Общество

Президент решил разорить мелких взяточников

Поправки первого лица не обидят действительно крупных коррупционеров

  
22

Президент России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение в Госдуму законопроект, в соответствии с которым с виновных во взяточничестве будет взиматься штраф до стократной суммы взятки.

«Проектом федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется положением, в соответствии с которым за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более пятисот миллионов рублей.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой главой о правовой помощи по делам об административных правонарушениях при необходимости производства на территории иностранного государства соответствующих процессуальных действий, прежде всего в отношении юридических лиц, от имени которых или в интересах которых передавались взятки" — сообщается на сайте президента.

О том, что на взяточников нужно налагать штрафы в размере до стократной суммы взятки, Медведев заявил в послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года.

В настоящее время в соответствии со статьей 290 Уголовного кодекса за получение взятки максимальный штраф составляет один миллион рублей, либо он взимается в размере зарплаты или иного дохода осужденного за пять лет. За дачу взятки (статья 291) максимальный штраф составляет пятьсот тысяч рублей или взимается в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет.

Что интересно, штраф за взятку не должен превышать 500 миллионов рублей: то есть максимальная взятка, которая будет штрафоваться в стократном размере, это 5 миллионов. А «заработав» полмиллиарда, можно разойтись один к одному, получив со своей должности большую сумму — и вовсе остаться в плюсе.

В интервью «Свободной прессе» политолог Георгий Сатаров обращает внимание на то, что штрафовать будут не только за получение взятки, но и за её дачу. Скажем, устроить ребёнка в детский сад (средняя цифра по Москве — 40 тысяч) может обойтись родителям в 4 миллиона, «отмазаться» от срочной службы в армии — от 5 миллионов. Полторы тысячи «полицейскому инспектору дорожной службы» превращаются в 150 тысяч, и так далее.

О том, как на самом деле будет работать эта норма, «Свободная пресса» поговорила с одним из соавторов законопроекта, руководителем Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интерннешнл» Еленой Панфиловой.

«СП»: — Будет ли эта мера эффективна?

— Это может показать только практика применения. У нас многие меры, которые считались разумными, оказались неразумными, и наоборот — в силу того, что практика не работает должным образом. Как, например, декларирование доходов — ведь мера-то разумная! А пошло это в сторону, приходится дополнять, исправлять, технически прорабатывать.

Законопроект, который вносится, он не только про штрафы за взятки. Там есть вещь, о которой никто не говорит — правовая помощь по делам об административных правонарушениях, производство которых при необходимости происходит на территории иностранных государств. Это позволит расследовать дела, аналогичные скандалу с «Даймлером».

Аналогично, вводятся понятия «подкуп иностранного должностного лица» и «подкуп служащих международных организаций». Это касается деятельности наших компаний в третьих странах, «Газпромов», «Лукойлов» и так далее. Как раз теперь эта норма значительно упростит работу с зарубежными коллегами.

«СП»: — Не является ли это фактически легализацией коррупционной деятельности — взял, попался, откупился, заплатив «коррупционный налог»?

— Для крупных взяток наказание в виде лишения свободы не отменяется, по крайней мере так было в том проекте закона, который я видела. Это не откуп.

Малая взятка будет только штрафоваться, а средняя и выше — сопровождаться лишением свободы. И, соответственно, там будет наказание за посредничество — а это очень круто. У нас очень часто брали человека, который говорил — «а я вообще ни при чём, я нёс от Петрова к Сидорову», и прокуратуре приходилось переквалифицировать дело с «взятки» на «мошенничество».

"СП": — За мошенничество наказание мягче или просто состав преступления сложнее доказуем?

— Там всё упирается в такой момент: человек, который несёт, передаёт взятку, не может «решить вопрос», не имеет на это соответствующих полномочий. Соответственно, он как бы обманывает взяткодателя — берёт деньги за услугу, которую не может оказать. А непосредственный коррупционер остаётся чист — до него же деньги не дошли. И это не злоупотребление служебным положением, не коррупция, а мошенничество.

