Чудское озеро помнит великие битвы с иноземцами. Теперь оно стало символом сближения. Эстония и России планируют в рамках приграничного сотрудничества строительство портов на Чудском озере.
Министр регионального развития России Виктор Басаргин пообещал на пресс-конференции в Таллине уже в ближайшее время подписать соглашение о двустороннем приграничном сотрудничестве. Министр по делам регионов Эстонии Сиим Кийслер подтвердил взаимный интерес. Он-то и сообщил, что стороны согласовали ряд конкретных проектов, в числе которых реконструкция пограничных переходов в эстонской Нарве и российском Ивангороде, реставрация древних крепостей и бастионов, строительство и реконструкция очистных сооружений и портов на Чудском озере, приведение в порядок автомобильных дорог.
Корреспондент «Свободной прессы» обратился к известному вильнюсскому политологу Юрию Долинскому, специализирующемуся на исследовании процессов в бывшей советской Прибалтике:
— Можно ли считать, что Россия окончательно простила Эстонию после «бронзовой ночи», когда в апреле 2007 года власти республики перенесли из центра Таллина на кладбище монумент солдату-освободителю от фашизма, в связи с чем произошли массовые волнения, жестоко подавленные полицией? После этого многие российские компании ограничили сотрудничество с Эстонией, упал транзит, фактически были негласно введены экономические санкции.
— Вопрос поставлен неточно. Эстония и Россия стали следовать концепции, известной как «realpolitik». В термине определена суть — реальная политика, осуществляемая в русле не эмоций, а прагматических подходов, учитывающая не мифы, а реальную ситуацию, перспективу, расклад сил — экономических, военных
«СП»: — То есть речь о компромиссе?
— Отчасти — в тех сферах, где он возможен. Эстония и Латвия, как и Литва, остались при своем мнении по поводу противоречивых страниц истории, отношения к некоторым новым реальностям, но в отличие от Вильнюса они попытались отделить политику от экономики. Ну вот, скажем, разве изменилось отношение эстонских властей к коллизии с «Бронзовым солдатом»? Нет. Они как считали этот монумент памятником «советским оккупантам», так и считают, определив его место на воинском кладбище. А Россия разве согласилась с таким подходом? Тоже нет. Но обе стороны сумели отдать эту тематику историкам и политологам. Да и, по правде говоря, экономическими санкциями не принудишь иначе думать, зато России они не приносят пользы. Да, бьют по экономике той страны, против которой применяются, но еще больше отталкивают ее коренное население, элиту от России, одновременно формируя условия для более динамичной интеграции в западные структуры.
«СП»: — То есть это невыгодно никому — ни нам, ни стране, которую Россия «наказывает»?
— Не говоря уж о том, что прямые экономические санкции бьют в первую очередь по тем, кому там труднее всего — по некоренному населению, российским же соотечественникам. Это не значит, что следует исключить споры по принципиальным вопросам. И конфликты могут быть, например, там, где возникает экономическая конкуренция. Но все же желательно не на основе политических аргументов. Они искажают суть экономического сотрудничества, нанося вред обеим сторонам. Причем «наказываемой» стороне краткосрочный, а России, получающей от санкций краткосрочную пропагандистскую выгоду, — долгосрочный.
«СП»: — В России эксперты от патриотических сил трактуют некоторое потепление отношений с Прибалтикой как сдачу позиций, отступление.
— Я бы не отрицал до конца такую возможность. Покажет время. Увидим, как будет формироваться отношение к принципиальным моментам в спорах, к вопросу о правах некоренного населения в Прибалтике. Мы ведь на самом деле не знаем, что происходит в политическом закулисье. Некоторые эксперты утверждают, что это потепление в Кремле продвигают российские олигархи, у которых есть бизнес-интересы. Но если это выгодно России и не противоречит интересам соотечественников, не ведет к предательству чьих-либо национальных интересов — почему бы и нет? У некоторых олигархов к тому же наверняка очень теплое отношение к той же Эстонии. На днях обнародован любопытный факт. Если верить СМИ, Олег Дерипаска заработал первый миллион долларов на транзите стали через Эстонию. А помните: эта республика в начале 90-х стала одним из мировых лидеров по экспорту цветных металлов? Будущим олигархам было выгодно использовать разницу в ценах, путаницу с квотами. Прибалтика помогла. Или вот еще новость или «утка» — время покажет, что на самом деле: по информации латышских СМИ, руководство крупнейшей в Прибалтике сети розничной торговли «Maxima grupe» ведет переговоры о продаже предприятия, а потенциальным покупателем более четырехсот магазинов «Maxima» называют Елену Батурину. Эстонское и латвийское отделения назвали это слухами и не комментируют их, но слухи-то показательны, особенно с учетом того, что Юрий Лужков пытался устроить жизнь в Латвии, и наверное, готовился задолго до отставки. Называют имена и других олигархов, интересующихся Прибалтикой. Однако даже если версия о прибалтийском влиянии российских олигархов верна, все равно видно, что пока работает система баланса интересов, учитывающая интересы России. Литва пытается поступать так, как будто она определяет правила игры в европейской экономике, и ей РФ не идет навстречу.
«СП»: — Не столько РФ, сколько олигархи, эксплуатирующие наши энергоресурсы…
— А вы сможете разделить эти интересы, точно определить степень участия государства и бизнеса?
«СП»: — Ладно. Это интересная, но другая тема. А что может интересовать Россию в Прибалтике? Ни полезных ископаемых, ни существенного промышленного потенциала…
— Ну вот Басаргин сказал в Таллине, что у России есть конкретные проекты взаимодействия в области экономики, коммуникации, экологии, туризма. Что большой интерес проявляется к опыту Эстонии по предоставлению электронных услуг населению. То есть если искать поводы не к конфликту, а к сотрудничеству, то каждая страна может найти друг у друга полезный опыт для себя. Эстонские дипломаты в своих официальных документах констатируют: «В настоящее время Эстония в двусторонних отношениях с Россией придерживается курса практического развития сотрудничества».
«СП»: — Фраза «в настоящее время» настораживает. Попользуются, попользуются, и «кинут», как делали даже некоторые лидеры стран, уверяющих, будто они союзники России…
— Жизнь говорит пока о другом. Потепление в отношениях не отменяет конкуренции. Вот свежие данные об экспортных перевозках грузов через российскую Усть-Лугу. Железнодорожные администрации Прибалтики подсчитали: рост этих перевозок сократил в прошлом году общий грузооборот балтийских портов почти на 15 процентов. Эстонцы предполагают, что в этом году падение составит еще 20 процентов. Это и есть реальные результаты «realpolitik» для России…
Таллин
Фото: panoramio.com, err.ee