут трудно сказать, украли что-то, не украли, тут все перемешано, все делается сзади наперед.
Вопрос в другом. Если делать все по-нормальному, то проводятся исследования, разрабатывается документация, и на основании этих исследований определяется, можно или нельзя построить данный объект в данном месте? И, разумеется, определяется его стоимость. Что было со стадионом? Анекдот: сначала был просто эскиз, и решение о строительстве стадиона приняли на основании какого-то эскиза.
Беда в том, что в Санкт-Петербурге полностью разрушена система последовательного порядка принятия градостроительных решений и осуществления строительных мероприятий. Решение о сносе стадиона имени Кирова на Крестовском острове и о строительстве нового было принято не только в отсутствие проекта нового стадиона, но и в отсутствие градостроительной документации, обосновывающей выбор места.
Для осуществления сноса оказалось достаточно лишь результатов конкурса на проектную идею будущего стадиона. Разработка проекта велась уже во время сноса прежнего стадиона и нового строительства, что называется, «с колес». Посреди всего этого была предпринята попытка разработки градостроительной документации, которая показала, что не решается один из ключевых вопросов — доставки на стадион зрителей! В попытках решить эту проблему родилось экзотическое решение — отвозить зрителей в другие части города по Неве на паромах. Но вместе с тем это внезапно привело к внеочередному строительству двух мостов. Уже по ходу строительства принимаются все новые и новые решения — как в части конструкций, так и в части общей вместимости трибун для зрителей. За это время общая площадь стадиона увеличилась со 174,5 до 250,4 тысяч кв.м.
«СП»: — Как известно, «во время пути собачка могла подрасти»…
— Когда мы говорим о стоимости стадиона, то речь идет только о стоимости арены, а на самом деле вся инфраструктура, все мосты, которые необходимо построить, тоже должны учитываться в стоимости объекта. И поэтому реальная стоимость стадиона с учетом всего сопутствующего строительства, скорее всего не будет уступать «Уэмбли». Вот какая ерунда получается.
Если бы все решения принимались как положено в градостроительстве, тогда и цены были бы более понятными, более прозрачными. Градостроительство как наука, как искусство возведения города сегодня в Петербурге сведено на нет. Отсюда весь этот абсурд. Основная причина удорожания в том, что принятие градостроительных решений поставлено с ног на голову.
Досье «СП»
Новая арена строится на месте легендарного стадиона имени Кирова на Крестовском острове, где проходили лучшие матчи «Зенита» в чемпионате СССР и Играх Доброй Воли-94.
Проект стадиона был разработан бюро японского архитектора Кисе Курокавы. Спустя некоторое время после начала строительства он был представлен в заявке России на чемпионат мира 2018 года как место проведения одного из полуфиналов. В связи с этим проект отправляли на доработку, чтобы стадион полностью соответствовал требованиям ФИФА по вместимости и безопасности.
Питерская «стройка века» по стоимости теперь уступает только новому «Уэмбли» в северо-Западной части Лондона и «Мидоулэндс» в Нью-Джерси (США), которые оценивается примерно в полтора миллиарда долларов.
Для сравнения: главная спортивная арена Франции «Стад де Франс» — стадион-трансформер на 80 с лишним тысяч мест, где проходил финал ЧМ-1998, обошелся в 450 миллионов евро — половина от питерской сметы. Самый дорогой в Германии стадион «Альянц-Арена» в Мюнхене, и тоже на 70 посадочных мест, как в Петербурге, стоил менее 350 миллионов евро.
Санкт-Петербург