Теперь же наказание будет распространяться и на такие действия. И посредника будет легче склонить к сотрудничеству, чтобы он дал показания против того, на кого он работал, кому предназначались деньги.

«СП»: — Действительно большие взятки не даются деньгами — это доли в компаниях, акции, и тому подобное.

— Я думаю, суд будет приводить подобные «подарки» к монетарному эквиваленту.

«СП»: — Максимальный штраф ограничен полумиллиардом, соответственно, максимальная взятка, за которую будут штрафовать в стократном размере — 5 миллионов. «Бери больше, обойдётся дешевле»?

— На самом деле штрафы — это наша собственная инновация, посмотрим, как она будет работать. Эта норма вводится как замена невозможной в нашей юридической системе конфискации имущества. Замена в определённом смысле дурацкая, но тем не менее. Доли, собственность, всё это оформляется на третьих лиц, и зачастую у коррупционера нечего конфисковать. И оказывалось так, что его сажают, а у него всё остаётся. А это — хоть какое-то, но принуждение к компенсации вреда.

Понятно, что особо упёртые товарищи всё равно скажут — «у меня ничего нет», и будут оплачивать штраф из официальной зарплаты. Но что-то мне подсказывает, что например возможность условно-досрочного освобождения будет увязана с выплатой этого штрафа, и людям придётся продавать нажитое незаконным путём, чтобы его выплатить.


Политолог, президент фонда «Индем», автор большого количества исследований о коррупции в России Георгий Сатаров оценивает законопроект отрицательно — настоящую, «большую» коррупцию он не затрагивает. Зато может уничтожить то положительное, что возможность подкупа даёт нашему обществу — то, что эксперты называют «смазкой системы».

— Законопроект имеет явный социально-ориентированный характер — в том виде, в котором подписан президентом. Он не бьёт по богатым людям и по большим взяткам. Он ударит по маленьким людям, по небольшим взяткам, по низовой коррупции. Причём наказания ужесточились — и эти наказания в том числе и для взяткодателей.

Наказание стало серьёзнее, но ситуация не изменилась — у нас по-прежнему страшный дефицит при устройстве, например, в ясли или в детсад. Не хватает качественного медицинского обслуживания. Это ничего не меняется, а вот кары для людей, которые вынуждены идти на дачу взятки, существенно ужесточены.

Абсолютно поразительная вещь, если забыть о том, что этот президент выбирался не гражданами, а богатыми и благополучными чиновниками, и именно их этот законопроект защищает. Хотя с виду он имеет популистский характер. Любой юрист знает, что преступность ограничивается не жёсткостью наказания, а его неотвратимостью. С коррупционной преступностью у нас вообще ситуация ужасная — количество приговоров исчисляется несколькими тысячами, а нарушений ежегодно — сотни тысяч.

«СП»: — В законопроекте есть ещё одна новация, цитирую: «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новой главой о правовой помощи по делам об административных правонарушениях при необходимости производства на территории иностранного государства соответствующих процессуальных действий, прежде всего в отношении юридических лиц, от имени которых или в интересах которых передавались взятки». То есть расширение борьбы с коррупцией в том числе и на другие страны.

— Но международная коррупция — это большие взятки, которые не подпадают под действие Кодекса об административных правонарушениях. А те меры, которые действительно можно было бы принять и они бы работали — они не вносятся.

«СП»: — Какие меры? Президент уже вносил заимствование из международной практики — декларации о доходах чиновников. Но новация, что уже очевидно, не работает.

— Например, есть такой правовой институт, как «защита неопределённого круга лиц». Или «защита общественных интересов». Он у нас есть в паре законов, которые особо власть не задевают, скажем, это касается защиты прав потребителей.

Этот принцип давно надо ввести в законодательство как универсальный. У общества тогда появится инструмент по самостоятельному преследованию коррупционеров, без участия Медведева и даже без участия прокуратуры. На такое они, конечно, никогда не пойдут.

Декларирование и не могло заработать — если у какой-нибудь общественной организации нет возможности предъявить иск чиновнику. Очень трудно доказать в данном случае, что ущерб нанесён непосредственно тебе. Легче доказать ущерб, нанесённый обществу.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня